Фото: Министерства юстиции
Павел Петренко убежден в эффективности нынешней судебной реформы
Министр юстиции Павел Петренко рассказал об особенностях начатой судебной реформы.
Материал размещен в №22 журнала Корреспондент от 10 июня 2016 года.
— Расскажите, в чём суть судебной реформы, за которую проголосовал парламент?
— Во-первых, мы предлагаем перестроить и упростить судебную систему — одну из самых дорогих и неэффективных в мире. После реформирования суды будут включать всего три инстанции: местный суд, апелляционный суд и Верховный суд. Во-вторых, единственной кассационной инстанцией останется Верховный суд. Все спецсуды ликвидируются — человек сможет обратиться в местный суд по любому вопросу.
Первым перезагрузку должен пройти Верховный суд, затем апелляционные, а потом местные суды.
Позже будут созданы Антикоррупционный (будет рассматривать дела Национального антикоррупционного бюро) и Патентный суд. Отбирать судей будет Высший совет правосудия, а утверждать — Президент. Наконец, судьёй можно будет стать, только пройдя конкурсный отбор и тестирование, — в итоге мы ожидаем, что в систему вольются новые люди — адвокаты, юристы, люди учёные — и она станет более открытой.
— Люстрация судей провалилась, какие перспективы у нынешнего варианта судебной реформы?
— Я думаю, что у нас хорошие шансы реформировать судебную власть. Поймите, без справедливого суда инвесторы не заходят в страну. Предохранителем от коррупционных действий станет зарплата, которая будет повышаться несколько раз.
Мы ещё на стадии разработки проекта решили, что судьи Верховного суда должны зарабатывать как руководители НАБУ. Так, судьи этой инстанции в 2020-м будут зарабатывать 50 минимальных зарплат. В 2017-м оклад судьи местного суда достигнет 15 минимальных зарплат, судьи апелляционного суда — 25 минимальных зарплат.
Естественно, образ жизни судей будут контролировать как Высший совет правосудия, так и общественность. Но такие заплаты получат только те судьи, которые пройдут конкурс. Кто откажется проходить отбор — останутся с нынешними окладами.
— Есть расчёты, сколько судей сможет вновь вернуться на должность?
— Пока сложно назвать точные цифры. После освобождения 1.800 судей судебная система будет обновлена на 30%. Показательны цифры по нынешней переаттестации: её прошли 46% судей, притом что 17% отказались участвовать в конкурсе и сразу уволились.
— Опыт каких стран может оказаться полезным Украине, которая только начинает перестраивать суды?
— Этот путь уже прошли все страны Восточной Европы. А показательным я считаю путь Германии. После объединения двух частей страны судили судьи Западной Германии, а судьи Восточной проходили конкурсы и учились.
— Ваш прогноз: когда в Украине появятся честные суды?
— Я оптимист и верю, что уже в ближайшее время украинцы смогут обратиться в честный суд, за которым не будет шлейфа коррупции, и дела не будут решаться по звонку. Так, Верховный суд может заработать в течение шести-восьми месяцев после принятия законодательных изменений.
***
Этот материал опубликован в №22 журнала Корреспондент от 10 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.