В Киеве заговорили о скором назначении "куратора" по Украине при особе Дональда Трампа.
Журнал Корреспондент в №20 (762) разбирался в статусе украинского вопроса в Белом доме, который шатается от политических вихрей и пытается отбиться от импичмента.
Пока американский президент Дональд Трамп объезжает со своим первым официальным визитом зарубежные страны, у него в стране набирает обороты скандал, связанный с расследованием возможной причастности его окружения к вмешательству России в президентские выборы, а также отношений между членами предвыборного штаба Трампа и спецслужбами России. Во вторник 23 мая в Конгрессе прошли очередные слушания высокопоставленных представителей разведывательного сообщества Америки, которые по своей форме и сути очень похожи на допрос. В этот раз ответить на вопросы конгрессменов были приглашены бывший и действующие руководители разведывательных агентств. Американская пресса уже назвала «свидетельства» не в пользу президента Трампа. Буквально в течение последнего месяца расследование связей окружения Трампа с Россией превратилось чуть не в главный вопрос внутренней американской политики. Возможности как-то заглушить скандал уже почти не остается, а шлейф российского следа будет омрачать Трампу все его президентство. В такой ситуации новое значение приобретает вопрос украино-российского конфликта.
Президент Украины Петр Порошенко на пресс-конференции 14 мая заявил, что доволен тем, как строятся отношения с Соединенными Штатами, и даже сообщил, что в ближайшее время планируется избрать специального представителя США, который будет отвечать за координацию действий с Украиной. Американские и украинские аналитики несколько удивленно реагировали на эту информацию. В разговоре с «Корреспондентом» они отмечали, что сейчас администрации Трампа – не до Украины из-за внутренних проблем, что Трамп больше интересуется Ближним Востоком, где есть возможности заключать многомиллиардные сделки и присутствуют интересы Республиканской партии, и, что для Трампа не существует «украинского вопроса» - Украину он понимает исключительно как часть проблемы в отношениях с Россией, которые все еще намерен восстановить.
Вместе с тем, американские наблюдатели единодушны в том, что скандал о связях с Россией, безусловно, повлияет на позицию администрации Трампа по отношению к Украине: от того, какие решения будут приняты, будет зависеть, вернет или окончательно потеряет доверие сам президент и его окружение.
Месть разведчика
На слушаниях 23 мая в Конгрессе Бывший директор ЦРУ Джон Бреннан высказал опасения, что, во-первых, разведка США выявила связь между российским руководством и членами предвыборного штаба. А во-вторых, предположил, что российские спецслужбы наняли кое-кого из них в качестве своих агентов: по крайней мере «известно», что Россия предпринимала попытки подкупить их. А двое действующих руководителей, которые в тот же день тоже свидетельствовали перед Конгрессом, – директор Национальной разведки Дэн Коутс и глава Национального агентства по безопасности Майк Роджерс – не смогли дать четкий отрицательный ответ на вопрос, просил ли президент Трамп закрыть расследование. «Я убежден, что мои обсуждения этого вопроса с президентом, относятся к той информации, которую не следует разглашать, - сказал Коутс, - с другой стороны, если этого потребует Комитет по разведке [Сената, который тоже проводит свое расследование этого дела – ред.], я, конечно, ее предоставлю».
Западная пресса активно обсуждает импичменты в политической истории Америки, объясняя аудитории, как происходит эта процедура, какие основания прописаны в Конституции, за что попали под импичмент или были близки к этому прошлые президенты и за что импичмент может грозить самому Трампу. Американские политические обозреватели на полном серьезе рассуждают, когда могут снять Трампа: до выборов в Конгресс в 2019 году или уже после них, когда большинство в нижней Палате представителей получит Демократическая партия. Сейчас там и в Сенате большинство у Республиканской партии, от которой Трампа выдвигался кандидатом в президенты.
Американские журналисты уже назвали это дело «Рашингейт» или «Кремлингейт» по аналогии с «Уотергейтом» [дело о прослушке предвыборного штаба демократов в отеле «Уотергейт», организованной президентом Ричардом Никсоном – ред.], расследование которого продолжалось два года, и, в конце концов, в 1974 году привело к вынужденной отставке президента Никсона.
«Рашингейт» получил новое развитие после публикации в американском издании New-York Times о том, что Трамп просил бывшего директора ФБР Джеймса Коми прекратить расследовать российские связи своегобывшего советника по национальной безопасности Майкла Флинна. Тот вынужден был уйти в отставку в феврале из-за того, что скрыл информацию о своих телефонных разговорах с российским послом Сергеем Кисляком. Самого Коми Трамп уволил тоже – совершенно неожиданно для всех и прямо перед визитом в Вашингтон 10 мая министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
В ответ оскорбленный бывший руководитель главного разведывательного управления США распространил свою служебную записку среди высокопоставленных чиновников и своих коллег, которые и слили ее журналистам.
Еще более тяжелый удар Трампу нанесла не менее влиятельное в Штатах издание Washington Post. Газета со ссылкой на свои источники сообщила, что Трамп выдал Лавровусекретную информацию о планах США и союзников в Сирии против террористов ИГИЛ. Разведывательное сообщество и медиа – худшие из врагов, которые могут быть у американского политика. Трамп сумел настроить против себя обоих, и тем самым подарил Демократической партии реальный шанс добиться его импичмента.
После увольнения директора ФБР Коми Конгресс назначил специального прокурора по этому делу Роберта Мюллера, руководившего ФБР при президентах Буше младшем и Обаме. Важно, что задача этих расследований – узнать, действительно ли Кремль сумел вмешаться в избирательный процесс на последних выборах президента, и помогал ли этому кто-либо из окружения Трампа. Малейшее доказательство этих предположений будет означать обвинение в государственной измене, и ставит под сомнение законность президентства Трампа. Осознав опасность своего положения, Трамп занялся формированием команды адвокатов, которые будут защищать его и его ближайшее окружение.
Вместе с тем, куда более важными для Трампа могут оказаться его решения в отношении России. А значит, его администрации пришло время определиться с позицией и по конфликту между Украиной и Россией.
«Украинский вопрос» набирает вес
В администрации президента Трампа существует два крыла, которые конфликтуют между собой из-за принципиальных расхождений, в том числе по вопросу России. Одно – те, кто был назначен на государственные посты, требующие утверждения Конгрессом или назначенные под давлением Республиканской партии. В большинстве своем это – люди, которые не были вовлечены в предвыборную кампанию Трампа. К ним относится Госсекретарь Рекс Тиллерсон, глава Пентагона Джим Меттис, советник по национальной безопасности Герберт Макмастер.
Исключением стал министр юстиции Джефф Сешн, участвовавший в предвыборной кампании Трампа. В своей должности, которая предполагает и совмещение функцией Генпрокурора США, он пользуется сильным влияниям на правоохранительные органы. Но Сешн самоустранился от участия в любых расследованиях, связанных с кампанией Трампа, во избежание конфликта интересов. Именно его решением был назначен специальный прокурор для расследования связей с Россией.
«Сешн, зная болезненную обидчивость Трампа, фактически сам от него отдалился. А сейчас от Трампа, как с тонущего корабля, бегут и многие конгрессмены, и даже некоторые его друзья-бизнесмены. Частично из-за этого около 80% государственных постов остаются вакантными», - сообщил источник Корреспондента в крупном американском СМИ.
Второе крыло представлено ближайшим окружением Трампа. Здесь по-прежнему сохраняет влияние главный идеолог его предвыборной кампании миллионер Стив Бэннон, известный своими праворадикальными взглядами. Трамп его вывел из Совета по национальной безопасности, потому что таково было условие Греберта Макмастера, заменившего на посту главного советника по нацбезопасности Флинна, уличенного в связях с российским послом Кисляком.
Однако работа Макмастера с Трампом не складывается. Президент недоволен тем, что советник поучает его, как вести себя на публике, и даже позволяет себе опровергать его заявления в разговорах с представителями зарубежных правительств. К примеру, Макмастер сообщил правительству Южной Корее, что отказ Трампа оплачивать размещение новой ракетной системы на полуострове не соответствует официальной позиции Вашингтона. Американские СМИ писали, что Макмастер конфликтует с Бэнноном из-за того, что последний вмешивается в кадровые назначения в его департаменте.
Во многом Бэннон сохраняет доверие Трампа благодаря близким отношениям с мужем старшей дочери Иванки Джерадом Кушниром. Влияние дочери и зятя остается определяющим в решениях Трампа. Самого же Кушнира в Америке уже в шутку называют «мастером на все руки», потому что ему президент поручает практически все вопросы: от проблемы опиоидной зависимости среди американцев до внешнеполитических вопросов. По информации Корреспондента, именно через Джерада Кушнира администрация президента Порошенко пытается выстроить мост к президенту Трампу. Кушнир относится к консервативной иудейской семье, и посланников к нему Банковая ищет среди лидеров еврейской религиозной общины в Украине.
Эти две группы высокопоставленных чиновников в администрации Трампа кардинально расходятся в понимании того, как Вашингтону следует выстраивать отношения с Москвой. Макмастер, Тиллерсон и Мэттисуже обозначили свое критическое отношение к Кремлю, каждый в разной степени.
Макмастер сформировал концепцию отношения к Москве, как к главной угрозе для Запада и Америки. При президенте Обаме он в Пентагоне изучал методы ведения Россией гибридной войны против Украины. Макмастеру помогал президент некоммерческого аналитического центра PotomacFoundation Филипп Карбер, который посещал позиции украинских военных в зоне АТО и подготовил отчет о методах ведения боевых действий Россией.
Также в ведомстве Макмастера получила назначение известный на Западе эксперт по России Фийона Хилл – автор книги «Мистер Путин: спецагент в Кремле». Отчасти к этой группе относится и вице-президент Майк Пенс. Хотя, будучи губернатором штата Индианы, ранее он не сталкивался с внешнеполитическими вопросами. Но его политические взгляды сформировались под влиянием президента Рейгана, который для республиканцев остается главным идеологом мирового господства Америки.
В ближайшем окружении Трампа тон в формировании политики России задает Стив Бэннон. В его концепции спасения белой Америки и всех представителей иудео-христианской культуры от «засилья» других народов и религий Россия представляется естественным союзником, потому что это – большая белая христианская страна. А президент Путин – как сильный лидер, который отстаивает духовную культуру, близкую белым американцам. Во многом под его влиянием сформировались и взгляды Трампа.
К Бэннону близок и бывший руководитель предвыборного штаба Трампа Пол Манафорт. У нас он известен тем, что руководил избирательной кампанией беглого президента Януковича в 2010 году и Партии регионов – в 2012-м. Манафорт стал яблоком раздора между Трампом и Киевом после того как во время президентской гонки народный депутат Сергей Лещенко обнародовал «черную кассу Януковича», в списках которой числился и руководитель штаба Трампа, получавший оплату за свои услуги.
В Штатах Манафорт также попал под каток связей Трампа с Россией. Последняя информация была несколько месяцев назад о том, что он намерен зарегистрировать свой консалтингово-лоббистский бизнес в США как иностранный гражданин. С тех пор о Манафорте в американских медиа ничего не слышно. И у него остаются возможности доносить свою точку зрения на ситуацию в Украине если не до самого президента Трампа, то до его окружения – точно.
Трамп никогда не был сторонником какой-либо политической идеологии. Его главная идеология – идеология бизнеса. С другой стороны, окончательное слово в принятии решений часто остается за его зятем Джерадом Кушниром. И если семья Трампа поймет, что расследование связей с Россией несет серьезную угрозу для них, то Трамп от восхищения президентом Путиным может перейти к критике его действий.
«Если кто-то скажет, что знает, кто будет заниматься украинским направлением в администрации Трампа, не воспринимайте это всерьез», - прокомментировал Корреспонденту директор неправительственной организации For a FreeUkraine Джейсон Смарт. Американские аналитики и журналисты говорят о том, что информация от этой администрации обществу практически не поступает, а поступки Трампа настолько непредсказуемы и нелогичны, что прогнозировать что-либо невозможно.
Мы подготовили обзор персоналией в нынешнем правительстве США, чья деятельность так или иначе связана с Украиной и Россией. Возможно, от кого-то из них в ближайшее время будет зависеть развитие наших отношений с Америкой на ближайшие годы.
Эксперты по Украине в окружении Трампа
Джерад Кушнир,
-
Старший советник президента Трампа
-
Муж его старшей дочери Иванки
-
Выходец из Беларуси
-
Главный куратор внешней политики
Американский бизнесмен, совладелец девелоперской компании «Kushners Co», которая занимается недвижимостью, а также владелец американской медиа-компании «ObserverMedia», а также издатель «New York Observer». Закончил Университет Нью-Йорка, получил диплом доктора юриспруденции и магистра бизнес администрирования (МВА).
Происходит из консервативной иудейской семьи, которая также занималась девелоперским бизнесом. Его дедушка и бабушка по отцовской линии – родом из Беларуси, пережили Холокост во время Второй мировой войны, эмигрировали в США в 1949 году. Его отец Чарльз Кушнир в 2004 году был арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов, в сборе незаконных пожертвований и давлении на свидетелей, приговорен к двум годам лишения свободы.
В 2009 году женился на Иванке Трамп, после того, как та приняла иудаизм. Их семья живет по строгим иудейским правилам.
Ранее был сторонником Демократической партии, оказывал финансовую поддержку кандидатам-демократам на различных выборах. В 2015 году присоединился к избирательной кампании своего тестя Дональда Трампа, отвечал за информационную поддержку в социальных сетях и на интернет-ресурсах. Сблизился с ярым сторонником праворадикальной идеологии Стивом Бэнноном на почве защиты иудео-христианской цивилизации от угроз, исходящих от мусульман, латиноамериканцев, афроамериканцев и других некоренных народностей США.
В администрации Трампа – наиболее доверенное лицо президента, которому он поручает широкий круг вопросов по внутренней политике, также выступает главным куратором по внешней политике.
Пол Манафорт,
-
Близок к советнику президента Трампа Стиву Бэннону и к зятю президента Джераду Кушниру.
-
Главный лоббист Рината Ахметова и Виктора Януковича в США до 2012 года
-
Фигурант расследований по связям штаба Трампа с Россией
Американский юрист, политический консультант и лоббист. Старший партнер консалтинговой фирмы «Дэвис, Манафорт и Фридман». Руководил предвыборной кампанией Дональда Трампа до осени 2016 года. Главной его заслугой считаются то, что он сумел пролоббировать выдвижение Трампа кандидатом от Республиканской партии на всеобщем съезде партии в Кливленде в июле 2016 году. Американские аналитики отмечали, что именно технология Манафорта индивидуальной работы с каждым делегатом, помогла Трампу стать кандидатом, несмотря на то, что тогда многие лидеры республиканцев официально отказались поддерживать его кандидатуру.
Ранее консультировал на президентских выборах кандидатов от Республиканской партии Джеральда Форда, Дональда Рейгана, Джорджа Буша старшего.
Также известен тем, что консультировал многих одиозных политиков в разных странах: Джонаса Савимби – лидера повстанческого движения в Анголе «УНИТА»; филиппинского диктатора Фердинанда Маркоса (правил с 1965 по 1986 гг.); диктатора Демократической республики Конго Мобуту Сесе Секо (правил с 1965 по 1997 гг.).
Руководил избирательной кампанией беглого президента Украины Виктора Януковича в 2010 году, и Партии регионов – в 2012 году. Януковича с Манафортом познакомил Ринат Ахметов, который нанял его компанию для лоббирования выхода его металлургической компании на американский рынок.
В расследовании связей членов предвыборного штаба Трампа с Россией Манафорт проходит как один из тех, кого подозревают в работе на российские спецслужбы. В конце апреля 2017 года его фирма была перерегистрирована как иностранный резидент, после чего информации о ходе расследования в отношении Манафорта в американских медиа почти не поступало.
Фиона Хилл,
-
Эксперт по России и Советскому Союзу
-
Автор книг о Владимире Путине
В марте была предложена на должность старшего директора по вопросам Европы и России в Совет по национальной безопасности. Пользуется полным доверием советника по нацбезопасности Герберта Макмастера. Доктор исторических наук Гарвардского университета, вела исследования СССР и России, магистр по истории России, современной истории Университета Сент-Эндрюс, Шотландия.
Работала старшим научным сотрудником в Институте Брукингса, США , Национальном совете США по разведке (специализация: Россия и Евразия); Фонде «Евразия» директором отдела стратегического планирования.
Является членом Совета по международным отношениям США и российского дискуссионного клуба «Валдай». В 2011 году на торжественном ужине Валдайского клуба лично общалась с президентом России Владимиром Путиным. Свободно владеет русским и французским языками.
Автор двух книг: об СССР – «Сибирское проклятие» (2003 г.); «Владимир Путин: спецагент в Кремле»(2013 г.) – биография президента Путина.
Хилл утверждает, что вмешательство Кремля в президентскую гонку 2016 году в США преследовало цель ослабить институт американского президента, независимо от того, кто бы им стал – демократка Хилари Клинтон или республиканец Дональд Трамп. По убеждению Путина, именно вмешательство США привело к массовым протестам против его победы на выборах в 2011-2012 году на Болотной площади в Москве. И сейчас Путин с одной стороны, мстит западным лидерам через влияние на избирательный процесс в их странах, а с другой стороны, - хочет обезопасить от возможного вмешательства Запада в президентские выборы в России в 2018 году.
Тина Кайданоу,
-
Получила диплом от Рокфеллеров
-
Русист и советолог
-
Недавно посещала Киев
помощник заместителя Госсекретаря по военно-политическим вопросам, близка к Рексу Тидллерсону и «ястребам» в Республиканской партии – «неоконсерваторам». В конце апреля с рабочим визитом посетила Киев, Берлин и Таллин.
Магистр искусств университета Пенсильвании, магистр политических Колумбийского университета (Нью-Йорк), диплом Института Харримана в Колумбийском университете (округ Колумбия), основанный Фондом Рокфеллера для изучения России, Советского Союза.
Кадровый американский дипломат: работала в Белграде (1995–1997), а с 1998 года по странам бывшей Югославии в Боснии и Герцоговине и Македонии, с 2006 году – в Приштине (Косово) до 2008 года, когда была провозглашена независимость. Украина не признала независимость Косово наряду с Румынией, Словакией, Россией и др. странами. В 2012-2013 – в американских диппредставительствах в Кабуле (Афганистан). 2014-2016 годах занималась вопросами противодействия терроризму. В феврале 2016 года была назначена помощником первого заместителя главы Бюро по военно-политическим делам США.
Ирина Гасанова