Русская служба Deutsche Welle,
9 ноября 2014, 04:01
На мировом угольном рынке царят жесткая конкуренция и избыток предложения.
Никогда прежде потребление угля на нашей планете не было столь высоким, как сейчас. Поэтому многие говорят о буме этого энергоносителя. В то же время цены на него упали на необычайно низкий уровень. Казалось бы, так быть не должно. Ведь при высоком спросе товар, по идее, дорожает. Но в том-то и дело, что на мировом угольном рынке предложение росло в последние годы еще быстрее, чем спрос.
Сланцевая революция в Америке способствовала падению цен
"Бум угля мы наблюдаем последние лет 15, и примерно до середины 2011 года цены, действительно, росли", - указал в беседе с DW Эрих Шмитц (Erich Schmitz), исполнительный директор немецкого Союза импортеров угля (Vereinder Kohlenimporteure), штаб-квартира которого находится в Гамбурге. Собеседник напомнил, что еще пару лет назад в порту Роттердама тонна стоила чуть ли не 200 долларов. А сегодня дают порядка 70 долларов.
Что же произошло? "Произошли две вещи: бум сланцевого газа в США и приток крупных инвестиций в освоение новых месторождений угля в разных странах мира", - объяснил Эрих Шмитц. Обилие дешевого сланцевого газа привело к тому, что в Америке для производства электроэнергии стали намного реже использовать уголь. Это заставило американские угольные компании существенно увеличить экспортные поставки, которые хлынули как в Азию, так и в Европу.
Одновременно значительно увеличилась добыча угля, например, в Австралии, Индонезии, Колумбии. При этом инвесторы, вкладывая деньги в новые угольные карьеры и шахты, рассчитывали главным образом на дальнейший рост спроса со стороны Китая. Ведь стремительно развивавшийся в нулевые годы Китай на глазах становился крупнейшим импортером угля на планете.
Ключевая роль Китая
Однако Китай является не только главным потребителем, но и главным производителем угля - на него приходятся свыше 45 процентов всей мировой добычи этого энергоносителя, подчеркнул в беседе с DW заведующий отделом газа и угля в Институте по изучению экономики энергетики при Кельнском университете (Energiewirtschaftliches Institut, EWI) Харальд Хеккинг (Harald Hecking).
По его словам, "в последние годы в китайской угольной промышленности многое изменилось: производительность труда выросла, издержки сократились, маленькие шахты уступили место более крупным и рентабельным проектам. В результате себестоимость китайского угля снизилась". В такой ситуации пришлось снизить свои цены всем тем, кто поставляет уголь в КНР. В том числе и российским производителям.
"В этом году обстановка сложная, цены упали на уголь, на кокс в 2,5 раза. Мы приняли решение объемы добычи не снижать. Если мы снизим объемы добычи, то мы потеряем мировые ниши", - сообщил в конце октября президенту России Владимиру Путину губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Точно так же, как в Кузбассе, настроены сегодня и в других крупных угольных бассейнах по всему миру.
Европа усиливает борьбу с выбросами CO2
Так что сокращения предложения на мировом рынке не предвидится. А вот спрос скорее будет снижаться, чем расти, полагает представитель отрасли Эрих Шмитц и приводит целый ряд аргументов в пользу такого прогноза: "Чтобы улучшить экологическую обстановку в своих городах, китайцы стремятся теперь больше использовать газ, чем уголь. В Америке мы видим новую волну борьбы за снижение выбросов углекислого газа, а в Европе - ускоренное развитие возобновляемой энергетики".
Правда, в Германии (главным поставщиком угля для которой является, кстати, Россия) дешевый уголь в последнее время теснит в электроэнергетике более дорогой газ, что полностью противоречит амбициозным планам правительства ФРГ по снижению выбросов CO2 в атмосферу. Поэтому министр охраны окружающей среды Барбара Хендрикс (Barbara Hendricks) объявила в начале ноября о подготовке плана ускоренного закрытия старых немецких угольных электростанций.
Харальд Хеккинг из института EWI дает такой прогноз: "В Европе уголь до 2030 года будет и дальше играть большую роль, поскольку цены на него низкие, а угольных электростанций много. Но в строительство новых уже мало кто вкладывается, а старые будут постепенно закрываться. Одно это приведет к снижению спроса на уголь. После 2030 года целевые установки в деле защиты глобального климата станут более амбициозными, что может привести к вытеснению угля с европейского рынка".
Украинский уголь нужен главным образом самой Украине
Остается Азия (Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань), значение которой как главного рынка сбыта для мировой угольной промышленности еще больше возрастет. Этому будет способствовать Индия, стремительно наращивающая не столько собственную добычу, сколько закупки. "Мы ожидаем, что к концу этого десятилетия Индия обгонит Китай в качестве крупнейшего импортера угля", - сообщил DW Харальд Хеккинг.
Каковы же на этом фоне экспортные перспективы угля Донбасса? "Украина как экспортер угля до сих пор играла лишь второстепенную роль", - дипломатично ответил ученый EWI. Аналогичной точки зрения придерживаются и в немецком Союзе импортеров угля. В его ежегодных аналитических обзорах неизменно отмечается, что из трех постсоветских государств Россия, Украина и Казахстан "для мирового угольного рынка значение имеет только Россия".
Цифры это подтверждают: на фоне тех 1000-1100 миллионов тонн угля, которые ежегодно перевозятся по мировому океану, добытые в 2013 году во всей Украине 84 миллиона тонн выглядят достаточно скромно, а те 9 миллионов, что пошли на экспорт, представляются просто каплей в море. Совершенно очевидно, что главный рынок сбыта для угля Донбасса - это сама Украина.
Российским шахтерам лишние конкуренты не нужны, и без того малоперспективный рынок Евросоюза для самопровозглашенных республик закрыт по политическим соображениям, поставки в далекую Азию будет нерентабельными. Можно, наверное, продавать какие-то объемы в Турцию и некоторые страны Средиземноморья, но для этого необходим порт. Сепаратисты уже заявили, что собираются взять Мариуполь.