Курды могут стать главной силой в борьбе с исламскими террористами.
Но это не гарантирует им независимости, пишет Павел Сивоконь в №7 журнала Корреспондент от 20 февраля 2015 года.
Рашиду Абдулаху 50 лет, он один из членов делегации курдов в немецкий парламент. Он не кадровый дипломат, а только переводчик, но, как и другие участники делегации, уверен, что Германия должна предоставить его народу вооружение, дабы победить террористов Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ).
«Летом 2014-го мы защищали Мосул, который контролирует важный нефтепровод. И мой автомат был старше меня, а наша артиллерия была произведена в Британии в 1941 году и воевала в Африке», — говорит Абдулах Корреспонденту.
Но даже в таких условиях курдам удалось отбросить исламистов от своего региона в Ираке и отвоевать стратегически важный город Кобани.
После этой победы в конце января в мире заговорили о том, что пешмерга — народное ополчение курдов — стала единственной силой в регионе, способной разбить террористов и освободить Ирак. Тем более что регулярные силы Багдада, несмотря на то что США потратили на их подготовку более $ 500 млн, пока не способны потеснить ИГИЛ из наиболее важных пунктов в стране.
Успех курдов также поставил на повестку дня вопрос о поставках им вооружений. В США пока очень осторожно подходят к этому. Ведь Турция — страна НАТО и один из ключевых партнёров Америки на Ближнем Востоке — выступает категорически против.
Во-первых, в Анкаре понимают, что оружие, которое приедет в Иракский Кудристан, немедленно может пересечь границу и осесть в Турции. Дело в том, что территория, населённая курдами, сейчас разделена между несколькими государствами — Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. И пока Анкара ведёт борьбу против курдского сепаратизма и поэтому рассматривает снабжение иракских повстанцев оружием как угрозу своей стабильности.
Если ИГИЛ таки будет разбито, курды поймут, что могут сами создать своё государство — многие из их лидеров уже говорят об этом. А Вашингтон и Брюссель, каждый по своим причинам, не хотят такого развития событий
Во-вторых, в США и ЕС понимают: если ИГИЛ таки будет разбито, курды поймут, что могут сами создать своё государство — многие из их лидеров уже говорят об этом. А Вашингтон и Брюссель, каждый по своим причинам, не хотят такого развития событий. Поэтому после большой войны с джихадистами регион может получить новый конфликт — на сей раз с курдами.
Но, скорее всего, курдские войска сами не смогут разбить ИГИЛ, которое утратило некоторые территории в Ираке и Сирии, но продолжает наращивать влияние в регионе. В начале февраля ливийское отделение этого движения обнародовало видео с казнью более 20 египтян. В ответ Каир провёл серию авиаударов по Ливии, что ещё больше погрузило страну в гражданскую войну и хаос.
Поэтому добровольцев для ИГИЛ становится всё больше. А западные страны пока медлят в вопросе интервенции в Ираке. Причина в том, что большинство населения США не поддерживает эту идею. А видя свой и так невысокий рейтинг, президент Барак Обама вряд ли решится на такой рискованный шаг перед выборами.
Пока курды остаются наедине с исламистами и попытками создать своё государство. И если Турция готова договориться и предоставить части своей страны ограниченную автономию, то Иран будет воевать до последнего. Так что сейчас курды могут попытать счастья в Ираке и Сирии, где нет сильного правительства. Впрочем, надежды на обретение своей страны пока для них очень призрачны.
Провал-2014
По мнению большинства западных экспертов, прошлый год мог стать для курдов решающим в вопросе независимости. Эту возможность они упустили в 2003-м, когда американские войска вторглись в Ирак и режим Саддама Хусейна пал.
Тогда курды были естественными союзниками коалиционных войск, так как вели долгую партизанскую войну с Багдадом — против них армия Хусейна даже применяла химическое оружие. Сразу после начала вторжения части курдов захватили контроль над некоторыми районами севера страны и готовы были провозгласить независимость Курдистана.
Но США сделали ставку на администрацию шиита Нури аль-Малики, который обещал им демократическое правительство и стабильность. Тогда курды согласились начать с Багдадом переговоры о создании автономии на севере Ирака.
«США никогда не рассматривали возможность разделить Ирак или провозгласить курдскую независимость. Из-за Турции и не желая начинать ещё одну войну в регионе», — поясняет Корреспонденту Марина Оттавай, старший аналитик американского Центра Уилсона.
По её мнению, Вашингтон понимал, что новое государство захочет присоединить себе земли курдов в Иране или Турции, что приведёт к войне. Тогда и сами курды не скрывали, что рассчитывают объединить всех своих соплеменников в единую страну.
Со временем оказалось, что правительство аль-Малики настроено к курдам враждебно. Власть в Багдаде опиралась на своих единоверцев, шиитов, и пыталась подавить любые попытки автономии в Ираке. Большинство аналитиков считают, что именно действия Багдада в какой-то мере привели к разрастанию исламизма в стране.
Когда летом 2014-го ИГИЛ впервые вышло на мировую арену и разбило армию Ирака под Мосулом, многие в США признали: помощь, которую они оказывали Багдаду, была недостаточной.
«Сейчас нам нужно несколько лет на то, чтобы подготовить иракскую армию и постепенно вытеснить ИГИЛ из страны», — говорит Корреспонденту генерал-лейтенант армии США в отставке Майкл Барберо.
По его мнению, даже тогда исламистов не разбить: они отступят в Сирию, которая сейчас погрузилась в хаос. Поэтому только стратегия международной помощи на местах и военного нажима могут ослабить террористов.
После того как регулярная армия Ирака была разбита, в Белом доме заговорили о потребности новой военной интервенции в страну. Эксперты считали, что уже вскоре джихадисты будут маршировать по Багдаду. Но внезапно они остановились и перенесли своё основное внимание на север, где жили курды.
Видимо, в ИГИЛ не захотели оставлять в тылу крупную группировку, которая контролировала значительную часть добычи нефти в стране. Поэтому более полугода исламисты пытались захватить Иракский Курдистан. Они доходили почти вплотную к границам Турции, но так и не смогли оттеснить курдов.
Сегодня линия фронта опять проходит по Мосулу. Интересно, что всё время конфликта нефтеперерабатывающие заводы города работали. Эксперты из ОПЕК подсчитали, что за время войны ИГИЛ заработало свыше $ 20 млрд, продавая нефть в западные государства.
В итоге курды не смогли в прошлом году нормально реализовать свой государственный потенциал. Хотя стали главной силой для борьбы с исламистами — а значит, у них опять появился шанс.
Общий враг
В начале февраля Обама обратился к конгрессу с просьбой дать ему право использовать вооружённые силы за пределами Штатов. В последний раз американские парламентарии одобряли такое предложение в 2001 году. Тогда эта резолюция стала основой для вторжения в Афганистан и Ирак.
По мнению экспертов, теперь всё будет более скромно. И Америка, возможно, попробует направить в Ирак небольшой корпус для подготовки борьбы с ИГИЛ, а также усилит удары с воздуха по позициям террористов. Но это обращение показывает, что Вашингтон наконец начал реагировать на угрозу Ближнему Востоку.
«Америка долго не могла решиться, как именно отвечать на эту опасность, но теперь решила действовать», — говорит изданию Дэниел Сервер, эксперт из Центра трансатлантических отношений. По его мнению, военная помощь курдам также входит в эту доктрину.
Пока ИГИЛ ещё не разбито, Запад хочет помочь Курдистану. Как полагают эксперты, при нынешнем положении дел понадобится два-три года, чтобы полностью уничтожить инфраструктуру джихадистов в Ираке и начать строить там государство заново. Барберо считает, это будет только первый шаг, ведь непонятно, что удержит Ближний Восток от нового сползания в экстремизм.
В 2010 году, когда в регионе началась арабская весна, многие считали, что это путь к демократизации некоторых арабских стран. Теперь же понятно, что она провалилась и принесла только гражданские войны и рост популярности исламистов.
Пока в США считают, что проблема ИГИЛ является основной в мировой политике и ставит на второе место даже российскую политику в Восточной Европе. И поэтому американцы будут помогать курдам материально
Пока в США считают, что проблема ИГИЛ является основной в мировой политике и ставит на второе место даже российскую политику в Восточной Европе. И поэтому американцы будут помогать курдам материально.
Хотя, по словам Сервера, курды переоценивают свои возможности — на самом деле их усиление никому не выгодно. А вот когда война закончится, в Ираке и соседних странах опять возникнет вопрос, что делать с этим народом.
Нация без надежды
По мнению Оттавай, США никогда не признают результатов референдума, если иракские курды захотят независимости. С другой стороны, армия Ирака вряд ли будет готова штурмовать Курдистан, как только ИГИЛ будет разбито. Поэтому нынешняя ситуация — когда пешмерга фактически контролирует свою территорию, но не признана официально, — может сохраниться в Ираке.
Правда, власть в Багдаде рано или поздно захочет поставить под свой контроль район Мосула и его нефтяные поля. И тогда курдам нужно будет опять сражаться или уступить. Учитывая военную помощь Запада, эта нация вполне может побороться за свою землю.
Учитывая военную помощь Запада, эта нация вполне может побороться за свою землю в Ираке. В других странах ситуация для курдов намного хуже
В других странах ситуация для курдов намного хуже. В Иране не хотят даже думать о том, чтобы признать независимой часть своей территории. Тем более шиитская добровольная милиция, которую спонсирует Тегеран, смогла успешно выбить силы ИГИЛ из южных регионов Ирака. Кроме того, сегодня переговоры о снятии санкций с Ирана находятся на финальной стадии, и никто не захочет портить будущий договор разговорами о курдах.
В Сирии как режим Башара Ассада, так и повстанцы, которых поддерживает Запад, выступают против курдской независимости. И пока в стране идёт гражданская война, этот народ может попытаться захватить несколько районов. Но потом ему придётся отстаивать своё право на свободу.
Наконец, Турция также выступает против Курдистана. Не так давно Анкара сумела подавить террористическую активность курдов у себя. Сейчас премьер-министру Турции Реджепу Эрдогану нужны голоса депутатов из этого народа, чтобы изменить конституцию и продолжить правление. Но Анкара не хочет начала освободительного движения курдов у себя дома. Тем более что уже более 1,5 млн беженцев перешли турецкую границу.
Когда противостояние закончится, ни одна страна на территории, где живут курды, не захочет давать народу независимость
Пока идёт война с ИГИЛ, курды ещё могут рассчитывать на помощь ЕС и США в борьбе с террористами. Но когда противостояние закончится, ни одна страна на территории, где живут курды, не захочет давать народу независимость. И тогда бойцам Пешмерги нужно будет снова расчехлять британские пушки времён Второй мировой.
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 20 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.