Алеппо - второй по статусу и крупнейший по численности населения город в Сирии - долгое время оставался в стороне от разрушительной гражданской войны.
Сейчас он оказался в ее эпицентре. Сирийские войска при поддержке российской авиации наступают на его южные окраины, боевики "Исламского государства" овладевают новыми территориями к северу.
На улицах разделенного города ежедневно идут бои между правительственными войсками и повстанцами, выступающими против режима Башара Асада.
Вопрос о том, приведет ли наземное наступление сирийской армии к возвращению Алеппо под контроль правительственных войск, вполне мог обсуждаться на встрече между Владимиром Путиным и Башаром Асадом, когда тот неожиданно прилетел в Москву.
Сейчас основное внимание приковано к поясу из деревень, находящихся в 15 километрах к югу от города.
Здесь правительственные войска на прошлой неделе начали очередное наступление, пробиваясь в районы, удерживаемые повстанческими группировками, не связанными с "Исламским государством". Российская авиация совершила серию налетов на эти районы, помогая наступлению наземных сил.
Беженцы
Жители этих деревень, подвергаемых обстрелам и бомбардировкам, в панике бежали из своих домов.
Оценки количества людей, потерявших кров над головой, разнятся. ООН сообщает, что эти районы покинули около 35 тысяч человек. По сведениям других источников, их намного больше.
Правительственные войска занимают деревни к югу от Алеппо
Большинство наступательных действий правительственных сил, судя по всему, не направлены на то, чтобы продвинуться вглубь контролируемой противником территории. Их задача, как представляется, - обеспечить безопасность основных путей сообщения и снабжения вдоль шоссе, соединяющего Дамаск с Алеппо через города Хомс и Хама.
Пока что целью сирийского режима является укрепление линии фронта вдоль ныне контролируемых территорий – основных городов и прибрежной полосы.
Российские бомбардировки сделали выполнение этой задачи возможным. Однако воздушные налеты, если они не подкреплены решительными и скоординированными наземными операциями, ограничены в своих возможностях, о чем свидетельствует опыт в Сирии и Ираке американцев и их союзников.
Российская авиация не способна компенсировать основную проблему президента Асада – недостаток наземных сил.
Асаду не хватает солдат
Шиитские боевики - например, из ливанской "Хезболлы", - и даже подразделения иранского Корпуса стражей исламской революции могут лишь частично решить эту проблему.
"Российские действия позволили режиму перейти в наступление и сделали возможными ограниченные успехи, но это не изменило расстановки сил, что необходимо для победы в войне", - говорит эксперт Центра Карнеги Езид Сайих.
Для города Алеппо это означает, что крупное наступление, способное вытеснить повстанцев из восточных кварталов города, невозможно в течение ближайших недель или даже месяцев.
Многие жители удерживаемых повстанцами районов города перешли в ту его часть, которая находится под правительственным контролем и которую бомбят и обстреливают меньше.
Турция опасается, что наступление на Алеппо приведет к новой волне беженцев
До войны в этом городе жило более двух миллионов человек. Многие из них, особенно представители армянской христианской общины, отсюда давно уехали.
Однако перспектива нового крупного наступления на город вызвала серьезную озабоченность в соседней Турции, опасающейся нового наплыва беженцев.
Блокированный гарнизон
Перспектива интенсификации боев в прилегающих к Алеппо районах более вероятна в ближайшее время, чем полномасштабное наступление на город.
Правительственные войска, пытающиеся установить контроль над местными деревнями и ведущим на юг шоссе, также предпринимают усилия по освобождению гарнизона, окруженного на военной базе Квейрис примерно в 30 милях к востоку от Алеппо.
Находящиеся здесь правительственные войска уже в течение нескольких месяцев блокированы джихадистами ИГ, контролирующими территорию к востоку и северу. Отряды ИГ пытаются наступать на позиции повстанцев и грозят отсечь их от выхода к турецкой границе.
Бои за базу Квейрис – один из немногих примеров прямого столкновения правительственных войск с боевиками "Исламского государства". Это дает российским военным основания заявлять, что они наносят удары по боевикам ИГ.
Но основное количество авиаударов приходится на районы, контролируемые различными оппозиционными Асаду группами – как исламистами, так и умеренными повстанцами, поддерживаемыми Западом.
Для того, чтобы полностью восстановить контроль над страной, Асаду понадобится гораздо более существенная помощь в его наземных операциях, чем та, которую готовы предоставить Россия и Иран.
Так что нынешняя кампания, судя по всему, направлена на то, чтобы укрепить контроль над "нужными" Асаду районами и усилить его позиции на будущих переговорах.