UA
 

Призрачная борьба. Климатическое движение теряет популярность в мире

Корреспондент.net,  25 декабря 2015, 13:08
2
2340
Призрачная борьба. Климатическое движение теряет популярность в мире
Ситуация с экологией будет ухудшаться и на ее улучшение не повлияют международные соглашения

Климатический договор, подписанный в Париже, не станет средством борьбы с глобальным потеплением.

А экологическое движение в развитых странах постепенно идёт на спад, пишет Павел Сивоконь в №50 журнала Корреспондент от 18 декабря 2015 года.

Штормовые волны Атлантического океана,преодолев дамбы и отводные каналы, обрушились на Нью-Йорк — это случилось 27 октября 2012 года. Тогда в мировых СМИ заговорили о том, что начинается конец света. Тем более что до предсказанной майя даты оставалось меньше двух месяцев. Хотя потом стало понятно, что это всего лишь ураган Сэнди, который из-за повышения мировой температуры на 1,5 ˚С сумел приобрести катастрофические масштабы.

На Восточном побережье США настал местный конец цивилизации. Позднее ущерб от этого урагана эксперты Исследовательской службы Конгресса оценили в $ 50 млрд. Это стихийное бедствие стало вторым после Катрины. При этом аналитики NASA почти сразу же заявили, что ситуация с погодой не будет улучшаться. Ведь сезон ураганов в 2013 году был намного мощнее.

Все эти потери и разрушения не смогли поменять позицию США на саммите по вопросам изменения климата в Катаре. Тод Стерн, глава американской делегации на этой международной встрече, которая проходила с 26 ноября по 7 декабря 2012 года, сообщил, что его страна сейчас не готова выделять деньги на борьбу с изменениями климата.

С этого момента прошло больше трёх лет, и вот 11 декабря нынешнего года мировые лидеры смогли подписать климатический договор в Париже. Этот документ, по их мнению, должен помочь удержать климат на Земле под контролем.

Но эксперты думают, что эти надежды слишком преждевременны, даже если большинство государств к 2020 году ратифицируют конвенцию. Ведь в самом документе нет никаких норм, которые могут заставить их выполнять экологические требования.

«При этом климат продолжает постепенно меняться, и в последние годы ситуация становится всё сложнее», — говорит Корреспонденту Мэги Кейхил из American Enterprise Institute. К примеру, северные территории переживают более короткие и тёплые зимы, что приводит к увеличению штормов и нестабильности в погоде.

Парижское соглашение не даст реальных рычагов влияния на мировой климат. Чтобы сейчас помочь бедным странам побороть климатический кризис, нужно ежегодно выделять не менее $ 1 трлн. А эти деньги никто не хочет давать

Но Парижское соглашение не даст реальных рычагов влияния на мировой климат. Даже если в США и Китае, которые дают более 30% общемировых выбросов в атмосферу, задумаются над их урезанием, общей картины это не изменит. По мнению большинства аналитиков, чтобы сейчас помочь бедным странам побороть климатический кризис, нужно ежегодно выделять не менее $ 1 трлн. А эти деньги никто не хочет давать.

Поэтому экологические обязательства зафиксированы только на бумаге. Реальных же действий пока никто не ожидает.     

Температура по больнице

В этом году саммит по борьбе с изменениями климата состоялся в Париже. На эту встречу эксперты возлагали много надежд.

Во-первых, прошлая встреча в Перу закончилась почти безрезультатно. Развитые и развивающиеся страны обвиняли друг друга в использовании Киотских соглашений в своих интересах и только в последний момент подписали меморандум об ограничении сбросов в мировой океан и пролонгацию протокола по парниковым газам ещё на два года.

По словам Мэттью Степа, вице-президента TheInformationTechnology& InnovationFoundation, который присутствовал на конференции, лишь давление общественных организаций заставило государства договориться по второстепенным вопросам. И поэтому в Париже нужно было подписывать итоговый документ. Ведь для его ратификации и вступления в силу остаётся всего четыре года, и времени слишком мало, учитывая, что все страны должны провести этот процесс.

Во-вторых, США заинтересованы в том, чтобы Киотский протокол продолжил своё существование после 2015-го. Сейчас там политики готовятся к президентским выборам. А эксперты Всемирного банка прогнозируют рост экономики страны в 3% за год.

Барак Обама уже начал раздавать широкие обещания к 2020 году не оставить в США ни одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Но президент прекрасно понимает, что сегодня Штаты выбрасывают на 70% больше парниковых газов, чем десять лет назад. Чтобы соответствовать всем нормам по экологии, Вашингтону нужно будет потратить минимум $ 50 млрд за три месяца. Но это и не нужно: главное — убедить общественность, что власти думают о данной проблеме.

Также заинтересованы в продолжении киотской системы бедные страны Азии, Африки и государства СНГ. Все они по сравнению с 1990 годом уменьшили свои выбросы, и потому у них есть достаточно квот, чтобы продавать их. Вообще, рынок торговли парниковыми газами, по мнению экспертов Института Брукингса, так нормально и не заработал. Квоты продавались только бедными странами, тогда как богатые не спешили урезать свои выбросы — им легче было купить квоту.

Деньги от продаж шли не на экологию. Особенно тут выиграли Россия и Украина, которые к 2013-му выбрасывали только 41% от уровня 1990-го. И спокойно торговали излишками. При этом экологические организации на саммитах постоянно признавали Украину государством, промышленность которого одна из самых грязных в мире. И говорили, что Киев ничего с этим не делает.

Потому договор и был подписан. Согласно его нормам, страны обязуются сами ограничивать себя по выбросам и пересматривать эти нормы каждые три-четыре года. Это должно убрать проблему одного базового года. Хотя непонятно, как заставить государства выполнять свои обязательства. Особенно когда экологическое противостояние между развитыми и развивающимися странами только нарастает.

Богатые против богатых

Главными получателями международной помощи в сфере экологии остаются развивающиеся страны, во главе которых стоят Китай и Индия. Сейчас это особенно удивительно, ведь Пекин уже занял место второй по объёмам экономики в мире, а ВВП Дели вырос за 10 лет почти на 100%.

Эти гиганты находятся в одной группе с Науру или Мальдивскими островами, которые медленно уходят под воду из-за глобального потепления. А экономическая помощь распределяется неравномерно.

С другой стороны, развитые страны в Париже подтвердили своё намерение довести размер экономической помощи до $ 100 млрд в год до 2020 года. Но пока смогли собрать только $ 11 млрд. В этих условиях миру в 2016 году придётся выделить развивающимся государствам более $ 21 млрд, а в 2017-м — не менее $ 41 млрд. В условиях кризиса такие цифры становятся всё более фантастическими.

Наконец, Китай сейчас пытается сформировать свой собственный рынок квот по выбросам парниковых газов. Ведь изначально Пекин не брал на себя обязательств по сокращению выбросов, а потому сегодня активно может поставлять свои квоты на мировой рынок.

По прогнозам Всемирной организации сотрудничества и развития, к 2020 году Поднебесная сможет занять более 46% мирового рынка квот, при этом она ещё получает международную помощь.

«Именно поэтому развитые страны хотят пересмотреть всю систему борьбы с потеплением. Она, наверное, будет базироваться на внутренних реформах и двусторонних договорах», — считает Вильям Харпер из Принстонского университета.

Государства, которые всё чаше страдают от ураганов или медленно уходят под воду, должны понять, что бороться со всеми последствиями глобального потепления они будут сами

Так что даже подписание итогового документа мало что гарантирует. Общий фонд наполнять некому, и денег для помощи бедным странам не станет больше. Поэтому государства, которые всё чаше страдают от ураганов или медленно уходят под воду, должны понять, что бороться со всеми последствиями глобального потепления они будут сами.

Тем более что экологическое движение постепенно идёт на спад. Во-первых, кризис в ЕС привёл к тому, что многие страны, которые раньше были пионерами в охране природы, теперь предпочитают не вспоминать об этом и больше думать о создании новых рабочих мест. Во-вторых, даже экологические активисты начинают верить, что урон от действий человека для климата не так велик, поэтому многие проблемы преувеличены.

Следовательно, нет смысла делать резкие шаги и лишать себя привычного уровня жизни ради призрачных планов по сохранению стабильного климата на Земле.

***

Этот материал опубликован в №50 журнала Корреспондент от 18 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: глобальное потеплениеэкологияпогодаклиматсоглашениекиотский протокол
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии