UA
 

Спящий конфликт. Корейский полуостров может стать зоной новой войны

Корреспондент.net,  24 марта 2016, 09:54
33
9219
Спящий конфликт. Корейский полуостров может стать зоной новой войны
В ответ на провокации Пхеньяна Южная Корея и США проводят крупнейшие за 10 лет военные учения

Почему невнимательность Запада и милитаризация Тихоокеанского региона могут привести к большой войне в Корее.

У берегов разграничительной линии конфликта на Корейском полуострове появляется американский авианосец Джон К.Стеннис. Его ударные самолёты начинают бомбить десант противника, который, прорвавшись через минные поля и заграждение колючей проволоки, теперь двигается к Сеулу. После этого на берег высаживается десант войск Южной Кореи и оттесняет противника обратно к 48-й параллели, пишет Павел Сивоконь в №10 журнала Корреспондент от 18 марта 2016 года.

В ходе операции противоракетная оборона Сеула уничтожает несколько баллистических ракет, летящих с севера по направлению к столице страны. Некоторые из ракет оснащены ядерными боеголовками, но их технологии давно устарели.

Это пока не перспектива начала нового кровопролитного конфликта на Корейском полуострове, а лишь сценарий совместных учений флота США и армии Южной Кореи. Сегодня они проходят на территории Сеула. В то же время северный сосед проводит ракетные пуски с подводных лодок по направлению Японского моря.

Лидер КНДР Ким Чем Ун всё чаще говорит о потребности превентивного удара по Южной Корее, чтобы избежать захвата своих территорий. И требует быстрее создать портативный ядерный арсенал, который не остановит ни одна противоракетная оборона. Также глава закрытого государства призывает проводить всё больше ядерных испытаний с целью показать, что Северная Корея сможет обороняться от любого нападения.

Обе страны на полуострове всё выше поднимают ставки в своём конфликте, демонстрируя всему миру, что их противостояние может быть очень серьёзным.

«В начале года Пхеньян заявил, что провёл испытания водородной бомбы, но это мало кого взволновало», - говорит Корреспонденту Мариана Буджерин из Central European University. По её мнению, конфликт слишком долго не замечали, и теперь он может вылиться в непредвиденные боевые столкновения.

Особенно на фоне того, что даже сейчас мировые лидеры не особо стремятся обращать внимание на ситуацию в Корее. США живут в преддверие выборов, а Европа старается побороть наплыв мигрантов и радуется иранскому ядерному компромиссу. Даже Китай, который раньше постоянно поддерживал Пхеньян и ветировал в Совете Безопасности ООН все негативные для него резолюции, теперь только требует прекратить эскалацию и не собирается давать Северной Корее за это деньги или усмирять её южного соседа.

Ситуация, при которой Ким Чен Ун остался в изоляции всеми забытый, его не устраивает. Чтобы укрепить свою власть в стране и престиж в мире, он стал постоянно угрожать соседям новыми нападениями

По мнению экспертов, ситуация, при которой Ким Чен Ын остался в изоляции всеми забытый, его не устраивает. Чтобы укрепить свою власть внутри страны и престиж в мире, он стал постоянно угрожать соседям новыми нападениями. Но теперь опасность заключается в том, что регион Тихого океана активно милитаризируется, и государства вооружают свои флоты.

Традиция воевать

По данным аналитического института SIPRI, после установления современных границ на Корейском полуострове в 1953 году на линии соприкосновения двух стран конфликты и пограничные перестрелки вспыхивали более 3 тыс. раз. В большинстве случаев они заканчивались в тот же день и всего 70 раз тянулись больше недели.

Чаще всего ситуация выглядела так: кто-то из корейских военнослужащих провоцирует конфликт, затем следует перестрелка, иногда артиллерийская дуэль. Наконец, стороны постепенно договариваются о мире и начинают переговоры о воссоединении семей и торговом сотрудничестве.

В особо важных случаях лидеры стран или министры иностранных дел встречаются на нейтральной территории. И, наконец, Северная Корея получает экономическую помощь от своего соседа. В этой истории США часто выступали посредниками и также давали деньги на то, чтобы Пхеньян больше не начинал воевать.

Пристальный интерес у Вашингтона этот конфликт вызвал после того, как в 2006 году Пхеньян открыто заявил, что у него есть ядерное оружие, и он готов его использовать. Тогда в США начали переживать, что Северная Корея начнёт передавать атомные технологии другим странам или даже террористам. Но Пхеньян упорно проводил одно испытание за другим и не спешил пускать к себе инспекторов МАГАТЭ.

Только в 2008 году, когда экономическое положение государства особенно ухудшилось, Северная Корея согласилась на ограниченные проверки. После этого в Вашингтоне поняли, что угрозы пока нет.

«Тогда президент Барак Обама уже не говорил о странах-изгоях, которых надо обязательно разоружить. В Америке больше думали, как побороть экономический кризис», - говорит Корреспонденту Элизабет Экономи из Совета по внешней политике.

В связи с этим даже прекращение переговоров и новые столкновения на границе считались лишь временными трудностями.

Понятна была и роль Китая, который оставался главным союзником Северной Кореи. Его влияние в Совете Безопасности ООН не давало западным странам принять резолюцию против Пхеньяна. С другой стороны, Пекин был каналом для коммуникаций с закрытым государством и мог повлиять на его лидеров.

Большинство кризисов заканчивались по одному сценарию. Однако теперь ситуация меняется, так как новый лидер хочет показать, что он достойный наследник своего отца и деда.

Внутри и снаружи

Когда в 2011 году Ким Чен Ун пришел к власти, многие ждали от него чуть ли не либеральных реформ, так как система правления и экономики Северной Кореи давно пребывала в тупике. Тем более многие соратники его отца, Ким Чен Ира, скорее всего, не воспринимали юного президента всерьёз.

Но уже вскоре стало понятно, что лидер станет править по-старому или даже собирается стать более жёстким диктатором. Так как даже из закрытой страны просочилась информация об арестах бывших партийных функционеров, многие видные герои революции исчезали из телетрансляций. Мировые СМИ даже узнали, что некоторых генералов показательно расстреливали из пулемётов по приказу нового президента. Кроме того, постепенно ситуация в отношениях между Кореями начала портиться.

«Если раньше это были временные ухудшения, то теперь переговоры просто не начинались», - поясняет Корреспонденту Леонард Эдвардс из Centre for International Governance Innovation. По его мнению, Ким Чен Ын применяет политику силы, чтобы укрепить свои позиции внутри Северной Кореи и привлечь внимание мира к проблемам его страны.

Сейчас ситуация складывается так, что мировые лидеры всё меньше замечают этот конфликт. В США все заняты тем, как остановить Дональда Трампа, который рвётся занять президентское кресло в Белом доме. Поэтому ни у Барака Обамы, ни у основных кандидатов на выборах 2016 года нет отдельной программы по урегулированию корейского конфликта.

Тем более, сегодня в Америке самыми важными стали вопросы противодействия исламистам на Ближнем Востоке или агрессивная политика Владимира Путина в Европе. Эксперты Института Брукингса ещё в 2013 году предупреждали, что недостаточное внимание к этому региону может плохо закончиться.

К тому же Китай, который раньше старался успокоить Пхеньян, теперь занят экономической ситуацией внутри собственного государства. В Пекине опасаются, что торможение темпов роста промышленности может привести к внутренней нестабильности, и соответственно ему нет дела до ситуации у соседей.

Поэтому Ким Чен Ун должен всё чаще требовать строить новые ракеты и проводить испытания ядерных боезарядов. Таким образом, полагают аналитики, он пытается привлечь внимание к этому конфликту, но пока добился только радикального ухудшения отношений с Сеулом.

Наконец, последний кризис в Корее показывает, что регион Тихого океана становится всё более нестабильным. В его водах появляется всё больше боевых кораблей. В основном это ответ на военную программу Китая, который тратит более $ 100 млрд на свою армию и планирует построить к 2025 году самый мощный флот в акватории.

Южная Корея, Япония, Индонезия и Филиппины также думают о наращивании своего военного потенциала. В основном пока речь идёт о конфликтах за острова в Японском море, территориальные воды которых богаты газом и нефтью.

В этих условиях любой конфликт, раньше казавшийся традиционным и малоопасным, может стать реальной войной. И сценарии учений начнут отрабатываться в реальных условиях.

***

Этот материал опубликован в №10 журнала Корреспондент от 18 марта 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: конфликтвойнаСеверная КореяЮжная КореяполитикаКНДР
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии