Корреспондент.net,
4 сентября 2017, 20:22
Северная Корея предположительно стала членом "ядерного клуба".
Государственное информагентство Северной Кореи сообщило, что страна разработала водородную или термоядерную бомбу. По данным агентства, боеголовку, готовую к погрузке на межконтинентальную ракету, осмотрел лидер КНДР Ким Чен Ын.
Вчера в полдень по местному времени на ядерном полигоне Пхунгери, в северо-восточной части Корейского полуострова бомба была испытана. Сила взрыва в 5-10 раз превысила все предыдущие взрывы, проводившиеся в КНДР.
Даже западные эксперты, которые ранее относились скептически к ядерной программе КНДР, признали, что Северная Корея совершила прорыв.
Чем это угрожает миру, разбирался Корреспондент.net.
Бомба таки есть?
Официальный Пхеньян сообщает, что мощность боеголовки может достигать сотен килотонн в тротиловом эквиваленте, а все компоненты для ее производства делаются в КНДР, что позволит стране создать столько ядерного оружия, сколько она захочет.
Водородную бомбу сложнее изготовить, чем атомную. Однако она досягаема для страны, которая вкладывает большую часть своих ресурсов в вооружения.
Тем не менее, наука еще не в состоянии вынести заключение касательно того, что действительно взорвалось прошлой ночью под землей в Северной Корее.
Самые полные данные поступают из Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний со штаб-квартирой в Вене. Ее эксперты подтверждают: в Северной Корее произошло "необычное сейсмическое явление" мощностью 5,9 балла по шкале Рихтера. Сопоставление данных, касающихся сейсмических волн, не только исключило возможность естественного землетрясения, но и позволило установить место взрыва: он произошел за много километров к северо-западу относительно мест, выбранных Пхеньяном для испытаний, которые следовали друг за другом с 2006 года по прошлый год.
"Мы, конечно, не можем с абсолютной уверенностью говорить, что это устройство является термоядерной боеголовкой, но у меня очень мало сомнений, что так оно и есть", – рассказал Джеймс Эктон, эксперт по ядерному оружию в Центре мира им. Карнеги, в комментарии Guardian.
Что дальше?
У термоядерного оружия есть важная для КНДР особенность: сделать первую бомбу – крайне сложно, а вот в "массовом" производстве они могут стать даже дешевле плутониевой.
Оружейный плутоний получить сложно. Это – нестабильный элемент, который генерируется в атомных реакторах, его количество всегда ограничено. Зато дейтерий (тяжелый водород) и литий-6, которые нужны для термоядерной бомбы, значительно доступнее.
Реакция
Соединенные штаты дадут "мощный военный ответ" на любую угрозу стране или ее территории, заявил глава Пентагона Джеймс Мэттис.
"Любая угроза Соединенным Штатам или ее территориям, включая Гуам или нашим союзникам, получит мощный военный ответ, который будет эффективным и непреодолимым", - отметил Мэттис.
Он также заявил, что Вашингтон не стремится к "полному уничтожению страны, а именно Северной Кореи". "Но у нас есть много возможностей для этого", - добавил он.
В ответ на ядерное испытание Пхеньяна Дональд Трамп заявил, что Северная Корея продолжает оставаться угрозой для Соединенных Штатов, а разговоры с Пхеньяном не работают.
К более жестким санкциям против КНДР из-за последнего ядерное испытания призвали президент Франции Эммануэль Макрона и канцлер Германии Ангела Меркель.
В ЕС считают, что Совет Безопасности ООН должен занять твердую позицию в отношении КНДР.
Южная Корея пообещала добиться новых и самых мощных санкций Совета Безопасности ООН для полной изоляции КНДР.
Быть войне?
В мире все чаще говорят об американской интервенции в Северную Корею для остановки ядерной программы Кима.
“В таких условиях Северная Корея и дальше будет продолжать испытания. На Пхеньян также давит время. Чтобы создать надежную защиту для сдерживания американской интервенции, необходимы надежные средства доставки и боеголовки. А без испытаний это сделать невозможно. Пока КНДР не достигнет состояния, когда будет способна нанести ответный удар, то будет чувствовать себя уязвимой”, - считает политический аналитик Института мировой политики Николай Белесков.
Эксперт отмечает, что между испытанием оружия и развертыванием боевой системы проходит очень много времени. Необходимо осуществить много испытаний. Может быть два успешных запуска, а при третьем будут проблемы.
"Сейчас для Пхеньяна очень опасный период, который вынуждает власть к радикальным шагам. Они будут проводить тестирование старомодным методом – подрывая ядерные устройства. КНДР имеет потенциал, но он ненадежный", – подчеркнул Белесков.
Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений в Москве Алексей Арбатов уверен, что, несмотря на явную напряженность вокруг Северной Кореи, ни ее власти, ни кто-либо еще в регионе не доведут дело до реальной войны: «Северокорейскому режиму нужно периодически пугать весь мир. Это страна, народ которой живет в нищете и бесправии, которая все ресурсы направила на ракетную программу, ядерную программу и поддержание миллионной армии. Если периодически о себе не напоминать, режим очень быстро рухнет, потому что он закупорится внутри. Крошечная страна - 20 миллионов населения, с мизерным экономическим продуктом, а два месяца весь мир говорит о Северной Корее. И режиму это нужно, чтобы сказать народу: видите, мы великая держава, о нас говорит весь мир. Но он не начнет войну, потому что люди, управляющие этой маленькой и бедной страной, живут лучше, чем самые богатые люди в Америке, Европе и Эмиратах. Что вы думаете, они хотят покончить жизнь самоубийством?»
Реальные военные действия, утверждает Алексей Арбатов, возможны только при следующих условиях: «Война может возникнуть только в том случае, если в Вашингтоне решат, что пора положить этому конец. США применят оружие, и вот тогда начнется война с непредсказуемыми последствиями. Эта война может привести к применению ядерного оружия, вызвать коллапс в мировой экономике, потому что она парализует зону Азиатско-Тихоокеанского региона, где сейчас сосредоточены самые мощные экономические ресурсы».
При этом эксперт считает, что Китай, от которого Вашингтон добивается жесткого давления на Ким Чен Ына, на такое давление не пойдет: «Пекин мог бы задавить Северную Корею экономически, при том, что сейчас она во всеобщем враждебном окружении. Но зачем ему добиваться смены режима в Северной Корее? Он нажимает на Северную Корею, чтобы она больше не испытывала ядерное оружие, чтобы она ограничила ракетные испытания, но менять режим Китаю совершенно не нужно. Китаю, что, нужна объединенная Корея, мощное государство у себя под боком, да еще с ядерным оружием?»