Фото: АР
Россия провела референдум в Крыму
Отказ осуждать действия России создаст определенный прецедент.
Генерал Паскевич был командующим армии Царской России во второй русско-персидской войне 1826 — 1828 годов. Именно этот генерал в 1826 году разгромил в гянджинском сражении войска персидского принца Аббаса Мирзы и продвинулся вплоть до иранской части Азербайджана, а спустя еще два года, заняв Ардебиль, отправил оттуда в Санкт-Петербург бесценную библиотеку из усыпальницы шейха Сефи ад-Дин Ардебили (основателя суфийского ордена Сефевие и родоначальника династии Сефевидов в Иране). В том же 1828 году персидскому шаху был навязан унизительный Туркманчайский договор, который ссылался на позорный Гулистанский мир, заключенный после окончания первой войны с русскими в 1804 — 1813 годах, и лишал Иран огромных владений на Кавказе, пишет иранское издание Mellat, которое цитирует портал
inoСМИ.ru.
Иван Паскевич родился в Полтаве на востоке Украины. 56 лет свой жизни с поступления на воинскую службу в 1800 и до своей смерти в 1856 году он отдал службе царской армии, занимая в ней ряд высоких должностей.
Почти из всех сражений, в которых ему довелось участвовать, Паскевич выходил победителем. Исключением стала лишь Крымская война 1853 — 1856 годов, в ходе которой Россия понесла унизительное поражение от союза Османской империи с Францией и Великобританией. В результате этого русским вплоть было запрещено иметь морской или речной военный флот вдоль побережья Черного моря (они следовали этому запрету до 1871 года, когда Парижский договор был в одностороннем порядке денонсирован). По условиям соглашения с победителями в 1856 году, российский император также обязался уважать суверенитет и территориальную целостность Османской империи.
Со времен Крымской войны до современного политического кризиса на Украине прошло почти 160 лет, однако у событий позапрошлого и нынешнего веков есть одна общая черта. В ходе Крымской войны в 1853 году российский император Николай I, игнорируя интересы западных держав — Франции и Великобритании — отдал приказ своему флоту уничтожить османские корабли в Черном море, а еще раньше захватил принадлежащую Османской империи южную Бессарабию (правда, после своего поражения Россия была вынуждена пойти на уступки). В условиях нынешнего кризиса на Украине российский президент Владимир Путин, игнорируя интересы европейских государств и Соединенных Штатов, вновь отдает приказ о захвате Крыма.
Помня об этом инциденте более чем вековой давности, в иранском общественном мнении возникает один важный вопрос: почему Министерство иностранных дел Исламской республики Иран должно как можно скорее осудить вмешательство России в события на Крымском полуострове?
Во-первых, вмешательство русских в крымский кризис со ссылкой на их аналогичное вторжение в грузинскую Южную Осетию не укладывается в рамки никаких международных законов. Мечты Путина о возрождении новой российской империи угрожают территориальному суверенитету соседних государств. Ввиду собственных русофильских пристрастий российский президент санкционирует нападение на независимые соседние государства. Если сегодня Путин объявляет поход в Южную Осетию в Грузии или на украинский Крым ради защиты проживающего там русского населения, то завтра он может сослаться на необдуманные действия нынешних иранских «шоа ас-салтане» и предпринять нападение уже на Иран. Ведь имеются исторические свидетельства о том, что вторжение русских войск в Иран в начале ХХ века было спровоцировано авантюрными действиями каджарского принца Шоа ас-Салтане, который, не желая платить налоги конституционному правительству Ирана, повесил над принадлежащими ему зданиями флаг Российской империи и тем самым дал русским повод подавить в стране Конституционную революцию.
Во-вторых, генеральная линия Исламской революции заключается в защите законных прав мусульманских народов всего мира. Иранцы как мусульмане должны поддерживать своих единоверцев крымских татар, которые составляют 12% от общего населения Крыма. Равно как и моральная поддержка прав мусульман в Палестине, помощь в защите прав крымских мусульман является национальным и религиозным долгом иранцев.
В-третьих, отказ осуждать вторжение России в Крым под предлогом проживания там русского большинства создаст определенный прецедент, согласно которому в будущем другие крупные державы, ссылаясь на какие-либо национальные или политические основания, начнут вмешиваться во внутренние дела других стран. Так, например, Турция, пользуясь поддержкой Запада, может вознамериться возродить Османскую империю и начать экспансию в тюркоязычные страны.
Одним словом, агрессор и есть агрессор, будь то Россия, которая сейчас занимается схожую с Ираном позицию по некоторым международным вопросам, или западные страны, с которыми у Исламской республики имеются определенные разногласия.