Законодателям в ближайшее время предстоит ответить на вопрос, готовы ли украинцы свободно владеть огнестрельным оружием для защиты жизни и имущества.
На войне, как на войне
Нелегальная торговля оружием - одна из примет немирного времени. На днях в столице правоохранители задержали таких правонарушителей.
"Поймали двух мужчин на незаконном хранении оружия и боеприпасов и их сбыте (ч. 1 ст. 263 УК Украины)", - говорится в сообщении полиции Киева и Киевской городской прокуратуры в Facebook.
Задержанные – уроженцы Киевской области, 1974 и 1996 гг. рождения. Они продавали оружие, представляясь сотрудниками правоохранительных органов. У нарушителей изъяли 13 автоматов АК-74 и около 3000 патронов, которые они пытались продать за 20 тыс. долл.
Кроме того, по месту жительства 48-летнего фигуранта следователи обнаружили еще две единицы оружия и около 3 тыс. патронов разной маркировки. Также во время обысков изъяли деньги, бланки с печатями, дающие право на ношение огнестрельного оружия, и автомобили злоумышленников. Задержанным сообщили о подозрении в незаконном обращении с оружием и боеприпасами. Им грозит от 3 до 7 лет лишения свободы.
Ситуации, подобные этой, в военное время не редкость: украинцы, впечатленные зверствами "освободителей", пытаются подстраховаться на случай угрозы жизни или сохранности имущества и покупают оружие с рук. По данным экспертов, в стране может быть около 5 млн нелегальных "стволов".
Законно владеть оружием могут не все. Разрешение на приобретение устройств травматического действия получают лица с 21-летнего возраста. Это работники суда, правоохранительных органов и их близкие родственники (ст. 2 Закона Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов"), а также лица, участвующие в уголовном судопроизводстве (ст. 2 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве"), надепы (ст. 1 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины"), члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы (ст. 12 Закона Украины "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы"), военнослужащие, кроме проходящих срочную военную службу (ст. 3 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей"), госслужащие (ст. 1 Закона Украины "О государственной службе") и журналисты (ст. 12 Закона Украины "О государственной поддержке лиц массовой информации и социальную защиту журналистов").
В мае 2022 г. по инициативе МВД через «Дію» был проведен целевой опрос общественного мнения. Обладание огнестрельным оружием для специальных нужд (использование в тирах и на стрельбищах) поддержали 19,43% украинцев; для личной защиты (то есть, возможности свободно носить оружие в общественных местах) - 58,75%; а против такого права выступила всего пятая часть респондентов (21,82%). В опросе приняли участие около 1,7 млн владельцев смартфонов.
Для сравнения, до войны показатель поддержки владения огнестрельным оружием гражданскими не превышал 25%.
Закон силы
23 февраля, за день до вторжения РФ, Верховная Рада приняла за основу законопроект "О праве на гражданское огнестрельное оружие" (№ 5708). Он тоже ограничивал доступ гражданских лиц к оружию, а сейчас дорабатывается парламентом.
Как отметил в марте 2022 г. советник главы Офиса президента Михаил Подоляк, украинская армия в будущем может быть реформирована по типу швейцарской.
"Мы предлагаем швейцарскую модель армии с определенным объемом резервов, которые проходят постоянное обучение. Это оптимальная модель для такой страны, как Украина", - сказал он.
В этом случае не обойтись без либерализации владения оружием: в Швейцарии "в кожній хаті" имеется шкаф для его хранения. В этих закромах можно отыскать не только короткоствольный огнестрел, но и переносной ракетный комплекс. И миллионная армия швейцарских резервистов становится "в ружье" за считанные часы.
Вместе с тем, по данным МВД, до начала войны на руках у украинцев было около 1,3 млн единиц легального оружия. Как сообщил в комментарии DW советник министра внутренних дел Вадим Денисенко, сейчас количество проданного оружия увеличилось. Кроме того, в начале военных действий много оружия раздали населению. В Киеве в первые дни войны с грузовиков в руки людей попали 20 тысяч автоматов, и это было оправдано: столицу требовалось защитить любой ценой.
Готовы ли украинцы свободно владеть огнестрельным оружием и носить его? Однозначно утверждать что да, готовы - сложно. По словам главы Нацполиции Игоря Клименко, фиксируется увеличение преступлений с его применением (за несколько месяцев войны – плюс 37% по сравнению с таким же периодом в 2021-м). В Европоле тоже обеспокоены возможными рисками.
Но легализация оружия в других странах уменьшила число связанных с ним преступлений на 8%, а количество насильственных преступлений - на 25%. Что касается его количества на 100 человек, то в США 90 единиц на 100 человек, Швейцарии - 46 единиц, Франции - 32 единицы, Греции - 31 единица, Германии - 30 единиц. В Украине легально вооружены только 6 человек из 100. Еще меньше оружия у населения на Филиппинах - 4 на 100 человек и в КНР - 3.
Зарегистрированное оружие минимально фигурирует в преступлениях, подчеркивает глава Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин: включая неосторожное обращение на охоте, это около 200 случаев в год.
Также, по словам Г. Учайкина, либерализация права владения оружием может в будущем стимулировать украинскую экономику (строительство оружейных заводов, и обустройство тиров и стрелковых комплексов) и способствовать адаптации военных к гражданской жизни. Для начала же необходим базовый закон, позволяющий легализовать незаконное оружие и определить, кто может им владеть.
Однако, по мнению В. Денисенко, с принятием закона о свободном доступе к короткоствольному огнестрельному оружию спешить не стоит. Необходимы экспертные опросы, изучение международного опыта, понимание возможных ограничений, кроме факта судимости и прохождения наркологической, психиатрической экспертиз.
Ирина Носальская