Европа давно хочет ограничить российские сверхприбыли, которые агрессор получает от продажи энергоносителей, в том числе нефти. Однако о потолке цен договориться не могут, а эксперты уже прогнозируют топливный дефицит.
Нефть раздора
С 5 декабря 2022 г. для сырой российской нефти, а с 5 февраля 2023 г. – для нефтепродуктов, вступят в силу ограничения стран G7 по экспорту. Предоставление морских услуг покупателям, контрактующим нефть агрессора выше установленного ценового потолка, будет запрещено.
Однако 24 ноября переговоры по потолку цены на нефть зашли в тупик. Одни страны Европейского Союза считают, что цена должна быть выше, а другие ниже, пишет Bloomberg.
Еще раньше ЕС обсуждал ценовой потолок на российскую нефть в пределах 65–70 долларов за баррель, что значительно выше себестоимости производства в России. Кроме того, Россия и так продает свою нефть со скидками, и такая планка окажет минимальное влияние на торговлю.
Стало известно, что Еврокомиссия все же предложила ограничение цен в объеме 65 долларов за баррель. Страны Балтии и Польша заявили, что такое предложение достаточно щедро.
В то же время страны с крупной судоходной отраслью, в частности Греция и Мальта, не хотят опускать цену ниже 70 долларов.
Именно поэтому для согласования цен послы ЕС проведут дополнительные переговоры. Также министры энергетики ЕС должны собраться для обсуждения мер, сдерживающих цены на природный газ.
Идея ограничения цены была разработана и продвигается Министерством финансов США. Отвечая на вопрос о статусе переговоров с ЕС в понедельник, представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби сказал, что "эти обсуждения проходят достаточно активно" и "идут хорошо".
"Наши коллеги из ЕС сейчас работают над модальностями этого, как это будет реализовано, на каком уровне это будет. Я не думаю, что мы считаем, что сейчас на нас оказывается давление, чтобы мы участвовали больше, чем мы сейчас", - сказал Кирби на брифинге в белом доме.
Кстати, президент Украины Владимир Зеленский призывает установить потолок цен на российскую нефть на уровне 30 долларов за баррель. По словам Президента, предложения на установку ценового потолка на уровне 60 или 70 долларов за баррель, которые предлагали некоторые страны ЕС, это "поддавки".
Он выразил благодарность польским и балтийским партнерам Украины за их предложения по ограничению цены на уровне до 30 долларов за баррель. "Сейчас время, чтобы обеспечить и такое достижение Европы", – добавил Зеленский. Президент подчеркнул, что на основе этого и других подобных достижений ни один из потенциальных врагов Европы больше не сможет шантажировать наш континент энергетическим оружием.
Кто тормозит процесс
На ситуацию с решением ЕС влияют силы, лоббирующие интересы Кремля в Европейском Союзе, считает политолог Тарас Семенюк.
"Это вопрос очень мощного российского лобби в Европе, который все еще существует. Некоторые постоянно сидели на финансовых потоках от российской нефти и хотят сохранить подобный трафик", - отметил политолог.
По словам Семенюка, у Европы нет единства в вопросах предельной цены на нефть. Политолог считает, что дискуссия на этот счет продлится еще долго.
"Впрочем, решение все-таки будет, потому что фактор использования Россией ракет по украинской инфраструктуре подталкивает к ситуации, когда для Европы соглашаться на условия России очень репутационно рискованно", – подчеркнул Семенюк.
Он добавил, что вопрос только о том, кто первым пойдет на уступки.
"Если Европа шагнет навстречу России и сохранит цену, которая выгодна Москве, то Россия и дальше будет получать сверхприбыли, которые будет конвертировать в производство новых ракет. Это значит, что эти ракеты и дальше будут попадать по украинской инфраструктуре и жилым домам", - рассказал он в комментарии 24 канала.
По словам же директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, вокруг ограничения цены на нефть на других рынках ведутся очень серьезные дискуссии.
"Даже если будет определен потолок 65 - 70 долларов, который предлагают страны Европейского Союза и G7, это примерно такая же цена, которая сейчас есть на мировых рынках, и от этого Россия будет получать около 8 триллионов рублей в государственный бюджет", - пояснил Омельченко в комментарии 24 канала.
По мнению Омельченко, наших партнеров в первую очередь останавливает вероятность того, что ограничения могут привести к обратному эффекту:
-
сейчас цена на нефть на международных рынках составляет около 85 долларов за баррель;
-
после ввода потолка в 30 долларов Россия может отказаться от поставок нефти;
-
в результате предложение на рынках мира снизится на 2 – 3 миллиона баррелей в сутки, что очень много;
-
это повлечет за собой резкое повышение цены на нефть до 120 – 130 долларов.
"Я думаю, именно этот фактор и отпугивает наших международных партнеров. Поэтому они вынуждены будут платить более высокую цену", – предполагает директор энергетических программ Центра Разумкова.
В свою очередь экономист Олег Пендзин также согласен: установление ограничения покупки российской нефти на уровне 70 долларов ничего не изменит. Таким образом, Росси будет получать те доходы, которые она и так имела.
"Реально ударит по российскому бюджету и нефтедобывающей промышленности страны цена ниже 50 долларов", – отмечает экономист.
Пока окончательная цифра неизвестна, ее должны озвучить 1 декабря. По предварительным оценкам, она будет на уровне 55 – 60 долларов. Как отмечает Пендзин, предметно можно будет говорить только тогда, когда мы узнаем конкретную цену.
Дефицит топлива
Но не следует забывать, что рынок тоже будет реагировать на ограничения для РФ. Поскольку украинские трейдеры не подписывали долгосрочные контракты, то следует ожидать дефицита топлива в Украине и, как следствие, увеличения его стоимости, считает эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев.
"Недостаток может быть обусловлен вследствие введения нефтяного эмбарго с 5 декабря. Это приведет к уменьшению объемов топлива, которое будет продаваться на свободном европейском рынке. А поскольку наши операторы не подписывали средне- и долгосрочных контрактов, то у них могут возникнуть проблемы с покупкой топлива. Это спровоцирует некоорые проблемы. Если бы у украинских трейдеров были контракты непосредственно с производителями нефтепродуктов, то тогда никаких проблем не возникло бы. Все производители при любых обстоятельствах обеспечивают топливом именно контракты и выполняют их в 99% случаев. А будет ли избыток у производителей нефтепродуктов после выполнения всех контрактов, которые наши и покупали на электронных торгах – это вопрос", – отметил Рябцев в комментарии УНН.
Перебои с поставками нефти могут привести к дефициту бензина, дизеля и автогаза. Пока у Украины есть проблемы с логистикой, рассказал в комментарии Фокусу гендиректор и основатель Prime Group Дмитрий Леушкин.
"В последнее время топливо к нам шло из Польши, Болгарии, Чехии, дунайских портов Измаил, Килия, Рени – туда заходили танкеры с топливом. Это была наша логистика. На сегодняшний день, дунайские порты "сухие" стоят, потому что крупные трейдеры, которые танкерами везут, не могут выкупить ресурс в Европе из-за его отсутствия. Они снабжали до 30% рынка в Украине. Польша "порезала" объемы, там дефицит возник, ощущается дефицит в Германии, Польше, Литве, Латвии. И что остается – Болгария и Румыния, там идут те же объемы, что и прежде, но проблема на самой границе – пропускные пункты не переваривают поток бензовозов. Сейчас все бензовозы устремились в Болгарию и Румынию, появились большие очереди – машины по 4 дня на границе стоят. Это там, где раньше они проходили без очереди", – рассказал он.
Валерия Шипуля