Многие украинцы из-за полномасштабного вторжения россиян в нашу страну выехали за границу. Они обезопасили себя и своих детей от ужасов войны, но вынуждены преодолевать определенные трудности.
Вернется только треть
По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, начиная с февраля 2022 года, из нашей страны выехали более 8,1 млн украинцев, а около 4,8 миллиона подали заявление на получение временной защиты в одной из стран ЕС. Среди тройки лидеров Польша - там нашли убежище 1 563 386 украинцев, Германия - 1 055 323 и Чехия – 494 793. Далее следуют Италия (171 739), Испания (168 654), Великобритания (163 500) Франция (118 994), Румыния (117 041) и Молдова (109 348). А в остальных странах Европы количество беженцев с Украины не превышает в общей сложности 100 тыс. человек.
Особенности пребывания наших сограждан за границей выяснило Агентство ЕС по основным правам (FRA), проведя опрос. В нем на онлайн вопросы в период с августа по сентябрь 2022 года ответили 14 685 украинских беженцев, проживающих в десяти странах ЕС: Болгарии, Чехии, Эстонии, Германии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, Словакии и Испании.
К сожалению, почти половина опрошенных заявили, что чувствуют себя подавленными - часто испытывают депрессию или угнетенное состояние. Однако более 60% респондентов сказали, что с момента прибытия в принимающую страну они с оптимизмом смотрят в будущее.
Также стало известно, что 50% участников испытывают финансовые проблемы. А одним из самых больших препятствий на рынке труда стал язык, точнее - его незнание: четверть беженцев сказали, что они не владеют языком страны, в которой живут, тогда как 41% ответили, что говорят, но очень плохо. Поэтому только треть украинцев имеют оплачиваемую работу.
Кроме того, опрошенным пришлось иметь дело с недобросовестными работодателями: около 30% людей сообщили об эксплуатации, которая больше всего имеет место на заводах и стройплощадках.
Приблизительно треть участников исследования утверждают, что в долгосрочной перспективе хотят вернуться на родину. В то же время самый высокий процент беженцев, которые намерены остаться там, где сейчас проживают, 42% - в Германии. Среди 10-ти исследуемых стран именно в Германии находится самая большая доля украинцев, получивших от государства жилье и имеющих возможность бесплатно посещать языковые курсы. Вместе с тем, процент неработающих украинских беженцев в Германии – меньше, чем в других странах Европы.
"Поскольку война затягивается, нам необходимо принять эффективные долгосрочные меры, которые позволят принимающим обществам и перемещенным лицам адаптироваться к потрясениям, вызванным этой войной", - заявил директор FRA Майкл О'Флаэрти в комментарии Politico. А вице-президент Еврокомиссии Дубравка Шуица считает, что странам, принимающим украинских беженцев, таким как Германия и Польша, придется приспосабливаться к тому, что украинцы останутся у них на долгие годы даже после окончания войны.
Демографический риск
Активная миграция из-за военных действий в Украине негативно влияет на процессы сокращения и старения населения. Правда, эти тенденции наметились у нас гораздо раньше. Ведь в нашей стране ежегодно, начиная с 1994-го, численность населения постепенно сокращалась, и нас уже давно не 52 миллиона. Демографы предполагают, что сейчас на население Украины - где-то на уровне 34-35 миллионов. Точнее эта статистика станет известна после войны, когда, наконец-то, проведут перепись. Но уже в следующем году у нас из-за полномасштабного вторжения россиян может произойти катастрофический демографический обвал.
"Я мечтаю, чтобы к 2030 году нас было 35 миллионов. К сожалению, этого может и не быть. Ведь война продолжается, мы теряем людей из-за чрезмерной смертности. Это не только погибшие, но и те, кто умирает из-за стрессов, перегрузок, некачественного питания, недостаточности медицинской помощи", - сказала академик, директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины Элла Либанова во время пресс-конференции в Укринформе.
Она также обращает внимание на низкий уровень рождаемости.
"Мы еще в полной мере этого не ощущаем. Но 2023 год будет годом катастрофического падения этого показателя. Скажем, для того чтобы иметь простое восстановление поколений, нужно, чтобы одна женщина за свою жизнь (усредненно) родила 2,13 - 2,15 ребенка. В 2021 году мы имели показатель 1,1, в 2022-м - еще меньше, но сокращение еще не будет катастрофическим за счет детей, родившихся в первой половине года", - подчеркнула Либанова. И обратила внимание на еще одну болезненную проблему - миграцию. Впрочем, по ее мнению, люди, выехавшие из-за войны за границу, сейчас живы и есть надежда, что они все же вернутся домой. Это зависит от продолжительности боевых действий и условий, которые будут формироваться у нас после войны.
"Чем дольше люди будут находиться за границей, тем больше они адаптируются и будут пытаться остаться там навсегда. Кроме того, чем дольше продлится горячая фаза войны, тем сильнее будет разрушена наша инфраструктура - как производственная, так и социальная, прежде всего жилая. Если у людей разрушено жилье и если у них нет работы, им будет некуда и незачем возвращаться", - объяснила директор института демографии.
Возможно, остановить миграционные процессы удастся с помощью плана Маршалла от международных партнеров, который может сохранить трудовые ресурсы и стабилизировать рынок труда в Украине. При успешной реализации его будут создавать новые рабочие места. Важно то, что это будет происходить преимущественно под контролем западных партнеров, которые не позволят платить за хорошую работу несоразмерно низкую зарплату.
"Это значит, что будут рабочие места с нормальной оплатой труда и с перспективами. Поэтому люди, по крайней мере, не уедут отсюда. Главное - не столько думать о возвращении женщин, которые сейчас находятся за границей, сколько о предотвращении выезда туда мужчин после прекращения действия военного положения. Риск этого огромен. Семьи воссоединятся. Вопрос - где", - заключает академик.
Галина Гирак