Что стоит за попыткой Минобразования снизить количество аспирантов в Украине?
В разгар вступительной компании в аспирантуру Министерство образования Украины начало менять правила обучения, что не позволяет некоторым аспирантам получить отсрочку от мобилизации. Действия МОН противоречат принятому Верховной Радой законопроекту об усилении мобилизации, где четко указано, что аспиранты как контрактной, так и государственной формы учений имеют право на отсрочку. Почему Минобразования пытается снизить количество аспирантов в Украине?
Действия Минобразования противоречат закону о мобилизации
Согласно закону о мобилизации, отсрочку дают тем, кто получает последовательное высшее образование на дневной форме обучения (бюджет и контракт). В то же время, во время вступительной компании Минобразования сделало исключение для аспирантов контрактников 2024 г. Им приказом МОН была ограничена возможность учиться на дневной форме, что лишает их возможности получить отсрочку от мобилизации. Изменения для этой категории были приняты в спешке в процессе проведения вступительных экзаменов. В целом, с начала текущего года таких изменений было – 5. Они касались формата экзаменов, предметов, количества баллов.
“Аспирантское сообщество шокировано решениями министра образования и министерства в целом, поскольку имеем полную дискриминацию. Для людей, которые поступали в аспирантуру МОН, в этом году сделало много процедур и по самим вступительным экзаменам, и по баллам, и вообще по всем правилам, которые они ввели. Правила поступления в аспирантуру менялись даже во время, когда будущие аспиранты сдавали экзамены”, - сказал Роман Сергиенко, руководитель в Practic Consult юридические услуги, член Коллегии в Министерстве образования и науки Украины в эфире телемарафона.
Не оставляет МОН попыток “проредить” и список уже обучающихся аспирантов тех, кто поступил в аспирантуру в 2022 и 2023 году.
Первоначально МОН продвигало идею Единого государственного квалификационного экзамена (ЕДКИ). От этой идеи отказались. А сейчас руководтво МОН убеждает в необходимости проведения Единого государственного зачета (ЕДЗ), в рамках которого предполагается оценка знаний английского языка на уровне B2-C1, а также украинского языка.
Однако ни ЕГКИ, ни ЕГЗ не предусмотрены индивидуальными планами обучения аспирантов, а “насильственное” их введение является нарушением закона об образовании. Соответственно действия представителей МОН вызвали волну возмущенияи сопротивления среди ученых, профессорско-преподавательского состава, аспирантов. Дошло даже до создания петиции по увольнению министра образования Оксена Лисового.
По словам Сергиенко, на сегодняшний день, как ему известно, планируется подавать иски в суд относительно этих действий.
“Я думаю, что они будут успешными потому, что видно, что есть нарушение процедуры и дискриминация. Ограничиваются конституционные права, которые не должны ограничиваться во время действия военного положения”,– говорит он.
Позиция Минобразования
В Минобразования считают, что за последние два года в Украине резко увеличилось количество мужчин, которые получают второе или третье образование или же поступают в аспирантуру.
По информации Минобразования, до начала полномасштабной войны в аспирантуру поступало около 7-8 тыс. человек. Но в этом году для сдачи Единого вступительного экзамена (ЕВИ) зарегистрировалось 246 189 человек. 79% из них – мужчины, почти половина которых хочет поступить на аспирантуру. Всего это 91 561 человек.
“Сейчас такие цифры выглядят скорее как аномалия. Аномалия, которая вредит качеству образования, экономике (фиктивное обучение создает новые схемы и миллионы долларов в тени), а самое главное – национальной безопасности”, - считает министр образования и науки Украины Оксен Лисовой.
Поэтому, по его словам, началась трансформация системы образования, чтобы она не была “дырой” для уклонистов.
В свою очередь заместитель министра образования и науки Михаил Винницкий, “ответственный” за систему высшего образования в Украине тоже неоднократно указывал на то, что высшее образование и аспирантура, в частности, стали популярны благодаря возможности уклонения от мобилизации.
“В этом году уже превысило 200 тыс. с огромным количеством мужчин постарше, которые, очевидно, имеют свои причины зарегистрироваться и желать вступить в образовательные программы”,- сказал он в эфире телемарафона.
Что скрывает МОН?
Политику дискриминации отдельных групп аспирантов МОН аргументирует тем, что во время полномасштабного вторжения России в Украину количество аспирантов значительно увеличилось. Так, в 2021 г., их было 7656, в 2022 г. – 15072, а в 2023 г. – 18835.
В то же время Госстат приводит другие данные. Они свидетельствуют, что в 2010 и 2011 гг. аспирантов было больше, чем в 2022 г. – более 34 тыс. против более 33 тыс. А данные за 2006, 2007, 2008 гг. близки к данным последних двух лет (от 31 тыс. до 33 тыс.). Это означает, что корреляции между войной и желанием учиться в аспирантуре нет.
Не видит ее и Андрей Минаев, кандидат исторических наук, доцент Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича.
“Я могу говорить о своей специальности и своем факультете, так вот у нас прирост произошел, но не слишком существенный: в прошлые годы аспирантов было 2-3, теперь 5-6. То есть в данном конкретном случае нет речи о столь существенном росте, как об этом говорят”, - говорит он.
К тому же следует понимать, что количество абитуриентов, которых могут набрать ВУЗ для обучения, регулируется лицензионными условиями, которые утверждает МОН. Эти данные находятся в открытом доступе на сайте ЕГБО (Единая государственная электронная база по вопросам образования).
Если информация МОН о росте количества аспирантов во время войны верна, то оно само и допустило эту ситуацию.
Есть факты, которые противоречат тому, что рост контрактников в 2023-2024 гг. происходил в пределах лицензионного объема.
Так, “Классический частный университет”, имея лицензионный объем подготовки аспирантов (третий образовательно-научный уровень) в количестве 165 человек, в 2023 г. имел уже 3 412 человек, хотя годом ранее только - 319.
“Классический частный университет”лицензированный (разрешенный) объем приема в аспирантуру – 165 мест; количество аспирантов – 4 тыс. Непонятно, почему университет до сих пор не лишен лицензии. Между тем, Министерство образования и науки Украины ликвидирует учреждения, которые работают добродетельно в разрешенных пределах. А также нагружает аспирантов дополнительными экзаменами, не предусмотренными законодательством”, - сказал Никита Андреев, адвокат Национальной ассоциации адвокатов Украины.
По его мнению, Государственной службе качества образования Украины давно стоит этим заинтересоваться.
“3 997 человек по факту минус 165 разрешенных равняется 3 842. Средняя стоимость обучения в аспирантуре за год сейчас около 80 тыс. грн. Следовательно, имеем 307 млн грн, заработанных неправомерно на войне. За один год”, – говорит он.
По поводу факта с “Классическим частным университетом”, как писал в профильных фейсбук-группах Винницкий, проводится расследование. Однако информация из-за замалчивания Минобразования не получила широкой огласки.
Есть предположение, что подобные истории не единичны, а МОН пытается их скрыть, поскольку станет известно, что оно не контролировало вступительную кампанию 2022-2023 гг., и допустило зачисление аспирантов на обучение сверх лицензионного.
Соответственно, у представителей системы высшего образования сформировалось мнение, что все последующие действия по притеснениям аспирантов являются попыткой МОН прикрыть собственное бездействие.
Следствием этого является указанное выше ограничение аспирантам-контрактникам учиться на дневной форме, а также попытка ввести дополнительные экзамены/зачеты для тех аспирантов, которые поступили в 2022-2023 гг.
“Постоянное изменение правил аспирантуры в первую очередь создает хаос в подготовке научных кадров, что, конечно, не способствует развитию науки. Попытки постоянно придумывать какие-то искусственные ограничения, делить аспирантов на какие-то категории (бюджетников и контрактников, поступающих сразу после магистратуры и поступающих после перерыва и др.) - это, по-моему, во-первых, напоминает какой-то вид сегрегации, когда часть людей по чисто внешним признакам наделяют меньшими правами, чем других. Во-вторых, это нечестно и несправедливо, потому что лишает многих людей презумпции невиновности и априори и бездоказательно относит их к разряду уклонистов”,- резюмирует Минаев.
Виктория Хаджирадева