Фото: Getty Images (ілюстративне фото)
Гренландия (автономная территория Королевства Дания) расположен ближе к США, чем к любой другой стране
Премьер-министр Гренландии на днях заявил, что его страна ищет сотрудничество с США, но на своих условиях. Будет ли война за это датское место? Но какие формы может принять провозглашенная Трампом экспансия на Север?
"Не доставайся же ты никому"
Футурологи уже давно с уверенностью прогнозируют предстоящие войны за природные ресурсы и ископаемые. Однако похоже, что они могут начаться гораздо раньше.
Контроль над Гренландией со стороны США, при первом упоминании казавшийся каким-то бредом, с подачи избранного президента США Дональда Трампа все чаще начинает обсуждаться, как один из вообще-товероятных, хотя и абсолютно неадекватных международному праву сценариев.
Напомним, остров Гренландия (автономная территория Королевства Дания) расположен ближе к США, чем к любой другой стране: всего 1900 км отделяют штат Мэн от берегов острова. Как часть Дании,Гренландия является членом НАТО, но стремление острова к независимости от Копенгагена вызывает опасения, что это может открыть путь для влияния России и Китая, пишет Радио Свобода.
Купить Гренландию Трамп предлагал еще при своем первом президентстве. Теперь же речь едва ли не о войне, хотя вице-президент Трампа Джей Ди Вэнс эту возможность и исключает.
"Нам не нужно использовать военную силу. Дело, которое люди всегда игнорируют, это то, что у нас уже есть войска в Гренландии. Гренландия действительно важна для Америки со стратегической точки зрения. Она имеет много отличных природных ресурсов", - отметил Вэнс в интервью Fox News.
Так в чем интерес США и других стран к Арктике? Это касается, прежде всего, добыча редкоземельных минералов, урана и железа, которые скоро могут стать более доступными, ведь глобальное потепление приводит к таянию части льда, покрывающего Гренландию. В то же время воды вокруг острова, свободные ото льда, предоставляют возможность прокладывания новых маршрутов для коммерческого судоходства.
Вэнстакже добавляет, что нынешнее руководство Дании не сделало достаточно для того, чтобы обезопасить Гренландию. Поэтому для США это реальная возможность "перехватить лидерство в обеспечении безопасности Гренландии и эксплуатации природных ресурсов".
"И это то, что Дональд Трамп умеет делать. Он хорошо умеет заключать соглашения, и в Гренландии можно заключить соглашение", - считает будущий вице-президент США.
Конечно, кроме роли "копилки" ископаемых, Гренландия имеет ключевое значение для безопасности. Во время Холодной войны остров играл главную роль в обороне США и НАТО, являясь частью системы раннего обнаружения советских подлодок. С открытием новых морских путей в Арктике стратегическое значение Гренландии увеличивается.
При этом у Дании и США соглашение об обороне Гренландии с 1951 года. В 2022 году Пентагон заключил контракт на 4 миллиарда долларов для обеспечения работы там базы США, а в 2023 году там впервые разместили четыре истребителя F-35. В настоящее время на севере острова, в Туле, функционирует американская военная база с системой раннего обнаружения баллистических ракет, там находятся 200 военных Воздушных и Космических сил США. Расстояние от этой базы до Москвы составляет около 3757 км.
"Гренландия приобретает все большее значение, поскольку мы находимся в условиях глобальной конкуренции с Китаем и на пороге новой технологической революции в сфере войны... Поэтому Гренландия важна с точки зрения противоракетной обороны, космоса и глобальной конкуренции, где все большее значение приобретают судоходство и морские пути", - цитирует Радио Свобода директора Полярного института Вилсоновского центра и бывшую советницу Министерства обороны США по арктической стратегии Ребекку Пинкус.
Удастся ли успокоить Трампа?
Для разрешения ситуации власти Дании направили команде Трампа конфиденциальные сообщения с предложением провести переговоры по укреплению безопасности Гренландии, сообщает Axios со ссылкой на источники.
Копенгаген якобы предложил увеличить количество американских военных на острове. Таким образом, правительство Дании стремится избежать публичных споров относительно будущего Гренландии и убедить Трампа, что его опасения относительно внешних угроз можно разрешить без аннексии острова.
В сообщениях, переданных новой администрации Белого дома, акцентируется, что Гренландия не продается, но Дания готова рассмотреть любые другие запросы Вашингтона, включая увеличение военного присутствия.
В ответ на риторику Трампа министр иностранных дел Дании Ларс Локке Расмуссен заявил: Дания признает, что у Соединенных Штатов есть интересы безопасности в Арктике, и готова обсудить их с новой администрацией Трампа.
"Мы согласны с тем, что у американцев есть определенные опасения относительно ситуации с безопасностью в Арктике, которые мы разделяем, и мы готовы продолжить переговоры с новым президентом США, чтобы обезопасить законные американские интересы в тесном сотрудничестве с Гренландией", - сказал он.
Датские чиновники также заявили о намерении увеличить инвестиции в военный потенциал Гренландии, о чем уже консультируются с местным правительством. И дело уже делается: в прошлом месяце Данияобъявила о выделении дополнительных 1,5 млрд долларов военных расходов для Арктики. Этот пакет подготовили еще до заявлений Трампа, но по "иронии судьбы", как выразился датский министр обороны, о нем объявили всего через несколько часов после их появления, пишет сайт BBC.
"Что действительно важно - Трамп сказал, что Дания должна выполнить свои обязательства по Арктике или позволить США сделать это", - отмечает главный политический обозреватель датского издания Politiken Элизабет Свейн.
Сама Гренландия, давно ведется разговоры о независимости, ныне готова к углублению сотрудничества с США в вопросе обороны и добычи полезных ископаемых, но на своих условиях.
"Гренландия хочет более близкого сотрудничества с США в таких сферах, как: оборона и исследование горнодобывающего потенциала", - пишет Reuters со ссылкой на слова премьер-министра Гренландии Муте Эгеде.
При этом Эгеде тоже заявил о готовности начать диалог на этот счет с будущей администрацией США.
"Впервые к Гренландии внимательно прислушиваются. Следует сохранять спокойствие и пользоваться этим, поддерживая единство", - сказал премьер-министр.
В то же время Эгеде настаивает на уважении к автономным правам региона.
"Независимость Гренландии - дело Гренландии, и то же касается использования ее территории. Поэтому именно Гренландия будет решать, какие соглашения заключать", - отметил глава правительства.
Ирина Носальская