Сталинские архитекторы хотели превратить Киев в город гигантских площадей и величественных зданий. Эти идеи провалились, оставив на память о себе лишь небольшую часть осуществленных проектов, - пишет Дмитрий Громов в рубрике Архив №31 журнал Корреспондент от 12 августа 2011 года.
С середины
1930-х годов Киев стал полигоном для развития монументального стиля советской
архитектуры, который обычно связывают с тогдашним руководителем СССР Иосифом
Сталиным.
Подобной
чести город удостоился за то, что в июне 1934 года сюда из первой столицы УССР,
Харькова, переехало партийное и советское руководство, сделав древний город
новым центром Советской Украины. Подобный высокий статус выдвигал особые
требования к Киеву, хотя и сохранившему очарование старины в виде храмов,
однако в остальном - архитектурно провинциальному.
Для придания Киеву
шика, полагающегося одному из главных городов государства рабочих и крестьян, власти
призвали целую когорту лучших архитекторов из Москвы, Ленинграда и Харькова, не
забыв и о местных талантах. Этих людей пригласили, чтобы спроектировать и
создать в центре столицы Украины грандиозную правительственную площадь со
100-метровой статуей основателя СССР Владимира Ленина, а также целый комплекс
зданий госорганов и гостиниц.
Для придания Киеву шика, полагающегося одному из главных городов государства рабочих и крестьян, власти призвали целую когорту лучших архитекторов из Москвы, Ленинграда и Харькова, не забыв и о местных талантах.
Впрочем,
одним лишь этим фантазия властей не ограничивалась - старый город собирались
преобразить новыми площадями, транспортными развязками и другими объектами.
Основным
архитектурным стилем обновленной украинской столицы должен был стать так
называемый сталинский ампир. Это величественное сочетание античности и русского
классицизма, который советский писатель Всеволод Иванов назвал Возрождение Рима.
Подобный
симбиоз выражался в невероятной помпезности зданий и ансамблей, что нравилось
тогдашнему руководству страны. И именно в этом стиле создавалось большинство
проектов, которые предоставили архитекторы на суд руководства республики и
города. Среди них были по-настоящему оригинальные идеи.
Так, на месте
нынешней площади Леси Украинки должен была появиться, если верить генплану 1935
года, аналог знаменитой округлой парижской площади Звезды с Триумфальной аркой
в центре, от которой во все стороны расходились бы 12 лучей-проспектов.
На месте нынешней площади Леси Украинки должен была появиться, если верить генплану 1935 года, аналог знаменитой округлой парижской площади Звезды с Триумфальной аркой в центре, от которой во все стороны расходились бы 12 лучей-проспектов
Также был
утвержден проект Правительственной площади, разработанный Иосифом Лангбардом,
известным советским зодчим, создавшим облик современного Минска. Он был
сторонником вертикальных архитектурных решений, считал, что "вертикальное
положение олицетворяет жизнь, бодрость и силу, оно противостоит тяге к земле".
На месте нынешней Михайловской площади Лангбард планировал "поднять" к небу
колонны настоящего древнеримского форума, состоящего из ряда правительственных
зданий.
Зодчие 1930-х
не забывали и о простых людях. В городе планировали построить множество
транспортных развязок, различных лестничных переходов из верхнего города к
набережной Днепра, виадуки, дублирующие узкие центральные улицы, и многое
другое. Причем архитекторы трудились не покладая рук - на каждый
реконструируемый или создаваемый объект приходилось по 30-50 проектов.
"Это был
кладезь высококлассных решений", - говорит Борис Ерофалов-Пилипчак, автор книги
Архитектура советского Киева. Однако
масштабной перестройки не получилось, подавляющее большинство идей так и
осталось на бумаге. Причин тому было несколько.
На месте нынешней Михайловской площади Лангбард планировал "поднять" к небу колонны настоящего древнеримского форума, состоящего из ряда правительственных зданий
Во-первых,
инстанции, курировавшие работы, были просто завалены огромным числом
предложений, и быстро оценить их оказалось сложно. Во-вторых, часть проектов
требовали колоссальных денежных вложений, а на это власти идти не хотели. И
в-третьих, большая конкуренция между архитекторами привела к целой волне
критики, в которой часть идей просто утонула.
Например, на Правительственной
площади Лангбарда успели возвести лишь здание Центрального комитета Компартии
Украины - сегодня там располагается МИД. Да еще снесли под будущие строения
Михайловский собор. Дальше дело не пошло, потому что коллеги в пух и прах разгромили
идеи заезжего архитектора.
Свою ложку
дегтя добавил даже известный украинский кинорежиссер Александр Довженко.
"Ошибка допущена в самом проекте, - заявлял тогда он. - В нем чувствуется,
прежде всего, неглубокое изучение местности".
Единственным относительно целостным ансамблем в сталинском стиле стал Крещатик, отстроенный на месте разрушенных во время немецкой оккупации зданий
Единственным
относительно целостным ансамблем в сталинском стиле стал Крещатик, отстроенный
на месте разрушенных во время немецкой оккупации зданий.
Весь размах,
изящество и устремленность ввысь советского ар-деко, как охарактеризовал этот
стиль Ерофалов-Пилипчак, остались лишь на чертежах и эскизах
***
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от12 августа 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.