Современный Иран напоминает СССР времен брежневского застоя - его жители в частных беседах поголовно ругают власть и приходят в восторг от всего западного, - пишет путешественник Дмитро Линько в рубрике Письмо из... в №18 журнала Корреспондент от 11 мая 2012 года
Когда выходишь из аэропорта в Тегеране, кажется, что попал в
монастырь, настолько все вокруг чинно. Но причина общей благопристойности
отнюдь не религия, как может показаться на первый взгляд, а культура. Ведь вы
находитесь на территории древней Персии - одной из стартовых площадок
человеческой цивилизации.
Я, собираясь в Иран, ожидал увидеть жесткое исламское
государство. Но не сложилось: когда в пятницу вечером мы зашли в одну из тегеранских
мечетей, там молились не больше 30 человек. А утром меня не разбудил муэдзин.
Точнее, он-то призывал, но где-то далеко и тихо. В общем, внешние проявления
ислама куда ярче в европеизированных Турции или Пакистане, где крик муэдзина
слышит полгорода. В Иране ислам выглядит, как социализм в позднем СССР, - нечто
государственное, обязательное, что всех уже давно тяготит. И хотя здесь
сохраняется власть аятоллы, теперь место фанатиков-исламистов во власти заняли
чиновники - такие же, как и во всем мире.
Внешние проявления ислама куда ярче в европеизированных Турции или Пакистане, где крик муэдзина слышит полгорода
С трибун официальные лидеры грозятся уничтожить всех и вся,
в первую очередь США, Израиль и Европу. Чтобы их победить, пропаганда настоятельно
рекомендует много работать, терпеть бедность, инфляцию, рост цен - чтобы
когда-нибудь создать атомную бомбу и уничтожить “неверных”. Впрочем, местное население
уверено, что это банальный популизм и современный Иран экономически не способен
начать войну против Израиля или другого сильного государства.
Мы проехали Иран от Тегерана до Персидского залива, и везде
нам говорили о своей оппозиционности к власти. Старшие - понизив голос, а
молодежь - вслух. И ни один человек не сказал, что поддерживает режим. Иранцы
мечтают о возвращении старого доброго европеизированного режима шаха.
Причем более гостеприимный и дружелюбный народ, чем иранцы,
найти трудно. На улице каждый второй тебя приветствует, предлагает помощь,
спрашивает, как дела, и самое главное - делает это ненавязчиво. Этим иранцы
здорово отличаются от арабов или индусов. К тому же они намного порядочнее:
иранец никогда не обманет покупателя, заметив, что он приезжий и в местных
ценах не ориентируется.
Иранцы мечтают о возвращении старого доброго европеизированного режима шаха.
На улицах безопасно и чисто, иранцы не курят и не пьют. И
все это не потому, что боятся полиции, а потому что так воспитаны.
Продажа спиртного в Иране официально запрещена - за
единственным исключением: поскольку армянам вино необходимо для совершения
религиозных обрядов, им его разрешают производить. И поэтому в армянских кварталах
вино продают, хотя и негласно.
Также вечером в Тегеране к нам подходили молодые люди и
доверительно предлагали купить пиво и вино. Столичная молодежь имеет доступ к
спиртным напиткам.
Что касается местных трендов, то современные персы приходят
в восторг от всего американского и западного - так же как жители СССР в 1980-е.
Молодежь слушает Эминема и жаждет перемен.
Вообще при ближайшем рассмотрении Иран проявляет
удивительную веротерпимость: в этой исламской стране немало евреев и
христиан-армян, и титульная нация живет с ними в мире, а синагоги, православные
и католические церкви функционируют наравне с мечетями. Единственные, кого
иранцы недолюбливают, - это арабы.
На улицах безопасно и чисто, иранцы не курят и не пьют. И все это не потому, что боятся полиции, а потому что так воспитаны
Отдельного рассказа заслуживают местные женщины. Ни одна из
них не выйдет на улицу без платка, а многие вообще закутаны в черное покрывало -
хиджаб. Несмотря на это, иранки открыты: мы свободно общались и с пожилыми, и с
молодыми. В Тегеране и других крупных городах даму можно пригласить в чайхану -
в таких заведениях, где к чаю или кофе обязательно подают пахлаву, много
посетительниц и смешанных пар. Правда, в маленьких поселках в чайхану ходят преимущественно
мужчины.
Девушки в Тегеране, да и в других крупных городах охотно
знакомятся с туристами, они дружелюбны, деликатны, и у них напрочь отсутствует
вульгарность. Они охотно обменяются с вами номером телефона или адресом в
Facebook. Впрочем, здесь проституция карается смертью, хотя и принято заключать
временные браки даже на очень короткий срок.
Что же касается местных достопримечательностей, то в
Тегеране стоит посмотреть бывший шахский дворец. Он невелик, выдержан в
мавританском стиле и выглядит в соответствии с представлением об аналогичном здании
в Киеве или Львове в начале минувшего века. Что неудивительно: его строил
знаменитый киевский зодчий Владислав Городецкий - сразу после того как возвел в
Киеве Дом с химерами. Также он спроектировал и здание вокзала в Тегеране.
В этой исламской стране немало евреев и христиан-армян, и титульная нация живет с ними в мире, а синагоги, православные и католические церкви функционируют наравне с мечетями
Это его последние работы. Городецкий прибыл в Тегеран в 1928
году по приглашению американской компании, занимавшейся железнодорожной
инфраструктурой, скончался в январе 1930-го и похоронен на армянском кладбище
Долаб. Надпись на его надгробии гласит: Profesor architektury.
Мы также посетили Бушер - город, где расположена
единственная в Иране атомная электростанция. На полную мощность ее так и не
запустили, но обещают в ближайшие месяцы. Строит ее Россия руками украинских специалистов,
и на улицах мы видели немало славянских лиц.
Бушер сильно пострадал во время войны с Ираком. С той поры
его не восстанавливают - все понимают, что в случае новой войны ракеты полетят
именно сюда, - а вокруг города расположились ракетные и артиллерийские
комплексы ПВО.
***
Этот материал опубликован в №18 журнала Корреспондент от 11 мая 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.