Рассказывает Эрнеста Семеновна Емельянцева, 76 лет, пенсионер. В 70-х - заведующая
книжным магазином Киевкниготорг:
"Семидесятые -
это годы тотального дефицита. Тогда не существовало слово купить, только достать.
Доставать приходилось все: от туалетной бумаги до только выпущенного автомобиля Жигули. Человека, который мог что-то достать, уважали и ценили.
Фото предоставлено организаторами проекта
Поездка в Яремче от Книготорга
Я заведовала
книжным магазином. В то время был книжный бум. Книги коллекционировали даже по
цвету. Очень престижным считалось иметь свою библиотеку, которая приравнивалась
к выгодному капиталовложению. При этом мы должны были удовлетворять запросы не
только простых советских граждан, членов общества книголюбов и т.д., но и ОБХСС
(Отдела по борьбе с хищением соцсобственности) с его, поверьте, немаленькими
запросами. Книг было мало, желающих их получить - много. В итоге возле магазина
подписных изданий даже ночью стояли люди. Билеты на выставку, в музей или в кино
мы доставали только за книги.
Читайте также в рамках проекта Тихий протест 70-х:
Перейдем к
примерам. Всеми правдами и неправдами мы купили Жигули. Не новые, с рук.
Радость была неимоверная. Тут же сели и поехали. На Левобережной, возле молокозавода, стоял
шлагбаум. Муж в эйфории его не заметил и протаранил. Из будки выскочила стрелочница,
потом выбежали еще два работника. Один, видно, старшой. Начали угрожать нам
милицией, звонком на работу, в обком… Муж стоял чуть не плача, а я подошла и тихо
спросила у старшого: "Скажите, книги вас интересуют?" Он успокоился и сказал: "Три
комплекта Дюма. Три мушкетера. И все закончилось благополучно: заплатили 40
рублей за новый шлагбаум, привезли Дюма - и никаких проблем. Замечу, что заполучить
в те годы произведения французского классика было очень трудно. Вначале пришлось
бы сдать 20 кг макулатуры, потом получить талоны, дождаться, пока книга
появится в магазине, и только тогда купить ее за 1 рубль 34 копейки.
Фото предоставлено организаторами проекта
Большая редкость - открытки с рецептами и советами по украшению стола
Помню еще один
случай. Новый, 1976 год, мы решили встретить в Полтаве, откуда я родом. Для
праздничного стола предстояло достать продукты. Особенно все радовались
индейке, которая стоила 1 рубль 80 копеек за килограмм. Ее тогда не разделывали - целиком упаковывали в газету (другой упаковки просто не было), приносили в
магазин и взамен тут же забирали хорошо упакованные книги.
- Сайт Корреспондент.net предлагает своим читателям поделиться своей историей о 70-х с нашей аудиторией. Свои истории c фотографиями присылайте на адрес[email protected] c пометкой Вспоминая 70-ые.
Новый год
встретили. Первого января выехали пораньше (я второго сдавала отчет в
бухгалтерию). В этот день шел дождь, превращавшийся на асфальте в лед. Мы ехали
на малой скорости. Впереди увидели автобус Полтава-Лубны. Он был полный, шел
тихонько. Решили обогнать. В результате автобус развернуло. Мы оказались в
кювете. Все живы. Муж с сыном оставались дожидаться милицию, которая оттранспортировала
бы машину в Лубны. А мне нужно было в Киев. Стоим. Раздумываем, что делать. И
тут останавливаются Жигули. В машине сидела целая семья, меня спросили: "Вам в
Киев?" В дороге мне несколько раз становилось плохо. Они останавливались,
успокаивали. Довезли до самого дома. А денег, и даже книги, взять наотрез
отказались. Прощаясь, глава семьи дал мне кусочек картонки, на которой была
написана их фамилия. Спасибо вам, товарищ Поваров! Сейчас никто бы не
остановился. Не довез бы.
Фото предоставлено организаторами проекта
Фото предоставлено организаторами проекта
Секреты хорошей кухни - очень редкая книга, содержащая ценные советы
А в Лубнах в
милиции все по накатанному сценарию. Муж позвонил, продиктовал список. Я
сформировала посылку. На 200 рублей! Это при стоимости книг по 1,34, 1,50 - до
2 рублей.
Кроме книг, в Киевкниготорге продавали еще и канцтовары. Они тоже считались дефицитом. Сейчас, наверное, не
знают, что такое копирка - бумага, которую вставляли в каждую пишущую машинку. Выпускали
ее в Риге. Меня и товароведа Лену послали на рижскую базу канцтоваров наладить
отношения и заполучить договор на поставку. Там наши книги уже не проходили. В Латвию
мы повезли киевские торты, конфеты и, конечно, спотыкач, горилку с перцем и
другие украинские напитки. Поездка оказалась успешной. Привезли и копирку, и
хорошие чешские карандаши, которые были в громадном дефиците. Не забыли купить
и Рижский бальзам - лучший подарок для руководителя, и самые востребованные
продукты - шпроты. Эти модные консервы просто так не ели, хранили годами, берегли
на праздники или для дорогих гостей. Как-то приехали к нам родственники из
Полтавы. Предупредить или позвонить они не могли - у нас не было телефона. Поезд
пришел в 22:20, к нам они добрались после одиннадцати. Чтобы накормить гостей,
я открыла привезенные из Прибалтики шпроты. Родственники, как теперь говорят,
были в шоке. Во-первых, в холодильнике есть шпроты. Во-вторых, я не пожалела открыть
их просто так. В-третьих, выставила Рижский бальзам. В Полтаве в кругу моих
родных и знакомых этот случай передавался из уст в уста: "У нее даже ночью
шпроты есть!"
Фото предоставлено организаторами проекта
В Сочи поставили фотокабинку, и на пляже выстроилась огромная очередь
Из-за
отсутствия средств связи происходили смешные случаи. Например, как-то в
понедельник, мой выходной день, я ушла за продуктами. Прихожу - в двери
уведомление о телеграмме. Бегу на почту. Сердце выскакивает. Первая мысль:
"Что-то произошло!" Прибегаю, читаю: "Купи эпоксидку. ОБЗ. Ц.Б". Муж не знал,
как сообщить, что ему нужна эпоксидная смола. Он пришел бы после шести, а к
тому времени все магазины бы уже закрылись. Почему он сочинил такой загадочный
текст? Все просто - каждая буква стоила денег. Слово "обязательно" было очень
длинное, поэтому он написал "ОБЗ". А "Ц.Б" это "Целую. Борис". Я очень
гордилась тем, какой у меня смекалистый и экономный муж.
В очередь на
установку телефона мы стояли 19 лет. Первый телефон в доме на 162 квартиры поставили
корреспонденту АПН (Агентство печати Новости). Все очень завидовали, но
бежали к нему только в крайнем случае: вызвать скорую или когда какое-то
несчастье произошло. Потом телефоны начали ставить инвалидам войны, ветеранам,
а после всем остальным.
Фото предоставлено организаторами проекта
Эрнеста Емельянцева: Теплоход Казахстан, наше путешествие по Черному морю
Ярким
воспоминанием о 70-х стал концерт Дэнни Гудмана. Весь Киев хотел попасть на его
выступление: послушать и увидеть. Мы считали, что негров очень угнетают в
Америке, что они такие несчастные. Если случалась несправедливость, говорили:
"Что же это такое? Мы разве в Америке живем? Мы же не американские негры!" Хотя
на самом деле думать так было смешно: в Штатах царила гласность, у нас же многое
было под запретом. Например, фильм Рязанова "Гараж" запретили сразу же после
выхода. Помню, как замдиректора Дома кино, по совместительству председатель
общества книголюбов, пригласил нас на закрытый показ. И мы смотрели "Гараж"
где-то в гараже. Это было что-то! С трудом мы доставали пластинки Beatles, слушали "Голос
Америки", который сильно глушили.
Фото предоставлено организаторами проекта
Эрнеста Емельянцева: Замуж за Бориса я выходила в очень модных в 70-х сапогах-чулках
Похожая
ситуация сложилась и с концертами Владимира Высоцкого. Никто их не рекламировал,
люди передавали друг другу информацию, как сарафанное радио. Как-то позвонили
знакомые: "В Дом культуры КПИ приезжает
Высоцкий". Зрителей набилось полный зал. Владимир Семенович пел с таким
надрывом, с такой энергетикой, что даже плохая акустика никак не влияла на силу
его голоса. Под Помедленнее, кони плакал весь зал. Высоцкий мог позволить
себе сказать нам то, чего никто не говорил. Он был голосом народа. Народа,
который всего боялся. А этот человек не знал, что такое страх. Поэтому каждый
мальчик, бравший в руки гитару, начинал сразу с Высоцкого.
Как сообщал Корреспондент.net, 20 сентября в Национальном художественном музее откроется выставка Тихий протест 70-х. В экспозицию войдут более 120 работ, большинство которых будут выставлены впервые.
По словам куратора выставки Евгения Березницкого, это первая системная попытка исследовать феномен украинского искусства 70-х годов 20-го столетия и открыть зрителю один из наименее изученных периодов в истории украинской культуры.
Семидесятые - знаковое время в украинской культуре, связанное с именами Сергея Параджанова и Василия Стуса, время всесоюзных строек - ЧАЭС, БАМа и индустриализации Сибири. Это период внутренней эмиграции советских граждан, время фарцовщиков, причесок "под битлов", потертых джинсов и бобинных магнитофонов с записями Владимира Высоцкого(чьи полуофициальные концерты собирали тысячи зрителей). Тихий протест… - зеркало эпохи, возможность вспомнить, "как это было", испытать чувство ностальгии, и понять, чем жило поколение 70-х.
Художники-семидесятники принимали участие в официальных выставках, но многие из них уходили в андеграунд, создавали собственную среду и находили своего зрителя на "квартирных выставках".
Тихий протест 70-х представит лучшие живописные и графические работы (пейзажи, портреты, сюжетные композиции) более двадцати авторов, среди которых один из последовательных адептов сурового стиля Владислав Мамсиков, мастер лирической картины Зоя Лерман, одесский нонконформист Олег Соколов, основатель панического реализма Петр Беленок, мэтр натюрморта Валентин Реунов и другие. Выставка продлится до 20 октября.
Сайт Корреспондент.net предлагает своим читателям поделиться своей историей о 70-х с нашей аудиторией. Свои истории c фотографиями присылайте на адрес[email protected] c пометкой Вспоминая 70-ые.
Присоединяйтесь к коммьюнити Корреспондент Lifestyle&Fashion на Facebook и группе Корреспондент Lifestyle&Fashion вКонтакте
Корреспондент.net