UA
 

Вспоминая 70-е. Билет до Хабаровска, коллекция меню и бюст Ленина в подарок

Корреспондент.net,  12 сентября 2013, 06:06
0
250
Вспоминая 70-е. Билет до Хабаровска, коллекция меню и бюст Ленина в подарок
Фото: Фото предоставлено организаторами проекта
Бориспольский военный аэродром. Бригада авиатехников на работе

20 сентября в Национальном художественном музее в Киеве открывается первая масштабная выставка художников-семидесятников Тихий протест 70-х. В ее поддержку на сайте Корреспондент.net проходит спецпроект, в рамках которого украинцы делятся воспоминаниями о жизни в 70-х годах.

Рассказывает Сергей Иванович Окинчиц, 64 года, пенсионер. В 70-х - авиатехник Бориспольского военного аэродрома:

"В 1970-м я закончил Иркутское авиационное училище и начал ездить по всему Советскому Союзу.  Мы тогда работали на истребителях МиГ-21. Я состоял в бригаде по замене двигателей и часто летал в командировки на те военные аэродромы, где базировались наши самолеты. Конотоп, Мары, Дальний Восток - чего я только не видел! Билеты на самолет были доступными каждому. К примеру, перелет из Борисполя в Кировоград стоил 7 рублей 50 копеек. Рейс Борисполь-Москва - 15 рублей. Дороже всего стоил билет  до Хабаровска - 180 рублей, но это все-таки 6 тысяч километров. Билет на такой дальний рейс нужно было бронировать за 45 дней.


Фото предоставлено организаторами проекта
1979 г. Миргород. День Победы


Однажды моя соседка Ольга должна была лететь в Хабаровск к родственникам. Чтобы успеть забронировать билет, в агентство поехала ночью. Просидела до утра. Без пяти восемь  открывается агентство - вся толпа ринулась туда. Выстроилась очередь к кассе, перед соседкой два человека. Первой не успела подбежать - худенькая была, отталкивали. Три минуты девятого - билетов на нужную дату уже нет. Спрашивает: "А на следующий день?" - "А на следующий день - приходите завтра". Ольга работала продавцом в хозяйственном магазине, ей пришлось какому-то знакомому помочь достать газовую колонку, газовую плиту, стиральную машинку, ванну - короче, полхозмага вынести, чтобы он помог снять бронь и посадить ее в нужный день на самолет. В день отлета, в три часа дня знакомый должен был приехать за ней и отвезти в аэропорт.  Ольга собралась, уже сидит на чемоданах. Без пяти три - звонок. Открывает - стоит почтальон. Принес телеграмму: "Не выезжай. У нас наводнение"… И все то, что она доставала - колонка, машинка, ванна - прошло даром.

Читайте также в рамках проекта Тихий протест 70-х:

За то время, когда летал по Союзу, у меня появилось хобби - я стал коллекционировать меню тех ресторанов, где когда-то обедал. Поход в заведение вдвоем обходился в  15 рублей - такую трату зарплата авиатехника позволяла. Меню тогда печатали на простой бумаге и вкладывали эти листочки в кожаную папку. Листочки я и собирал. Ничего привлекательного в них не было - я их брал просто на память. Правда, один образец для своей коллекции пришлось украсть прямо с папкой. Происходило это в минском национальном ресторане Журавинка. Меню было "одето" в кожаную папочку, оформленную чеканной картинкой - парень и девушка в национальных костюмах. Я такого раньше не видел. В руки меню не давали - официант стоял и ждал, пока клиент сделает заказ. Я уговорил свою тетку, которая составила мне компанию в этот вечер, помочь мне в этом "подсудном" деле. Она была женщиной озорной и веселой - работала артисткой цирка. Каким-то образом все же отвлекла официанта, и я стащил свой трофей.


Фото предоставлено организаторами проекта
1. Чеканное изображение уборщицы во многих советских квартирах украшало двери уборной. 2. Тот самый бюст В.И.Ленина


Вообще, в начале 70-х чеканку стали использовать массово - нею оформляли холлы в гостиницах, залы в ресторанах, вестибюли в школах. И в квартирах многих советских граждан появились различные предметы обихода, украшенные чеканными изображениями - чайники, подносы, подстаканники. Но чаще всего можно было увидеть отчеканенные таблички на дверях туалета и ванной - писающий мальчик с горшком и маленькая уборщица с ведром и шваброй. У моей сестры до сих пор такая табличка украшает двери уборной.

  • Сайт Корреспондент.net предлагает своим читателям поделиться своей историей о 70-х с нашей аудиторией. Свои истории c фотографиями присылайте на адрес[email protected]  c пометкой Вспоминая 70-ые.

Фото предоставлено организаторами проекта
Август 1975 г. Кировоград. Военская часть. Сергей Окинчиц с сослуживцами

В целом, дух 70-х хорошо осознавался в сравнении с предыдущим десятилетием. Такого сильного давления правительства уже не ощущалось, жесткого насаждения марксистско-ленинских идей уже не было. К примеру, если в 1965 году моего отца - убежденного коммуниста, члена бюро райкома Коммунистической Партии - распекали на собрании за то, что его сын отплясывает на танцах запрещенный твист, а меня за это не приняли в комсомол, то в 70-х на такие "проделки" уже никто не реагировал. Прозападные настроения становились нормой.

Хотя советская идеология еще крепко сидела в умах наших родителей и еще долго руководила их жизнью. О чем говорил только тот факт, что на день рождения отец подарил мне… бюст Ленина. Он очень хотел приобщить меня к идеям, которыми жил сам. А я этого Ленина использовал как тайник - деньги в него прятал".


Как сообщал Корреспондент.net, 20 сентября в Национальном художественном музее откроется выставка Тихий протест 70-х. В экспозицию войдут более 120 работ, большинство которых будут выставлены впервые.

По словам куратора выставки Евгения Березницкого, это первая системная попытка исследовать феномен украинского искусства 70-х годов 20-го столетия и открыть зрителю один из наименее изученных периодов в истории украинской культуры.

Семидесятые - знаковое время в украинской культуре, связанное с именами Сергея Параджанова и Василия Стуса, время всесоюзных строек - ЧАЭС, БАМа и индустриализации Сибири. Это период внутренней эмиграции советских граждан, время фарцовщиков, причесок "под битлов", потертых джинсов и бобинных магнитофонов с записями Владимира Высоцкого(чьи полуофициальные концерты собирали тысячи зрителей). Тихий протест… - зеркало эпохи, возможность вспомнить, "как это было", испытать чувство ностальгии, и понять, чем жило поколение  70-х.

Художники-семидесятники принимали участие в официальных выставках, но многие из них уходили в андеграунд, создавали собственную среду и находили своего зрителя на "квартирных выставках".

Тихий протест 70-х представит лучшие живописные и графические работы (пейзажи, портреты, сюжетные композиции) более двадцати авторов, среди которых один из последовательных адептов сурового стиля Владислав Мамсиков, мастер лирической картины Зоя Лерман, одесский нонконформист Олег Соколов, основатель панического реализма Петр Беленок, мэтр натюрморта Валентин Реунов и другие. Выставка продлится до 20 октября. 

Сайт Корреспондент.net предлагает своим читателям поделиться своей историей о 70-х с нашей аудиторией. Свои истории c фотографиями присылайте на адрес [email protected] c пометкой Вспоминая 70-ые.

Присоединяйтесь к коммьюнити Корреспондент Lifestyle&Fashion на Facebook и группе Корреспондент Lifestyle&Fashion вКонтакте

Корреспондент.net

СПЕЦТЕМА: Вспоминая 70-ые. Спецпроект к открытию выставки Тихий протест 70-ых
ТЕГИ: УкраинаисторияСССРВспоминая 70-ыеТихий протест 70-х
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...