Главное событие в мире фото - Всемирный фестиваль фотографии в Лондоне - при помощи убедительной выставки высокохудожественных снимков окончательно легализировал Photoshop, - пишет Ирина Илюшина в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2011 года.
Едва ли не наибольший интерес публики на знаменитом Всемирном фестивале фотографии (World Photography Festival, WPF), завершившемся в Лондоне в начале мая, вызвали снимки из Эфиопии, на которых запечатлено празднование Нового года одним из местных племен.
Согласно древнему обычаю эту дату отмечают соревнованием толстяков: за три-шесть месяцев до Нового года молодые мужчины племени начинают интенсивно питаться, в основном употребляя в пищу коровью кровь и молоко. Отрастив солидные животы, они принимают участие в разнообразных соревнованиях, а старейшины выбирают победителя - самого тучного.
Впрочем, на выставке фестивальных фотографий, которая продлится до 22 мая в одном из крупнейших залов столицы Британии, Сомерсет-хаусе, есть на что посмотреть и кроме смуглых толстяков. Престижное и самое значимое в мире фотоснимков и их создателей мероприятие привлекательно своими многочисленными номинациями и лояльностью к новичкам. И в этом году заявки подали более 100 тыс. фотографов из 162 стран.
Участников привлекают не только солидные призы, но и возможности для самовыражения - принимать участие могут профессиональные репортеры, фотографы модных журналов, те, кто снимает для рекламы, и аматоры всех мастей. На WPF есть номинации для всех разновидностей фотографий, и если к репортажным снимкам требования более строгие, то в других номинациях допустима любая обработка изображений.
В этом году заявки подали более 100 тыс. фотографов из 162 стран.
Международное жюри, в состав которого входят известные фотографы, редакторы профильных изданий, владельцы галерей и другие эксперты в области фотографии, вслед за публикой не устояло перед экзотикой. Главный приз, L'Iris d'Or, и $ 25 тыс. премии присудили серии фотографий Прилив (High Tide), запечатлевшей жизнь обитателей затерянных в дельте реки Парана (Бразилия, Парагвай, Аргентина) островов.
Автор снимков, аргентинец Алехандро Хаскельберг, провел с жителями островов два года, чтобы лучше понять их самих и их жизнь. Суровые охотники и крестьяне, неизвестно каким ветром занесенные в эти далекие от цивилизации края иностранцы, древние старики и юные рыбаки - все они стали героями его работ.
При этом более чем реалистичные снимки Хаскельберг, лауреат нескольких международных фотоконкурсов, подверг обработке: менял свет, использовал цветовые фильтры и в целом изменял их так, что его работы больше стали похожи на картины.
Главный приз, L'Iris d'Or, и $ 25 тыс. премии присудили серии фотографий Прилив (High Tide), запечатлевшей жизнь обитателей затерянных в дельте реки Парана (Бразилия, Парагвай, Аргентина) островов
Хаскельберг признает, что идет в прямо противоположном классическому репортажу направлении, привнося в фото свои фантазии. "Я пытался придать некую магическую ауру как людям, так и окружающей их природе", - рассказывает Хаскельберг, в прошлом кинооператор и большой поклонник популярного в Латинской Америке жанра магического реализма.
Впрочем, аргентинец движется вполне в русле новомодных тенденций - об этом говорит и высокая награда (далеко не первая, впрочем, в его жизни), и критики.
"Хаскельберг плевать хотел на любые ограничения, и вот эта его слепота по отношению к границам, как географическим, так и фотографическим, теперь может быть классифицирована как всепобеждающая", - остроумно комментирует выбор жюри Пол Лав, обозреватель старейшего американского ежемесячника о фотографии Popular Photography.
С тех пор как цифровые технологии изменили сами устои фотографической практики, стало понятно, что она трансформируется, причем может превратиться в нечто совершенно другое
Хаскельберг не одинок: не менее половины представленных на фестивале снимков так или иначе были подвергнуты коррекции. Джонатан Липкин, фотограф, преподаватель дисциплины Цифровые медиа в колледже Ramapo (Нью-Джерси, США) и автор нескольких книг по истории фотографии, уверен, что происходящие в этой сфере изменения - логичные и нормальные.
Более того, мода на обработку оригинальных снимков будет набирать обороты, а фотография все больше будет склоняться не к фиксации реальности, а к ее модификации. То есть фотограф все больше будет становиться художником, передавая через свои работы не столько то, что он видел, сколько свои идеи.
Конечно же, к журналистике и репортажным снимкам это не относится, однако остальные пользуются полной свободой.
"С тех пор как цифровые технологии изменили сами устои фотографической практики, стало понятно, что она трансформируется, причем может превратиться в нечто совершенно другое. Не то, чем она была ранее, - рассуждает Липкин. - Фотография - больше не убедительное средство передачи [увиденного], а лишь один из способов донести до зрителя идеи автора".
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.