Наталья Заболотная, создательница крупнейшего культурного проекта в истории современной Украины, Арсенале 2012, в интервью Ирине Илюшиной в № 31 журнала Корреспондент от 10 августа 2012 года, - о результатах этой грандиозной выставки, ее финансовой составляющей, запросах публики и будущих биеннале.
Кабинет Натальи Заболотной, генерального директора музейного
комплекса Мистецький арсенал, характеризует его хозяйку: стильный неброский
дизайн, на подоконниках - белые орхидеи, но главное - несметное количество
скульптур и картин. Сама хозяйка выглядит усталой, но счастливой. Она только
что завершила главный проект не только в своей профессиональной карьере, но и в
культурной жизни всей Украины - Первую киевскую биеннале современного искусства
Арсенале 2012, в которой приняли участие 280 художников из 100 стран.
Восемь месяцев для организации события такого масштаба стали
серьезным экзаменом для комиссара биеннале Заболотной и его куратора, британца
Дэвида Эллиотта. В интервью Корреспонденту за несколько дней до открытия он
заявил, что мероприятие на грани срыва - в основном из-за украинской бюрократии
и малых сроков для подготовки.
Британцу было из-за чего волноваться: предварительный бюджет
выставки составлял всего $ 4 млн, хотя уровень приглашенных художников был
высочайший. Для сравнения: бюджет Венецианской биеннале - более $ 10 млн. В
противовес Эллиотту Заболотная излучала оптимизм. Но сейчас признается: все
висело на волоске, и никто, кроме нее, не верил в успех.
До того как возглавить Мистецький арсенал, Заболотная несколько лет проработала в Украинском доме, превратив его из совдеповского выставочного комплекса в площадку для громких современных проектов
Впрочем, у нее был козырь, которого нет у маститого британского
куратора, - многолетний опыт работы в сфере культуры и организации масштабных
выставок именно в Украине. До того как возглавить Мистецький арсенал,
Заболотная несколько лет проработала в Украинском доме, превратив его из
совдеповского выставочного комплекса в площадку для громких современных
проектов. Перейдя в Арсенал, она не стала ждать завершения ремонта комплекса,
а, едва получив в свое распоряжение несколько залов, пустила их в работу.
Выставка современного искусства Art Kyiv contemporary, Международный
фестиваль FineArtUkraine, Большой скульптурный салон, Большой антикварный салон
- за этими и многими другими мероприятиями, задающими тон культурной жизни
страны, стоят энергия и упорство Заболотной.
Теперь к списку побед она может добавить и Арсенале 2012, о котором
лестно написали ведущие зарубежные СМИ, а посещаемость всего за два месяца
достигла 135 тыс. человек (последнюю Венецианскую биеннале, которая проводится
более 100 лет и считается главной художественной площадкой мира, за шесть месяцев
посетили 410 тыс. гостей). Про Мистецький арсенал и обо всем, что с ним
связано, а также о следующей биеннале, которая состоится в 2014 году,
Заболотная рассказала Корреспонденту.
– Признайтесь, сколько часов в день вы работали во время подготовки
Арсенале?
- (Смеется.) Да я
работала даже ночью. Мне часто снятся колонны, стены Арсенала - мозг не выключается.
Да, везде надо было ходить, все держать под контролем, во все вмешиваться
лично. Я бы не хотела сейчас рассказывать обо всех деталях, но не буду
скрывать, что все было на грани. Но все срослось, и [в итоге] все получилось.
- Вы так спешили с открытием, чтобы подгадать Арсенале под
Евро. Но футбольные фанаты не показали себя любителями современного искусства.
- Да, это я сама себя перехитрила. Восемь месяцев -
катастрофически малый срок для подготовки такого проекта. Но мы очень хотели,
чтобы он стал культурноимиджевым и его увидели во время Евро в том числе. А в
результате произошел жутчайший дисбаланс с [комитетом по подготовке] Евро.
Полное отсутствие коммуникации, рекламы, мы не были включены в карту чемпионата
Евро, и стучаться оказалось бесполезно. То есть культуры в Киеве не было - был
футбол. И фан-зона.
- Из-за чего так произошло?
- У каждой из ветвей власти своя “заточка”, есть какая-то немотивированная
конкуренция, разделение сфер влияния. Мы попадаем под одну вертикаль - Администрацию
Президента - и спорим с вертикалью вице-премьера Бориса Колесникова.
Я забрасывала всех письмами, ходила, знакомилась, общалась, формально
и неформально, но там была уверенность, что туристы должны увидеть лишь стадион
и фан-зону. Однако с какой бы целью люди ни ехали в любую страну - на
бинес-форум, по делам, - они хотят от этой страны взять максимум в свободное
время. И у меня большая горечь по поводу Евро.
Кстати, когда чемпионат подходил к финалу, к нам внезапно пошли
фанаты. И только потому, что увидели информацию в мировой прессе, а не потому,
что им раздавали культурные карты города в аэропортах, как это принято в мире,
или потому, что увидели рекламу Арсенале в фан-зоне.
Тем не менее при отсутствии коммуникации с Евро и притом, что
это период отпусков, нас посетили 135 тыс. человек. Только последнюю Ночь биеннале посетили 14 тыс. Это
невероятно.
- Да, на Ночи к вам
выстраивались очереди на несколько сотен метров.
- Это для меня осталось парадоксом. Первую Ночь мы организовали
с мыслью, что приличная часть населения в связи с Евро выехала из страны, и я
думала: надо хотя бы 100 своим друзьям позвонить, чтобы они поддержали, -
ситуация была непрогнозируемая. И вот в девять вечера мы подъезжаем к воротам
Арсенала - и я впервые в жизни увидела такую длинную очередь.
У меня до этого были сомнения [по поводу биеннале], мне ведь
никто не говорил ничего, не ругали и не хвалили, я не понимала реакции
руководства - нужен ли был этот проект. Я понимаю, что теоретически нужен,
но...
У меня было такое состояние - после тяжелейшей подготовки, тяжелейшего
открытия, тяжелейшего финансового положения… И когда увидела эту очередь, в душе
возликовала. Это было такое торжество духа! И наша команда поняла, что мы на
правильном пути и это кому-то нужно.
- С бесплатным входом
было бы еще больше людей.
- Да, мы хотели вначале бесплатно сделать. Но охрана отказывалась
работать, потому что были бы нежелательные элементы, бомжи. Поэтому мы ввели плату.
Но если кто-то забыл пенсионный или [пришла] семья и за кого-то не могут
заплатить, у нас была такая установка в кассе, что все должны увидеть.
- В целом для страны
каков результат Арсенале?
- Самое главное, мы
появились на культурной карте мира. Первую Киевскую биеннале оценила мировая
пресса и публика, сюда приехали люди, которые никогда бы не приехали, не имея
такого мощного информационного и культурного повода, - у нас на открытии были
директора и вице-президенты крупнейших музеев мира.
Даже московская пресса писала, что “Киевская биеннале заткнула
московскую за пояс”, хотя их биеннале уже десять лет. Но там нет такого
Арсенала - я когда-то говорила с владельцами [выставочного комплекса] Красный
Октябрь, они спросили: “На что меняете Арсенал?”. Я говорю: “Только на Кремль”.
(Смеется.)
Сейчас все пророчат, что если вторая биеннале пройдет так же
успешно, культурная карта мира может переформатироваться с креном к Киеву. Мы
имеем все предпосылки захватить культурное пространство и стать Меккой современного
искусства благодаря такому большому арт-событию, если, конечно, его поддерживать
и развивать.
- И вторая биеннале будет?
- Биеннале уже не
может не быть, это престиж государства. Мы все еще занимаемся первой, идет
демонтаж выставки, но начинаем задумываться над куратором второй. Уже есть
кандидатуры.
- Финансовые итоги
подводили? Сколько заплатило государство, а сколько - спонсоры и меценаты?
- В $ 4,5 млн
обошелся проект, половину выделило государство. Есть такие статьи расходов, которые
невозможно покрыть госбюджетом, - гонорары кураторам например (это покрывали спонсоры).
А со спонсорами у нас огромнейшая напряженка.
Но еще большая проблема с меценатством - у нас в стране оно
просто отсутствует. Я до сих пор шучу, что мне столько мужчин еще никогда не
отказывало: кому я только не звонила при подготовке к биеннале, каким-то совершенно
невероятным людям, чтобы помогли, потому что огромная дыра в бюджете!
И вот биеннале уже на носу, а у нас вообще нет денег. Так
что Министерство культуры оказалось самым реальным источником финансирования.
Из меценатов первым был Фонд Игоря Воронова, он помог оплатить гонорар куратору
и призовой фонд Arsenale Awards.
- Видимо, отечественные богачи еще не созрели для меценатства
- они на стадии первичного накопления капитала и потребляют то, что можно
пощупать, вроде автомобилей или яхт.
- Ну так пора им
ускориться. Уже 20 лет Украина потеряла. Это серьезный возраст, из жизни уходят
художники, которых еще недавно считали молодыми. Да и сами [олигархи] не так
молоды. Надо задуматься. Общество накопления и потребления уходит в небытие.
Сколько было политиков за эти 20 лет - и что они оставляют после себя? Большое
ничто. А помочь Мистецькому арсеналу - это все равно что купить билет в вечность.
Но надо поторопиться, пока стоит недорого. (Улыбается).
- Чем будете удивлять публику в ближайшее время?
- Проведение биеннале обнажило много проблем, связанных с протекающей
крышей, неготовыми сырыми помещениями. Будем заниматься реконструкцией.
Ну а параллельно продолжатся все наши проекты. Большой скульптурный
салон откроется 12 сентября, мы привозим звезду мировой скульптуры Цадока Бен-Давида.
Он родился в Израиле, но живет и работает в Лондоне, его выставки посещают
сотни тысяч человек. 3 октября мы открываем Книжный арсенал, а 1 ноября - Art
Kyiv. Очень подогретое после Арсенале у нас художественное поле - думаю, много гостей
к нам приедет.
- Вы сами, наверное,
после Арсенале собираетесь поехать отдохнуть?
- Я каждые выходные езжу в Черкассы, у нас там дача - дети, свобода,
Днепр. Какая-то катастрофическая усталость накопилась, и есть, конечно, желание
уехать. Но пока не могу здесь все бросить. Может, в конце августа дней на
десять на море какое-то - надо детей покупать.
Я не люблю путешествовать, хотя постоянно езжу - и по подготовке
биеннале, и по развитию Арсенала. Но у меня синдром родины, я люблю быстрее все
закончить и возвращаться. Как-то полетела в Нью-Йорк на полтора дня, а мои
друзья смеются: “Ты в дороге была больше, чем в Нью-Йорке”.
- Ваш супруг [депутат
Игорь Савченко, который прошел в Раду по спискам БЮТ, а затем перешел в ПР]
тоже интересуется современным искусством?
- Да, хотя я помню [его] первые визиты на Art Kyiv… Все ведь
привыкли, что искусство - это живопись, поля-реки-цветы. А тут - contemporary.
(Улыбается.) Но потом он на Большой анти кварный салон приходит и говорит: “Как-то
скучно…”. (Смеется.)
- Понятно, супруга вы перевоспитали. А дети ваши тоже видели
Арсенале? Там на некоторых экспонатах висели предупреждающие таблички Только
для взрослых.
- У нас были детские экскурсии, им показывали только работы
со стороны улицы Лаврской, где не было ничего, что могло бы оскорбить чувства
верующих любой конфессии, порнографии, чего-то такого. Но мои дети везде
ходили, уже сами могут экскурсии водить.
У нас любят играть в ханжей, но реальность порой намного ужаснее
современного искусства. Я живу в районе Дворца Украина, и мне страшно смотреть
на валяющиеся шприцы, бомжей, кучи мусора. Страшно приезжать в прекрасный город
Черкассы, где я родилась и который очень люблю, - везде упадок.
Вот о чем надо рассказывать детям, а не беречь их от
современного искусства. Чтобы дети в будущем не начали подбрасывать темы художникам,
с ними надо разговаривать. И тогда, может, и темы станут мягче, и мир станет
лучше.
***
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 10 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.