Накануне опера Бенджамина Бриттена в версии Олдена, которая идет на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, была признана лучшей постановкой на церемонии в Москве.
"Дико, когда Российской театральной премией "Золотая маска" награждается опера "Сон в летнюю ночь", извратившая метастазами педофилии Шекспировское произведение до неузнаваемости" [орфография сохранена], - отметил Железняк в Facebook.
Кроме того, вице-спикер парламента предложил запретить "пропаганду педофилии" в театральных постановках, посетовав на нехватку "мудрости театрального саморегулирования" для отказа от спектаклей с аморальными, по мнению депутата, сюжетными ходами.
"Искусство должно созидать, а не разрушать человека. То, что не содержит внутренней гармонии, обращается к темной стороне личности, к страстям и страхам, - не может называться искусством. Провокация и эпатаж - не синонимы искусства, а омонимы, идти на поводу у которых губительно для личности и общества", [орфография сохранена] - дописал позже законодатель.
"Ничего порнографического"
Заместитель главного редактора интернет-портала OperaNews Александр Матусевич удивился длительности скандала, сопровождающего спектакль.
"Такие заявления могут делать только люди, которые его не видели. Он неоднозначный, но ничего порнографического в нем нет. Кроме того, он уже ушел из репертуара театра: был жесткий контракт с Английской национальной оперой, и в Москве он больше нигде не будет идти", - сказал оперный критик Русской службе Би-би-си.
По мнению Матусевича, аналогичные скандалы периодически случаются в оперном мире: критик вспомнил об общественной дискуссии, сопровождавшей премьеру оперы "Дети Розенталя" композитора Леонида Десятникова по либретто писателя Владимира Сорокина.
"Я бы охарактеризовал "Сон в летнюю ночь" как очень непростой и авторский, это - яркая интерпретация, очень вольно обращающаяся с исходным материалом, но спектакль невозможно отнести к категории скандальных", - отметил редактор.
Помимо оперы Музыкального театра "Золотыми масками" были отмечены "Руслан и Людмила" Большого театра, оперетта "Алые паруса" новосибирского театра "Глобус" и мюзикл "Бал вампиров" петербургского Театра музыкальной комедии. Кроме того, две награды за разные постановки увез в Пермь греческий дирижер Теодор Курентзис.
Школа вместо волшебного леса
Интерпретация нью-йоркского театрального режиссера Кристофера Олдена дебютировала на сцене Английской национальной оперы в мае 2011 года. Через год спектакль добрался до московской сцены.
Олден перенес действие шекспировской пьесы в британскую частную школу 1950-х годов, подчеркнув детские психологические травмы главного героя произведения, интерпретированные рядом критиков как последствия драматичных отношений ученика и учителя в постановке.
Режиссер в предпремьерных интервью признал, что многие психологические детали, использованные им в спектакле, почерпнуты из биографии самого Бенджамина Бриттена.
В июне прошлого года с критикой "Сна в летнюю ночь" выступил протоиерей Всеволод Чаплин, который обвинил Олдена в пропаганде педофилии, алкоголизма и наркомании, после того как к нему якобы пришло письмо от родителей юных хористов театра.
Впоследствии в интернете появилось другое открытое письмо, в котором родители юных хористов, напротив, встали на защиту постановки.
Многие критики, посетившие премьерный показ, посчитали "скандальную составляющую" постановки менее значительной по сравнению с действующим репертуаром ряда московских драматических театров.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов просил министерство культуры проверить постановку, но ведомство Владимира Мединского отказалось это делать, сославшись на независимость репертуарной политики театров, находящихся в ведении департамента культуры Москвы.
Сайт Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко не рекомендовал посещение оперы лицам младше 16 лет.
Источник: Русская служба Би-би-си