UA
 

Корреспондент: Африка на марше. Черный континент манит западных кураторов и коллекционеров

18 июля 2013, 08:31
0
90
Корреспондент: Африка на марше. Черный континент манит западных кураторов и коллекционеров
Фото: АР
Южноафриканский художник Уильям Кентридж

Черный континент манит западных кураторов и коллекционеров. Первых привлекает свежий подход к современному искусству, вторых - любовь к экзотике, а также сравнительно невысокие цены на произведения заморских мастеров, - пишет Оксана Мамаченкова в № 27 журнала Корреспондент от 12 июля 2013 года.

Три года назад британский мультимиллионер и большой любитель искусства Роберт Девере не на шутку всполошил международную арт-тусовку. Тогда эксцентричный богач выставил на аукцион Sotheby’s свою коллекцию послевоенного британского искусства, состоявшую из более чем 300 произведений признанных мастеров. Впрочем, удивителен был не столько сам факт крупной продажи, сколько то, для чего ему понадобились деньги.

Выручив за картины около $ 6 млн, филантроп основал благотворительный фонд The African Art Trust, главную задачу которого определил как финансирование арт-проектов в странах Южной и Восточной Африки. Комментируя этот поступок, Девере признался, что не первый год увлекается творчеством художников Черного континента и в конце концов решил, что пора не просто наблюдать, но и стимулировать процесс.

Сегодня рынок африканского искусства предлагает качественные работы по относительно невысоким ценам, но со временем их стоимость будет лишь расти

Своенравный меценат не единственный западный коллекционер, обративший внимание на мало изученный южный континент. Эксперты единодушны - в течение последних лет интерес к современному африканскому искусству набирает обороты. Подтверждение тому - масштабные выставки в ведущих галереях Европы и США, призы престижных арт-смотров и растущие объемы аукционных продаж.

Только лишь нынешним летом свои пространства под проекты африканцев отдали в числе прочих лондонская галерея Tate Modern и нью-йоркский Бруклинский музей. Главная награда открывшейся в июне Венецианской биеннале досталась национальному павильону Анголы, а приз ярмарки в Базеле в этом году жюри присудило проекту галереи Stevenson из южноафриканского Кейптауна.

Музеи и прочие серьезные институции первыми устремили свои взоры по ту сторону Средиземного моря, рассказывает Корреспонденту Жиль Пеппиатт, руководитель африканского отделения лондонского аукционного дома Bonhams. Теперь на арену выходят частные коллекционеры.

Только лишь нынешним летом свои пространства под проекты африканцев отдали в числе прочих лондонская галерея Tate Modern и нью-йоркский Бруклинский музей

Пять лет назад Bonhams первым среди международных аукционов учредил регулярные торги африканского контемпорари. Ныне на их каталоги подписаны более 5 тыс. любителей арта, готовых выкладывать солидные суммы за работы перспективных мастеров.

Пока что ценовой рекорд принадлежит уроженцу Ганы Элю Анацуи. Его гигантских размеров панно из бутылочных крышек Новая карта мира было продано более чем за $ 800 тыс.

Пеппиатт уверяет: сегодня рынок африканского искусства предлагает качественные работы по относительно невысоким ценам, но со временем их стоимость будет лишь расти. Специалист Bonhams подытоживает: “Этот континент - новый больший тренд”.

Южный экспресс

В начале июля в лондонской галерее Tate Modern появился свой Музей современного африканского искусства. Этот музей в музее состоит из 12 тематических комнат. Здесь есть, к примеру, Комната музыки, где представлены коллекции инструментов и слегка подпорченных виниловых пластинок. Есть Салон, где можно самому поиграть на рояле, почитать газету или же просто поболтать с друзьями. Рядом Сувенирная лавка, Библиотека и Ресторан, есть Игровая и даже прокат велосипедов.

Правда, поесть или унести что-то отсюда не удастся. Ведь это не настоящий музей, а масштабный арт-проект бенинского художника Месшака Габы, одного из наиболее известных в мире африканских мастеров.

Художник объясняет свой замысел просто: “Мне нужно было пространство для работ, но его не существовало”. Ведь когда в середине 1990-х Габа начинал восхождение на художественный олимп, трудно было отыскать более-менее серьезную западную арт-институцию, в которой нашлось бы место искусству с его континента. Поэтому бенинец, изучавший искусство в Амстердаме, решил не дожидаться, пока кто-нибудь откроет подобный музей, а сделать собственный.

Пришло время признать, что Африка богата не только мистическими артефактами примитивной племенной жизни

На протяжении пяти лет он придумывал одну комнату за другой, бесцеремонно смешивая искусство и жизнь. В результате в музее есть, к примеру, Свадебная комната, в деталях воспроизводящая церемонию бракосочетания самого Габы. А по соседству - Комната искусств и религий, где бок о бок стоят символы всех верований и зрителю предлагается подумать, как такая эклектика вяжется с повседневностью.

Критики воодушевленно отзываются о проекте и соглашаются: пришло время признать, что Африка богата не только мистическими артефактами примитивной племенной жизни. Здесь уже сформировалась полноценная арт-среда со множеством художников, галерей и немалым количеством состоятельных коллекционеров.

“Культурный ландшафт стремительно меняется”, - описывает в беседе с Корреспондентом происходящее на Черном континенте Биси Силва, основательница и директор Центра современного искусства в нигерийском Лагосе, которая в этом году была членом жюри Венецианской биеннале. Оживлению художественных процессов способствовали повышение уровня жизни, рост мобильности населения, проникновение новых технологий и полученный вместе с ними доступ к информации.

Эксперты отмечают, что за последнее десятилетие многие страны Африки совершили внушительный шаг вперед. Прорыву содействовали открытие месторождений ценных природных ресурсов и демократизация государств. Если в 2000-м авторитетный британский еженедельник The Economist выпустил материал о ситуации здесь под заголовком Безнадежный континент, то уже этой весной обозреватели издания сменили диагноз - отныне это континент, подающий большие надежды.

Если в 2000-м авторитетный британский еженедельник The Economist выпустил материал о ситуации здесь под заголовком Безнадежный континент, то уже этой весной обозреватели издания сменили диагноз - отныне это континент, подающий большие надежды.

Как следствие, страны вроде ЮАР и Ботсваны на юге, Кении на востоке, Сенегала, Нигерии и Ганы на западе материка не только улучшили показатели качества жизни, но и обзавелись своими арт-фондами и центрами. Силва рассказывает, что художники из Африки стали постоянными участниками европейских и американских образовательных программ и резиденций. К примеру, победитель нынешней биеннале в Венеции анголец Эдсон Чагас изучал фотографию в университетах Великобритании, а южноафриканская художница Кэндис Брайтц, живущая сегодня в Берлине и сотрудничающая с известной лондонской галереей White Cube, получала образование в Чикаго и Нью-Йорке.

Многие художники, отучившись на Западе, охотно возвращаются на родину. Силва объясняет, что местная арт-среда по-прежнему развивается прежде всего благодаря финансированию со стороны европейских и американских фондов, а также неправительственных организаций вроде немецкого Института имени Гете. При этом в более состоятельных государствах, таких как ЮАР и Нигерия, уже появился собственный рынок с постоянно растущим количеством активных покупателей.

В одном из крупнейших городов ЮАР Йоханнесбурге целый район построен вокруг идеи развития креативных пространств. Несколько лет назад здесь появился квартал Maboneng, что в переводе с языка африкаанс означает Место света. Maboneng - это скопление отелей, современных офисных зданий, кафе и магазинов. Хотя сердцем квартала основатель Джонатан Либман называет галереи и арт-центры, послужившие главным катализатором его преуспевания. Тут, к примеру, находится галерея Уильяма Кентриджа, одного из наиболее дорогих, по информации Bonhams, южноафриканских художников. Благодаря насыщенной культурной программе и обеспеченной здесь безопасности квартал посещают до 2 млн туристов в год.

Таким образом, интерес европейцев и американцев оказался логичным продолжением активизации процессов на континенте. Тем более что Африка до сих пор считалась абсолютно неизведанной в плане арта территорией. “Красота африканского искусства - в его свежести”, - резюмирует Пеппиатт.

Вестники прогресса

Всего десять лет назад африканское искусство можно было отыскать в лучшем случае в музеях археологии и этнографии. Теперь в одном только Лондоне три крупные галереи занимаются исключительно современным искусством этого региона. Традиционно сосредоточенная на европейских и американских художниках Tate Modern около года назад основала специальное подразделение, в задачи которого входят исследование африканского рынка и покупка интересных находок. Музей Габы - одно из первых приобретений.

Еще на прошлой биеннале в Венеции континент представляли лишь два национальных павильона. В этом году их было уже пять. На международной ярмарке Арт Дубай в марте был сформирован отдельный рынок для работ африканских художников. А уже ближайшей осенью в Лондоне состоится 1:54 - первая самостоятельная ярмарка искусства Черного континента на Западе.

Интерес к культуре - это как вывеска на фасаде, которая говорит о том, что общество становится более сильным и намерено играть свою весомую роль

Весь этот интерес обусловлен в первую очередь новизной самого явления. За последние 20 лет западные эксперты одно за другим открыли для себя искусство Индии, Китая и Южной Америки. Очевидно, что следующей в списке была Африка. При этом африканские художники успели неплохо подготовиться к международной славе, выработав оригинальный язык, в котором соединились разнообразие местных традиций и переосмысленный опыт мастеров Запада.

Бйорн Гельдхоф из киевского центра современного искусства РinchukАrtСentre, который в ходе подготовки к разным проектам успел поработать с художниками из ЮАР Кэндис Брайтц и Николасом Глобо, отмечает, что ключевой темой их творчества можно считать поиск своей идентичности. Несмотря на существенные отличия в предпосылках, большинство стран континента переживают серьезные трансформации, связанные с разрушением традиционной племенной культуры и проникновением индустриализации.

“Это [искусство] - отображение формирования нации, острая реакция на происходящее”, - характеризует Гельдхоф замеченные им особенности.

На сегодняшний день обозначить собственное присутствие на культурной карте мира - важная ступень на пути любого развивающегося общества. “Интерес к культуре - это как вывеска на фасаде, которая говорит о том, что общество становится более сильным и намерено играть свою весомую роль”, - заключает Гельдхоф.

***   

Этот материал опубликован в №27 журнала Корреспондент от 12 июля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.    

ТЕГИ: искусствожурнал КорреспондентАфрика
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии