Корреспондент.net,
30 сентября 2003, 15:03
В воскресенье, 28 сентября начался украинско-российский анимационный (мультипликационный) фестиваль "Крок", который традиционно проходит на корабле попеременно: то в Украине, то в России.
На сей раз небольшая, но дружная компания российско-украинских аниматоров плывет из Киева в Одессу, пишет BBCRussian.com.
Впрочем, двумя странами география участников не ограничивается - на фестиваль приезжают участники со всего мира. Как говорит один из членов жюри Михаил Алдашин, фестиваль этот - самый интернациональный.
"Это ведь своего рода национальность - аниматор. Я знаю очень много в буквальном смысле иностранцев, которые такие же, как мы. Я имею в виду по складу ума, характера, представлениям об искусстве и о жизни", - говорит он.
// Триумф поколения
После развала Советского Союза анимация, как и весь кинематограф, переживала не самые легкие времена. Впрочем, как отмечает кинокритик и руководитель программ фестиваля "Крок" Наталья Лукиных, именно в этот момент в российской анимации появилось новое поколение мастеров - среди которых сам Михаил Алдашин, Иван Максимов, Александр Петров, получивший впоследствии "Оскара" и многие другие.
"Это поколение триумфально о себе заявило. Анимация, несмотря на все экономические проблемы, была одной из самых успешных отраслей, постоянно приносила награды. И за этот период это поколение уже стало поколением мастеров", - говорит Алдашин.
К сожалению, большинство фильмов, которые создаются российскими аниматорами, так и не доходят до массового зрителя. Прокатчики, производители видеопродукции и телевидение не особо интересуются фильмами, которые по времени коротки, а стоят дорого. Ведь на создание одного мультфильма, как говорит Михаил Алдашин, уходит порой несколько лет.
"Сериалы, даже с живыми актерами, пальбой, насилием и любовью - их дешевле снимать, чем фильмы про зверушек. Мы же рисуем покадрово, мы же художники", - рассказывает аниматор.
// Худшее позади
Своеобразным рекордсменом по длительности создания одного фильма можно считать Юрия Норштейна, который работает над своей "Шинелью" по Гоголю уже около 15 лет. Но помимо проблем экономических, отмечает Наталья Лукиных, у современной российской анимации есть другие сложности - нет больших студий.
"Растерялась немного школа наша. Школа как институт образования, больших студий, в которых были наработаны какие-то творческие традиции, где передавалось мастерство из поколения в поколение вживую, где создавался климат студийный", - говорит Лукиных.
Впрочем, говорят аниматоры, худшие времена позади. И в этом году отборочной комиссии пришлось отсмотреть 500 мультфильмов, которые были присланы на фестиваль.