Фильм "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе
Они повествуют о спасении души, смысле жизни и отношении к ближнему. Фильмы на религиозные темы сегодня популярны и востребованы. Что это: новый тренд или продолжение традиции?
Их показывают на кино- и телеэкранах, номинируют на престижные кинопремии и любят миллионы зрителей во всем мире. Фильмы, рассказывающие о религии и вере, похоже, актуальны, популярны и востребованы.
Приведем лишь несколько примеров из числа кинематографических событий весны 2013 года. В числе нынешних номинантов на премию Российской академии кинематографических искусств "Ника" был фильм Павла Лунгина "Дирижер", в основе которого лежит духовная музыка. Как сформулировал сам режиссер, фильм рассказывает "о внутренней лжи, в которой живут люди".
На Международном фестивале женского кино (Internationales Frauenfilmfestival) в Дортмунде в апреле главный приз был присужден ленте польского кинорежиссера Малгожаты Шумовской "Во имя…", повествующей о душевных страданиях молодого католического священника, тяготеющего к гомосексуализму. Фильм под названием "Рай: Вера" ("Paradies: Glaube") австрийского режиссера Ульриха Зайдля (Ulrich Seidl), в котором рассказывается о религиозном фанатизме, вышел в конце марта на киноэкраны Германии.
С самых истоков кинематографа
Можно ли, учитывая такое количество фильмов на религиозные темы, говорить о некоем новом тренде? Обращается ли мировой кинематограф к религии перед лицом духовной дезориентации современного мира?
Лент религиозного содержания сейчас, действительно, появляется много. Однако не следует забывать, что фильмы на тему веры и религии создавались с самого момента появления седьмого вида искусства. Еще братья Люмьер, родоначальники кинематографа, в 1898 году сняли фильм "Страсти Иисусовы". Да и Голливуд достаточно рано обратился к фильмам на библейские темы, триумф которых пришелся на 1950-е годы.
Пожалуй, ни один великий режиссер в истории кинематографа не обошел вниманием религию. "Кино вновь и вновь возвращалось к важным вопросам, волнующим общество, и одной из главных тем, естественно, всегда была религия, - говорит Хорст-Петер Колль (Horst-Peter Koll), главный редактор католического журнала Film-Dienst, посвященного кинематографу. - Вновь и вновь появлялись режиссеры, которые с успехом раскрывали эту тему на киноэкране ".
Критический взгляд интереснее
Религиозная тематика в кино всегда отличалась большим разнообразием сюжетов и аспектов. "Были и попытки представить на киноэкране выдающиеся фигуры религиозной традиции, и фильмы о жизненных проблемах верующих, и комедийное освещение религиозных тем", - отмечает Петер Хазенберг (Peter Hasenberg), возглавляющий отдел кино и принципов медийной политики при Конференции католических епископов Германии.
Многие из них вызывали в свое время жаркие споры. По мнению Петера Хазенберга, самые интересные фильмы были созданы людьми, которые критически рассматривали тему веры. Среди них, например, Ингмар Бергман и Луис Бюнюэль.
"Церковь занималась кинематографом с самых его истоков", - подчеркивает Хазенберг. При этом представители конфессиональной кинопублицистики наблюдают не только за тем, как освещается христианская религия. "Кинематограф уже давно покинул рамки западной христианской культуры и обращается к различным религиозным традициям", - пишет в журнале epd Film Карстен Визариус (Karsten Visarius), руководитель Центра культуры кино при евангелической церкви Германии.
"Матрица" и фэнтези с религиозной точки зрения
Но что же представляет из себя "религиозный фильм"? Лента, главными героями которой являются монахи или которая рассказывает о религиозных войнах и переломных моментах в истории церкви? Не только. "Есть фильмы, в которых явно прослеживается религиозность. Они повествуют о спасении, о вине и прощении, о смысле жизни, о смерти и потустороннем мире", - поясняет Петер Хазенберг. Есть и такие ленты, в которых темы веры и вероисповедания не являются ведущими, но в них содержится религиозный подтекст: тут и поиск жизненных ориентиров, и человечность в отношении к ближнему.
Религиозный подтекст несут в себе и такие популярные фильмы в стиле боевика и фэнтези, как "Матрица" и "Властелин колец", и, конечно, голливудские драмы о конце света. "Апокалипсические сценарии - это самые явные следы религиозного наследия в современном кинематографе, будь то в американских блокбастерах или в авторском кино", - утверждает Карстен Визариус.
По материалам: Русская служба DW