Известный режиссер Роман Полански, обладатель всего спектра главных кинонаград мира, представил в субботу на 66-м Каннском кинофестивале экранизацию пьесы американского драматурга Дэвида Айвза, основанной на романе Леопольда Захера-Мазоха Венера в мехах.
Блоги: Тарас Шевченко в Каннах. Блог главного редактора Корреспондент.net Юлии Мак-Гаффи
Камерная комедия Полански с садомазохистским уклоном
Венера в мехах
(La Venus a la Fourrure) рассказывает о режиссере Тома Новачеке (Матье
Амальрик), который безуспешно пытается найти подходящую актрису
для новой постановки произведения Захера-Мазоха в парижском театре.
Кастинг не задался, Тома в отчаянии звонит своей невесте и уже
собирается домой, как на пороге театре появляется дерзкая Ванда
(Эмманюэль Сенье, жена режиссера) в экстремально коротком кожаном
костюме и чулках. В Ванде есть все, что так ненавидит Тома:
вульгарность, пошлость и грубая простота. Но как только Ванда входит
в роль, она преображается до неузнаваемости. Кажется, что Тома уже
сделал свой выбор, но вопрос только в том, к чему он приведет.
Блоги: Приплыли. Блог главного редактора Корреспондент.net Юлии Мак-ГаффиНа пресс-конференции
79-летний режиссер много шутил, говорил, что каннский приз для него
не в новинку, и признался, что со времен своего первого фильма
Нож
в воде мечтал снять историю, разыгранную только двумя актерами.
"Я прочитал пьесу Айвза всего год назад - как раз приезжал
на Каннский фестиваля на показ отреставрированной версии Тэсс, и мой
агент дал мне этот текст. Уставший, я вернулся в свой номер, начал
читать эту пьесу и подумал: "Действительно, это мое!". Текст был
настолько смешной, что несмотря на усталость, я хохотал безумно. Там
были кусочки, в которых ирония переходит в сарказм. И я незамедлительно
решил переделать пьесу для фильма", - рассказал Полански.
"Во-первых, потому что это была шикарная партия для Эмманюэль
(Сенье), и мы как раз говорили с ней о том, что надо снова повторить
работу вместе. И во-вторых, там была прекрасная партия
для актера-мужчины. Я сразу решил изобразить это все в театре, возможно
потому, что я сам из театра. Театральное творчество - другое измерение,
важная атмосфера", - объяснил режиссер, добавив, что при работе
над сценарием, в принципе, "адаптировал Захера-Мазоха под себя и снял
это".
Блоги: Выживут только самые умные. Блог главного редактора Корреспондент.net Юлии Мак-Гаффи
Кроме того, фильм, как пояснил Полански, о женщинах, которые
со временем стали больше доминировать над мужчинами. "Мне не очень
нравится, что сейчас женщинам уже даже не принято дарить цветы. Они
стали более мужественными и совсем потеряли романтизм", - посетовал
режиссер.
Сценарий фильма Венера в мехах был написан в октябре, а в декабре
группа уже приступила к съемкам. Быстрый темп работы, как призналась
Сенье, нисколько ее не смущал, единственная сложность заключалась в том,
что надо было быстро выучить текст сценария.
Но если исполнительница роли Ванды была известна сразу, то
над исполнителем мужской роли Полански думал дольше. С Амальриком
режиссера, кстати, познакомил нынешний председатель жюри основного
конкурса Стивен Спилберг.
"Амальрик - великолепный актер, к тому же и сам
он режиссер, так что все понимает. Он благородный, интеллигентный
и правильного возраста. У него были все шансы, чтобы сделать успешной
эту роль", - рассказал Полански.
Сам Амальрик признался, что давно мечтал поработать с Полански и с
радостью согласился на этот проект. В Венере в мехах Амальрик очень
напоминает молодого Полански, и это сходство отметили многие журналисты.
"Моя мама приедет на премьеру (она состоится вечером), может скажет,
как так вышло, что я похож на Полански", - пошутил Амальрик, но потом
объяснил, что его бабушка - тоже еврейская полячка из Кракова, так что,
возможно, этим и объясняется сходство с Полански, который родился
во Франции в еврейской семье выходцев из Польши.
Но больше всех на пресс-конференции шутил сам Полански. Когда ему
задавали очередной вопрос, он признался: "Знаете, я тут не очень
понимаю, с какой стороны идет звук - все рассеивается и такое ощущение,
что вопросы про этот фильм мне задает сам Господь Бог", - сказал он,
засмеявшись.
Чувство юмора Полански пытался сохранить и в ответе на вопросы
о доминирующей роли режиссера на съемочной площадке: "Конечно, конечно, я
доминирую и кричу актерам: Хватит жаловаться!" Однако композитор фильма
Александр Депла сказал, что работать с Полански очень весело и легко.
"Не порти мою репутацию", - строго прервал режиссер, после чего вся
съемочная группа засмеялась.
Впрочем, и к наградам Каннского фестиваля Полански с годами научился относиться с юмором.
"Награды Канн - это так же сложно,
как квантовая физика. Я вообще сюда приехал, чтобы люди меня
пофотографировали, на вас вот посмотреть, поговорить, тут посидеть. Я
впервые приехал в Канн еще студентом. Потом привез уже в конкурс фильм Жилец (1976). Он был крайне негативно принят, получил плохую критику. Я
расстроился, но потом презентовал в Канне своего "Пианиста" (2002),
и сразу после премьеры уехал. А они звали меня обратно. Я спрашивал: "Ну
что вы можете мне дать? Приз за режиссуру? Ну я и так знаю, что умею
делать кино", - вспомнил Полански, однако за Пианиста он тогда получил Золотую пальмовую ветвь.
Ранее французский режиссер Арне де Пальер и датский актер Мадс Миккельсен представили в основном конкурсе 66-го Каннского кинофестиваля экранизацию классической новеллы Генриха
фон Клейста Михаэль Кольхаас.