Вышел новый документальный фильм об одном из самых необычных режиссеров современности.
В украинский прокат вышел документальный фильм "Дэвид Линч: Жизнь в искусстве" о культовом и самом загадочном режиссере современности.
В фильме Линч рассказывает о своем идиллическом детстве, тревожном студенчестве и поиске пути в искусстве.
По этому поовду Корреспондент.net решил вспомнить все полнометражные фильмы таинственного гения Дэвида Линча.
Голова-ластик, 1977
Первый полнометражный фильм режиссера, который рассказывает об угрюмом парне по имени Генри Спенсер. Он живет в мрачном индустриальном мире, а окна его квартирки выходят на кирпичную стену.
Однажны Генри узнает, что его бывшая подруга родила от него ребенка, но не простого, а страшного мутанта. Родители девушки принуждают Спенсера жениться на ней и жизнь героя становится еще тягостней.
Фильм снимался пять лет, поэтому Джеку Нэнсу, игравшему главного героя, пришлось все это время ходить со странной прической.
"Голова-ластик - мой самый тонкий и одухотворенный фильм. Мало кто понимает меня, когда я это произношу. Но так оно и есть. Это совершенный фильм. Я им не пресыщаюсь. Это как полотно Эдварда Хоппера", - описывает свой фильм Линч.
Интересно, что другой великий режисер Стэнли Кубрик на съемках фильма Сияние показывал этот фильм всей съемочной группе, чтобы "создать потустороннюю атмосферу".
Человек-слон, 1980
История о мужчине с ужасающими наростами по всему телу, которого показывают в цирке на фрик-шоу. Его необычным видом заинтересовался доктор и он решил выкупить его из цирка, чтобы провести исследования и прочитать лекцию.
Все считали человка-слона умственно отсталым, но оказалось, что он знает всю Библию наизусть, разбирается в прекрасном и, вообще, очень добрый.
Фильм был выдвинут на премию Оскар по восьми номинациям, включая "лучший фильм", "лучший режиссер" и "лучший актер", но не получил ни одной статуэтки. В Европе картина получила награды Сезар и BAFTA в номинации Лучший фильм.
После выхода этого фильма Линч получил предложение от Джорджа Лукаса снять Звездные войны, но отказался.
Считается самым простым фильмом Дэвида Линча.
Дюна, 1984
Экранизация известного фантастического романа Френка Херберта Дюна. События происходят в 10191 году, когда изведанной частью Вселенной правит император-падишах Шаддам Корино IV.
Самым ценным веществом считается спайс, который продлевает жизнь, расширяет сознание и имеет большое значение для путешествий в космосе. Однако найти его можно только на одной планете, где не стихают песчаные бури и живут гигантские черви.
В картине было занято много знаменитостей: Стинг, Патрик Стюарт, Дин Стоквелл, Макс фон Сюдов, Шон Янг, Сильвана Мангано, Юрген Прохнов и другие.
Однако Дюна провалилась в прокате, фильм разочаровал поклонников, как Линча, так и Херберта.
Линч неоднократно признавался, что ему не нравится этот фильм и считает его своим самым большим провалом.
"Оглядываясь назад, я понимаю, что как будто продался с Дюной еще с самого начала работы над фильмом. Потому что мне не отдали чистовой монтаж. Я знал, что я и люди, с которыми я работал, по-разному смотрели на эту картину и что их представление о ней в корне отличалось от моего. Я пытался найти компромисс… Но при таком подходе редко получается что-то хорошее", - вспоминал режиссер.
Синий бархат, 1986
Фильм, ради которого Линч согласился снимать Дюну. СМИ называют его одним из лучших фильмов Линча, а Американский институт киноискусства отнес Синий бархат к самым лучшим триллерам и детективам в истории. Является попыткой возродить жанр нуар.
Студент Джефри Бомон возвращается в свой маленький городок, чтобы навестить отца в больнице. По дороге домой он находит отрезанное человеческое ухо и относит его в полицию.
Но забыть о своей ужасной находке никак не может и решает сам во всем разобраться. Ему на помощь приходит дочь детектива Сэнди, с которой у них завязываются романтические отношения.
Расследование приводит Джефри в квартиру ресторанной певицы Дороти Валленс, которая сначала угрожает ему ножом, а потом раздевает и целует. Вскоре между ними зарождается любовь. Вскоре оказывается, что Дороти является заложницей местного гангстера "со странностями", который похитил ее мужа и сына.
Фильм был удостоен 17 наград и 11 номинаций на различных международных кинофестивалях.
Дикие сердцем, 1990
Криминальная мелодрама на основе одноименного романа Барри Гиффорда о паре влюбленных Луле и Сэйлоре. Мать Лулы нанимает киллера, чтобы тот убил Сэйлора. Но главный герой смог дать отпор и попадает в тюрьму за убийство.
После выхода на свободу Лула и Сэйлор сбегают в Калифорнию, а мать вновь нанимает киллера. Роуд-муви с Николасом Кейджем в главной роли населен типичнымы для линча гротескными персонажами.
Фильм получил главную премию Каннского фестиваля, но была освистана частью зала.
Твин Пикс: Сквозь огонь, 1992
Приквел культового сериала. Сюжет вращается вокруг расследования убийства Терезы Бэнкс и последних семи дней жизни Лоры Палмер.
В полнометражном фильме Линч отвечает на вопросы, которые остались у зрителей сериала после закрытия проекта.
"Я никак не мог покинуть мир Твин Пикса. Я был влюблен в персонаж Лоры Палмер, в ее противоположности: светлая снаружи и умирающая внутри. Я хотел увидеть, как она жила, как двигалась, как говорила", - рассказывал Дэвид.
Фильм оказался намного жестче сериала, со откровенными сексуальными сценами, в том числе инцеста, и кровавыми сценами насилия.
Роль одного из детективов в фильме исполняет известный певец Крис Айзек.
Шоссе в никуда, 1997
Жанр киноленты создателями определен как "нуаровый хоррор 21 века", а журнал Entertainment Weekly включил Шоссе в никуда в список 25 самых страшных фильмов в истории кино.
Сюжет фильма начинается с истории саксофониста Фреда Мэдисона и его жены Рене. Их брак дает трещину из-за импотенции Фреда, который подозревает Рене в измене. Однажды среди почты они находят видеокасету, на которой кто-то снимает их спящих в своей квартире.
После Фред находит свою жену жестоко убитой и все обвинения ложатся на него. Главнй герой приговорен к смертной казни. Однако Фред Мэдисон загадочным образом исчезает из камеры смертников, а на его месте оказывается невинный автомеханик, которого отпускают.
Дальше история развивается вокруг него и неясно, что в фильме является реальностью.
Разгадку сюжета Шоссе в никуда Дэвид Линч всецело возложил на зрителя. Существует много интерпретаций фильма, а известный философ Славой Жижек отчасти посвятил свою книгу "Искусство смешного возвышенного" этой картине.
Простая история, 1999
Самый нетипичный для Линча и снятый на основе реальной истории, о том, как 73-летний Элвин Стрейт едет на газонокосилке из Айовы в Висконсин, чтобы повидать перенесшего инсульт брата.
Путь в 240 миль из штата Айова через реку Миссисипи в Висконсин занял у него шесть недель. Причина выбора столь необычного транспорта заключалась в состоянии здоровья Стрейта. У него была серьезная форма артрита и плохое зрение, негодное для вождение автомобиля.
Картина рассказывает о старости. Линч в одном интервью сказал: "Смерть пугает меня тем, что это слишком большая перемена. Но старение мне интересно". На момент съемок фильма режиссеру было 53 года.
Фильм очень понравился знаменитому испанскому режиссеру Педро Альмодовару. Всего на счету Простой истории более 12 различных наград и 28 номинаций.
Малхолланд-драйв, 2001
Очередной фильм-загадка Линча, в котором сны и реальность незаметно переплетаются. В недавном опросе BBC среди экспертов Малхолланд-драйв был признан лучшей картиной 21 века.
Сюжет начинается в автокатастрофы на дороге Малхолланд-Драйв. В живых остается только темноволосая девушка. Испуганная и потерянная, она прячется в чужом доме. Там ее находит молодая актриса Бетти Элмс, приехавшая покорять Голливуд.
После аварии девушка потеряла память, но у нее осталась сумочка, в которой оказалась большая сумма денег и синий ключ. Бетти решает помочь девушке, в которую влюбляется, разобраться в ее прошлом.
Фильм принес Линчу Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, номинацию на Оскар, британскую премию BAFTA за лучший сценарий. Всего на счету фильма - 33 премии и 30 номинаций.
ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ, 2006
Последний полнометражный фильм Линча. Картина рассказывает о забытой атрисе, которая наконец-то получает роль, но так в нее вживается, что начинает терять рассудок.
В этом месте фильма происходит резкий стилистический поворот. Разные сцены перемешиваются и дополняют друг друга. Хронологический порядок порой нарушается или вовсе не существует.
Войдя в дом, Никки обнаруживает в постели своего мужа. Скрываясь от него, она сталкивается с толпой проституток. Одна из них предлагает ей "поглядеть в дырочку, прожженную в шелке". Согласившись, она видит серию странных событий, многие из которых вроде бы связаны с ней либо вообще являются альтернативными версиями ее самой.
В этом фильме Дэвид Линч выступил одновременно как автор сценария, оператор, монтажер, автор музыки, звуковых эффектов, продюсер и работал над картиной пять лет.
Режиссер считает эту картину одним из главных своих творений и просит писать название только заглавными буквами.