Вслед за маститыми и знаменитыми родину покидают молодые и перспективные
"Елена Токарь блистала чистым и ясным голосом", - писала немецкий музыкальный критик Диана Россберг в декабре минувшего года о постановке Гензель и Гретель в Лейпцигской опере. 23-летняя Токарь в прошлом - студентка Национальной музыкальной академии имени Чайковского (Киевской консерватории), а ныне - солистка оперы Лейпцига. Ее сопрано звучит в ведущих партиях нескольких постановок, а немецкая музыкальная пресса не скупится на похвалы украинке.
Сама Токарь наибольшим триумфом своей пока короткой вокальной биографии считает победу на Международном конкурсе вокалистов имени Бориса Гмыри в Киеве в 2008 году. Тогда, еще будучи студенткой третьего курса, она сумела "перепеть" более опытных и даже известных певцов и очаровать видавших виды членов жюри.
В том числе - примадонну итальянского театра Ла Скала Бернадетт Манку ди Ниссу. Итальянка призналась, что за свою долгую творческую жизнь редко встречала исполнителей с таким перспективным голосом и ярким актерским дарованием. "Если девушка будет усердно работать над собой, то достигнет больших высот в мире академической музыки", - уверена примадонна.
Похожие слова слышат в свой адрес многие молодые украинцы - талантливых певцов и музыкантов в стране немало. И большинство из них предпочитают делать карьеру за рубежом - в Западной Европе, в соседней России и даже за океаном.
Связано это, в первую очередь, с трудностями в поиске достойной работы дома. А также с тем, что предложения из-за рубежа обычно интереснее - в материальном плане и с точки зрения карьерных перспектив. В результате творческая эмиграция стала масштабным явлением. И если раньше, после развала СССР, эмигрировали звезды вроде Виктории Лукьянец (бывшая солистка Киевской оперы, ныне - примадонна Венской оперы, поющая на лучших сценах мира), то теперь лучшей жизни за границей ищут талантливые студенты.
"Из тех, кто может чего-то достичь, 60-80% уезжают", - оценивает ситуацию Иван Богданов, художественный руководитель и главный дирижер черниговского Академического камерного хора имени Бортнянского.
Певцы заграничные
В эти 80% попала и 24-летняя обладательница сопрано, дипломантка Всероссийского и Международного конкурсов вокалистов Элеонора Виндау. Ее, бывшую киевлянку, выпускницу Киевской консерватории, а ныне - жительницу Санкт-Петербурга и солистку Академии молодых певцов Мариинского театра, Корреспондент разыскал на гастролях во Франции. Туда Виндау и еще нескольких молодых солистов Мариинки пригласили для участия в международной постановке.
"Мы делаем оперу [Сергея] Прокофьева Обручение в монастыре, - эмоционально рассказывает об интернациональном проекте Виндау. - Постановочной частью занимались в Тулузе, режиссер у нас англичанин, очень талантливый. Теперь приехали в Париж, у нас здесь четыре спектакля. Публика принимает замечательно!"
С неменьшим воодушевлением она отзывается и о своей работе в Мариинском театре, где работает с 2007 года: даже штатному артисту театр дает возможность иметь контракты за границей, петь в других театрах, отправляет на мастер-классы и гастроли.
Кроме зарплат артисты Мариинки получают стипендии от спонсоров - как российских, так и зарубежных. К примеру, у Виндау, ее мужа и еще нескольких их коллег спонсоры из Великобритании.
В Россию ее с супругом, обладателем баритона Андреем Бондаренко позвали после мастер-классов в Финляндии, куда студенты Киевской консерватории поехали "получить кое-какие технические навыки и опыт европейского пения".
Именно на мастер-классах, а также конкурсах, особенно международных, менеджеры зарубежных театров и высматривают молодые таланты. Так, победителя первого конкурса имени Гмыри, состоявшегося в 2004 году, харьковчанина Максима Пастера пригласили в Большой театр в Москве, где он сейчас солирует.
В большинстве случаев это предложения, от которых невозможно отказаться, особенно в материальном плане. Так, если музыкант отечественного коллектива высшего уровня может рассчитывать на зарплату 7-8 тыс. грн., то за рубежом - в два-три раза больше.
Правда, из-за переезда в Лейпциг Токарь не смогла окончить консерваторию. Зато подписала контракт с оперой, а вскоре нашлась и возможность завершить образование: на одной из репетиций ее заметила Регина Вернер-Дитрих, профессор Лейпцигской консерватории - Высшей музыкальной школы имени Мендельсона-Бартольди.
"Профессор сказала: "Боже, откуда в этой маленькой девочке такой большой голос!" и пригласила в свой класс", - с улыбкой вспоминает миниатюрная Токарь.
Учеба за рубежом знакомит с новыми стилями и современными методиками исполнения, дает возможность за счет вуза посещать мастер-классы именитых исполнителей, вуз обеспечивает инструментами и нотами, рассказывают уехавшие музыканты. В то время как в Украине худшая материальная база, а мировые музыкальные новации почти не проникают в стены отечественных вузов.
Что же касается работы в зарубежных театрах или оркестрах по контракту, то музыкантам там не только платят гонорары, но и помогают решать социальные вопросы - жилищные, например. Так, Токарь бесплатно снимает жилье у семьи состоятельных театралов-благотворителей. В Киеве такое вряд ли возможно.
Проректор Национальной музыкальной академии Валерий Посвалюк с ходу вспоминает с десяток своих бывших студентов, которые с успехом делают карьеру за рубежом - в Австрии, Германии, Швейцарии, других странах.
"Они там занимают ведущие места в оркестрах", - с гордостью говорит проректор. У большинства, по его словам, все складывается хорошо. Возвращаются единицы - из-за ностальгии или если не смогли вписаться в социум, найти друзей.
Разыскиваются менеджеры
Итало Нунциата, постановщик опер, который работал в Украине, отмечает высокий класс отечественных исполнителей. "Есть две крепкие опоры, на которых зиждется украинская школа, - прекрасное природное качество голоса и отличное владение вокальной техникой, которой в Украине обучают очень грамотно", - говорит итальянец.
Сказать, что молодым в Украине совсем не дают дорогу, нельзя: тому же Богданову сразу после окончания консерватории вручили академический коллектив. Но такое случается не каждый год. "За все время моего обучения, то есть за десять лет, это был единственный случай", - говорит музыкант.
Богданов видит потенциал в создании собственных проектов - оркестров, хоров или любых других коллективов, с помощью которых молодежь может реализовать себя и заработать деньги.
Однако, тут же замечает он, уровень развития этой сферы в Украине невысок. Одна из главных причин - отсутствие в стране института импресарио, которые бы занимались организацией концертов и раскруткой музыкантов.
Именно по этой причине работает за рубежом одессит Юрий Миненко, обладатель уникального голоса - контртенора в три октавы. В 2009 году он принял участие в оперном конкурсе BBC Певец года (Великобритания), где стал первым украинцем, вошедшим в число пяти финалистов. Его заметило британское агентство, специализирующееся на классике, и жизнь Миненко изменилась.
До этого он работал на полставки в Одесской консерватории и изредка ездил на гастроли. Теперь его концерты расписаны на полтора года вперед: Швейцария, Южная Америка, вновь Европа, затем - Россия. Миненко не связан контрактом с определенным театром, и, по его словам, это дает большие доходы и возможность постоянно совершенствоваться, сотрудничая с разными режиссерами и певцами.
"Я занимаюсь только музыкой, все остальное берет на себя мое агентство", - объясняет суть своей новой жизни певец.
"У нас же творческий человек вынужден заниматься еще и менеджментом. А иначе он просто будет сидеть, совершенно никому не нужный и невостребованный", - отмечает Богданов, который вынужден выполнять не только функции худрука, но и менеджера.
Виндау же сетует на то, что устроиться в Украине в хороший коллектив можно разве что по знакомству. "Потому вся молодежь хочет двигаться в Европу", - говорит она.
В то же время поющие в Лейпциге Токарь, а в Питере - Виндау о переезде не сожалеют. Единственное, что не радует Виндау и ее мужа в их жизни, — холодные северные зимы.
"Климат, конечно, не очень подходит - мы люди южные, солнечные. Но главное - любимая работа: занимаешься тем, что приносит моральное, эстетическое и вообще всяческое удовольствие. И доход", - расставляет приоритеты певица.
***
Эта статья опубликована в №8 журнала Корреспондент от 04 марта 2011 года.
Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена