Четверть века назад в общежитии киевского политеха Александр Пипа, Юрий Здоренко и Олег Скрипка "сообразили на троих". В итоге вышла культовая украинская рок-группа – Воплі Відоплясова, - пишет Ирина Илюшина в рубрике Архив № 23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года
В первых числах мая 1986 года по опустевшему после
чернобыльской трагедии Киеву - все, кто мог, постарались уехать подальше от
малопонятной, но от этого не менее пугающей "радиации" - неспешно шагали двое
молодых людей. Путь их лежал в общежитие Киевского политехнического института
(КПИ), к одному из его обитателей – студенту, с которым оба познакомились пару
лет назад.
Шагающих по улице ребят звали Александр Пипа и Юрий
Здоренко. А шли они в гости к Олегу Скрипке, который в тот момент как раз
заканчивал учебу в КПИ на факультете радиотехники и с тоской думал о грядущем
распределении. Душа новоиспеченного инженера категорически не лежала ни к
радио, ни к технике - разве что только к музыкальным сторонам этих явлений.
"У меня было огромное желание играть в
рок-коллективе. Я перепробовал себя во всех группах, которые были в КПИ, и
когда не нашел вакансии, стал в городе искать разные коллективы. Но до конца
учебы так ничего и не нашел", - вспоминает Скрипка.
У меня было огромное желание играть в рок-коллективе. Я перепробовал себя во всех группах, которые были в КПИ, и когда не нашел вакансии, стал в городе искать разные коллективы. Но до конца учебы так ничего и не нашел
За время этих проб он перезнакомился со многими
такими же непрофессиональными музыкантами, каким был сам, в том числе с Пипой и
Здоренко. Эти двое дружили еще со школьных лет, играли в разных группах и в
конце концов решили организовать свою собственную. Тогда они и подумали о
Скрипке, решив, что этот невысокий блондин с оригинальным голосом - именно тот,
кого им не хватает.
"Мы сели, на гитарах побренчали, - вспоминает Скрипка
майский день, радикально изменивший историю современной украинской музыки. -
Все понравилось, все было очень здорово, решили встретиться. И где-то через
недельку мы стали к Юре [Здоренко] домой
приезжать, репетировать, набирать репертуар, втроем пока".
Приблизительно за год квартирных репетиций набралось
достаточно материала, и можно было выходить в люди. Правда, возникла одна
заминка - у группы не было имени. Но вскоре появилось и оно – Воплі Відоплясова.
Название придумал Пипа, интеллектуал и книгочей, увлекавшийся
творчеством русского классика Федора Достоевского. Видоплясов - герой одного из
его произведений, Село Степанчиково и его
обитатели, лакей, мнивший себя великим литератором и называвший свои чрезмерно
эмоциональные произведения "воплями".
На большой сцене
новорожденная группа дебютировала в 1987 году, на фестивале Киевского рок-клуба, сразу взяв призы Группа года и Песня года - последнюю награду получила их композиция Плач Ярославны. На том же фестивале
прозвучали ставшие затем хитами Були
деньки и Танці.
"В жюри сидели
комсомольцы и металлисты. Мы получили первый приз - 30 руб. - и пропили", - со
смехом вспоминает первый фестивальный опыт Пипа. И добавляет, что именно после
этого мероприятия карьера группы, к которой присоединился барабанщик Сергей
Сахно, пошла вверх - они много выступали в Киеве, а через полгода поехали на
рок-форумы в Вильнюс и в Москву.
Гуру для неформалов
Когда Александр Евтушенко, известный украинский
музыкальный критик и автор нескольких книг об отечественном роке, начинает
говорить о Воплях Відоплясова, его
голос ощутимо теплеет. Он был одним из первых, кто написал положительные рецензии
о В. В., назвав ее
"турбо-панк-машиной".
"Я с самого начала увидел в этой группе обалденные
перспективы, - говорит Евтушенко. -
Они были полны энергии, задора, драйва - всего,
что нужно. По тем временам это было уникальное явление, они были на три головы
выше всех киевских групп".
На концертах В.
В. действительно творилось настоящее сумасшествие: все танцевали, зал стоял
на головах, иногда в прямом смысле этого слова. "Сейчас в это сложно поверить,
но тогда на концерты В. В. ходили
настоящие панки, хиппи и другие неформалы, - вспоминает Пипа. - То есть была очень панковская атмосфера, со
стэйдж-дайвингом [прыжками музыкантов со
сцены в зал, на руки подхватывающих их фанатов] и прочими излишествами".
Я с самого начала увидел в этой группе обалденные перспективы, - говорит Евтушенко. -Они были полны энергии, задора, драйва - всего,что нужно.
Весь этот неформальный "бардак" хорошо помнит
37-летняя Ольга Панферова, киевская поклонница группы с 25-летним стажем.
Впервые она услышала музыку В. В. на
самопальной записи у своего старшего брата и влюбилась. Увидеть своих кумиров
живьем в первый раз ей довелось на концерте в 1990 году. Это мероприятие стало для
Панферовой одним из самых ярких впечатлений.
"Публика была очень разная и очень яркая. Много было
стиляг, одетых на манер 1960-х, они танцевали рок-н-ролл, - рассказывает
Панферова. - В то же время было много панков - я их первый раз в жизни увидела.
Очень запомнился один, с разными кедами, весь в булавках, - украшений-то в этом
стиле тогда не было, каждый самовыражался, как мог".
Атмосфера, по ее словам, была потрясающая. Милиция присутствовала,
но обошлось без эксцессов - никто не подрался. "Правда, рассказывали, что зал
разнесли. КПИ организовывал концерты В. В.,
но потом жаловался, что много ремонта, потому что люди танцевали, прыгали", - с
улыбкой вспоминает Панферова.
Правда, не все выступления "воплей" проходили лишь в
танцах и песнях - безудержная энергия группы, заряжавшая зрителей, иногда приводила
к столкновениям с милицией. Так что первые концерты иногда просто
сворачивались. По словам Евтушенко, виной тому были сами фаны, которые в порыве
восторга начинали бить окна, хулиганить и провоцировать правоохранителей.
Драки фанатов с милицией и закрытие концертов были
следствием провокаций со стороны служителей закона, в то же время уверен
Скрипка. "Милиция отрабатывала [на фанатах]
приемы. То есть рокеры - это неформалы, а значит, надо как-то их… [наказать]: свет выключить посреди
концерта, такие штуки", - говорит музыкант.
Не все выступления "воплей" проходили лишь в танцах и песнях - безудержная энергия группы, заряжавшая зрителей, иногда приводила к столкновениям с милицией
Но прежде чем пройти крещение милицией, группе надо
было просочиться сквозь сито советской идеологии - пройти литовку, утверждение
текстов песен специальной комиссией.
Впрочем, проверяли не только тексты, но и исполнение.
"Например, в воскресенье у нас концерт. Значит, в субботу ставится сцена,
аппаратура, звук, в зале сидят представители горкома, перед ними лежат распечатки
со словами песен, а мы перед ними весь концерт проигрываем, и они подписывают
разрешение", - вспоминает Скрипка.
Необходимость давать подобные проверочные выступления
раздражала музыкантов. Хотя даже среди комсомольцев и коммунистов,
цензурировавших концерт, было немало их поклонников, которые днем отвечали за
политику партии, а по вечерам приходили послушать В. В.
Все эти сложности с лихвой окупались популярностью,
которая была так велика, что вэвэшники могли даже не рекламировать свои
выступления – зритель и так валил валом. "На концертном зале вешается плакат
формата А2. На нем написано гуашью: В.В.
Рок-концерт. 20:00. Суббота. И будет биток. То есть ни рекламы никакой не надо,
ничего", - ностальгирует по тем временам Скрипка.
Сейчас, по его мнению, затащить зрителей на концерты
намного сложнее, ведь вокруг современного человека переизбыток информации, в
том числе некачественной музыки. И среди всего этого сложно пробиться.
Впрочем, самих вэвэшников к рангу "некачественных"
никто не причислял. Наоборот, им всегда пели дифирамбы. Даже строгий российский
рок-критик Артемий Троицкий еще во времена СССР признавался в любви В. В., называя группу самым ярким
явлением советского рока.
Да и в истории отечественной музыки роль В. В. сложно переоценить: наряду с
такими коллективами, как Брати Гадюкіни,
Кому вниз, Перун, Вій, они
фактически стали отцами-основателями национального рока.
"Это группы, которые создавали ауру украинской
рок-музыки, сильно отличавшейся как от российского, так и от западного аналогов,
- отмечает Евтушенко. - Это органически украинская музыка".
Кумиры
СССР и Европы
Подчеркнуто
национальный колорит В. В., тем не
менее, не только не помешал, а даже поспособствовал славе группы на просторах
всего СССР. Роль первого всесоюзного хита выпала Танцям – песне на украинском языке, ставшей мегапопулярной во всем СССР
после того, как клип на нее появился на Первом канале советского ТВ.
Просто снятое стебное
видео, в котором снялись все участники группы, то дико танцующие под
собственную музыку, то стоящие, как пионеры, в шеренгу, а также пара парней с
плакатом, символизирующие советских работников, произвело фурор.
Инициатива сделать клип
исходила от телевизионщиков и была в русле тогдашней культурной политики: дескать, буржуи и капиталисты снимают, ну и
мы снимаем, причем не хуже.
Роль первого всесоюзного хита выпала Танцям – песне на украинском языке, ставшей мегапопулярной во всем СССР
Получилось
действительно не хуже, хотя, как сейчас вспоминает Пипа, скорее всего "с
испугу", а не от того, что вэвэшники были мастерскими актерами. Ведь ни у кого
не было опыта ни в организации съемок, ни в том, как вести себя перед камерой.
Новичкам везет,
а отсутствие компьютерной графики, 3D и разнообразных эффектов сыграло на руку
продукту: упор был сделан на режиссуру.
Именно
благодаря этому клип на песню Танці стал ярким явлением, уверен музыкальный критик и продюсер Юрко Зеленый.
"Сейчас слишком увлеклись высокобюджетными клипами, причем идеи там никакой
нет, главное засветить сиськи-письки, если они есть. А тогда хотели видеть
какое-то действие, развитие. Так оно и случилось, и это действительно был
взрыв", - восхищается он первым клипом В.
В.
Впрочем, сыграл
свою роль и счастливый случай: группа вынырнула в нужное время в нужном месте.
Ведь это было время перестройки и гласности, когда модно было критиковать
строй. "И Танці были такой сатирой на
тот совок, с их первомаями, пионерскими галстуками и пилотками, знаменами
кумачовыми. И [на телевидении] такое
было впервые", - говорит Зеленый.
Впрочем, явной
антисоветчины в творениях В. В. не
было. Чем группа брала аудиторию, так это энергетикой - они давали
сумасшедший драйв, отмечает Евтушенко, и подкупили этим не только советских слушателей. Во время одного из
фестивалей в России В. В. заметили
французские продюсеры и предложили устроить несколько концертов в Европе.
Зарубежный дебют группы состоялся весной 1990-го, - В. В. отыграли один концерт в Швейцарии и три – во Франции. Публика принимала украиноязычный панк-рок на ура, и через три месяца Скрипка и Ко вновь поехали во Францию
Зарубежный дебют группы состоялся весной 1990-го, - В. В. отыграли один концерт в Швейцарии
и три – во Франции. Публика принимала украиноязычный панк-рок на ура, и через
три месяца Скрипка и Ко вновь поехали во Францию. Да так потихоньку там и
"залипли", как теперь говорит Пипа.
Музыканты играли
на всех крупных фестивалях, и, хотя диски не издавали, их хорошо знали. К тому
же, в отличие от современных гастролей украинских групп (в том числе и
нынешнего В. В.), ориентированных
больше на эмигрантов, тогда на концерты команды ходили преимущественно
французы.
"С украинской диаспорой мы как-то не пересекались.
Причем песни были по-украински, французских было пару штук", - отмечает
Здоренко.
Но Франция слишком национально ориентированная
страна, и эмигранту стать своим там непросто. К тому же ситуация в украинском
шоу-бизнесе постепенно налаживалась, так что можно было возвращаться. Тем более
что арсенал группы пополнился уникальным опытом - по сути В. В. стала первой советской группой, поработавшей по западным стандартам
шоу-бизнеса.
Возвращение было оправдано и тем, что в Европе группа
достигла максимума, как считает Пипа, доступного без подписания компромиссного
контракта с какой-то рекординговой компанией. А идти на компромиссы, навеянные
стереотипами о выходцах с постсоветского пространства - вроде того чтобы брать
балалайки и танцевать с медведями - В. В.
были не готовы.
Возвращение было оправдано и тем, что в Европе группа достигла максимума, как считает Пипа, доступного без подписания компромиссного контракта с какой-то рекординговой компанией
На родину коллектив прибыл в 1996 году, и эта дата стала
вторым днем рождения группы. За
время, пока она завоевывали зарубежный шоу-биз, украинские фанаты изрядно соскучились
по любимым музыкантам.
В 1997-м выходит их новый
альбом Музіка с суперхитом Весна, через год - диск Країна мрій, большую часть которого
составили композиции начала 1990-х годов. И группа вновь взлетает к вершинам
популярности.
Практике включения
старых вещей в новые альбомы В. В.
верны до сих пор. Частично это происходит
под давлением публики: по словам Скрипки, слушатели особенно любят их старые
песни.
"Некоторые могут сказать: "Вы исписались". А я скажу
так: то, что мы делали 20 лет назад, люди воспринимают и сегодня. И, может
быть, еще через 20 лет то, что мы играем сейчас, будет нас кормить", -
рассуждает лидер В. В.
Скорее всего, так оно и будет: как рассказывает
Панферова, хотя сама она за 25 лет подрастеряла юношеский фанатизм по отношению
к группе, ее детям очень нравится музыка, под которую когда-то зажигала их
мама.
"Им сейчас 11 и 14 лет, и они с удовольствием слушают
В. В., - с улыбкой признается
Панферова. - Причем я не навязывала - так вот [само получилось].
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.