UA
 

Корреспондент: Ринат и его команда

29 марта 2011, 12:55
0
555
Корреспондент: Ринат и его команда
Фото: АР
"Президент влюблен в футбол"

Чтобы превратить донецкий Шахтер из провинциального аутсайдера в один из лучших футбольных клубов Европы и претендента на победу в Лиге чемпионов, Ринату Ахметову понадобилось 15 лет и $ 1,5 млрд

Один из восьми лучших футбольных клубов Европы. Ежегодный командный бюджет - $ 100 млн. 12 игроков основного состава - легионеры, из них половина - бразильцы. Собственный ультрасовременный стадион вместимостью почти 52 тыс. человек, возведение которого обошлось в $ 400 млн. Своя футбольная школа, которая ежегодно получает около $ 10 млн.

Трудно поверить, что все эти цифры имеют отношение к клубу из Украины - далеко не самой развитой в футбольном плане страны Старого Света. Тем не менее крупные финансовые вливания в Шахтер делают свое дело: в 2009 году клуб выиграл кубок УЕФА, а в марте 2011-го вышел в четвертьфинал Лиги чемпионов.

Впрочем, для Рината Ахметова, владельца горняков и самого богатого украинского бизнесмена, вся эта футбольная арифметика выглядит еще более потрясающей. 15 лет он вместе с командой шел к ее нынешнему успеху, в сумме потратив на клуб астрономические $ 1,5 млрд - больше в истории украинского футбола не тратил никто.

Футбольные инвестиции Ахметова лишь немного уступают сумме, за которую донецкий бизнесмен летом 2010-го купил меткомбинат ММК им. Ильича, - $ 2 млрд.

Эти рекордные вложения Ахметова, чье состояние, по расчетам Корреспондента, в прошлом году составило $ 17,8 млрд, показывают, что для него футбол стал больше чем бизнесом. Ведь деньги, потраченные на Шахтер, превышают сумму, которую миллиардер выложил для приобретения остро необходимой ему шахты по добыче коксующегося угля в США, - за нее он заплатил $ 1,2 млрд. Футбольные инвестиции Ахметова лишь немного уступают сумме, за которую донецкий бизнесмен летом 2010-го купил меткомбинат ММК им. Ильича, - $ 2 млрд.

Даже в период опалы, после прихода к власти президента Виктора Ющенко, или в разгар финансового кризиса бизнесмен не сокращал финансирование команды, держа планку на уровне $ 80-100 млн в год.

Все эти капитальные вложения сделали Шахтер номером первым на родине и помогли клубу вновь напомнить об Украине в Лиге чемпионов - в ее четвертьфинал украинская команда в последний раз попадала в 1999 году.

Даже извечный оппонент Ахметова - Игорь Суркис, президент киевского Динамо, - признает успех Шахтера. Его причину столичный бизнесмен в разговоре с Корреспондентом объяснил лаконично: высокая квалификация главного тренера дончан Мирчи Луческу, работа клуба на результат и мощное финансирование.

Мирон Маркевич, главный тренер харьковского Металлиста, более красноречив: первой и главной причиной успехов Шахтера он считает самого Ахметова. "Всякое было, он терпел неудачи. Другой бы, наверное, уже и сломался, но он выстоял", - говорит футбольный наставник.

Номер один

Урбанистический пейзаж Донецка - серые от угольной пыли панельные многоэтажки, терриконы - кардинально меняется, если свернуть с центральной улицы Артема на проспект Мира и пройти один квартал до улицы Челюскинцев. Там из-за серых домов встает, почти как солнце, ультрасовременная, переливающаяся стеклом Донбасс Арена.

На Донетчине, в регионе, где люди тяжело работают и не всегда достаточно получают, этот роскошный комплекс на удивление не вызывает у большинства отторжения. Ведь стадион - это часть Шахтера, команды, которая здесь уже давно является предметом массового поклонения.

Новый этап в жизни команды начался в 1995 году с трагического события - во время матча взорвали трибуну вместе с Ахатом Брагиным, тогдашним президентом клуба. Через год его место занял новый собственник - Ахметов

Именно так это явление описывает Юрий Дикенштейн, 64-летний пенсионер из Донецка, который за Шахтер болеет всю свою сознательную жизнь: мол, для большинства его земляков горняки не команда, а религия.

"Люди на игры идут, как на праздник. Для десятков тысяч болельщиков матч любимой команды - это отдушина", - добавляет он.

Дикенштейн еще помнит времена (полтора-два десятка лет назад), когда ни ультрасовременной арены, ни международных успехов у горняков не было. Был просто клуб, который, по словам Владимира Перетурина, известного советского и российского спортивного комментатора, в чемпионате СССР воспринимали как провинциальный. Хотя он показывал хорошую игру, имел достойных игроков и тренеров и пользовался любовью жителей Донецка. Так продолжалось и в первые годы независимости Украины.

Новый этап в жизни команды начался в 1995 году с трагического события - во время матча взорвали трибуну вместе с Ахатом Брагиным, тогдашним президентом клуба. Через год его место занял новый собственник - Ахметов.

Происхождение капиталов последнего до сих пор остается тайной, впрочем, то же самое можно сказать о подавляющем большинстве других нынешних украинских миллионеров и миллиардеров. Но именно новый владелец, считает Перетурин, дал Шахтеру недостающее для успеха звено - большие финансовые вложения.

Впрочем, счастье было не в деньгах и не в их количестве, а в стратегии их расходования. "Появилась возможность покупать хороших легионеров, пригласить именитого тренера, и это однозначно усилило команду", - уверен эксперт.

Счастье было не в деньгах и не в их количестве, а в стратегии их расходования

Новый менеджмент команды стал активно использовать иностранный опыт. К примеру, Шахтер целенаправленно охотился за европейскими тренерами. И прежде чем на скамейке запасных прочно уселся румынский специалист Мирча Луческу, командой успели поруководить итальянец Невио Скала и немец Бернд Шустер.

А в 2000-м в списках команды появился первый игрок-легионер - румын Мариан Алиуцэ. В том же году клуб купил еще трех футболистов, в том числе нигерийца Джулиуса Агахову. За игрока, которого журнал World Soccer включил в список восходящих талантов, Ахметов выложил рекордные на тот момент для украинского футбола $ 3,3 млн.

Самым дорогим приобретением в истории клуба стал мексиканец Нери Кастильо - сумма его трансфера составила $ 21,2 млн.

Со временем клуб переключил свое внимание на латиноамериканских игроков. Самым дорогим приобретением в истории клуба стал мексиканец Нери Кастильо - сумма его трансфера составила $ 21,2 млн. К примеру, у Динамо этот показатель почти в два раза меньше - $ 11 млн за бразильца Андре.

Самым затратным в плане покупки легионеров для Шахтера стал сезон 2007-2008 года. Тогда руководство горняков записало в эту статью расходов $ 75 млн.

Сейчас из 27 игроков Шахтера 12 - легионеры. При этом бразильская диаспора самая сильная - шесть человек. Все это достаточно сильные футболисты даже по европейским меркам. Суммарная трансферная стоимость игроков основы клуба превышает $ 117,8 млн. Это больше не только всех украинских клубов, включая столичных динамовцев, но и выше, чем стоимость многих крепких европейских команд, к примеру, немецкого Шальке-04.

За кулисами побед

Серьезные финансовые вложения в покупку игроков - это далеко не все составляющие нынешнего успеха Шахтера.

К примеру, 13 лет назад территория шахтерской спортивно-тренировочной базы Кирша была равна 9 га, на которых располагались четыре побитых жизнью и бутсами тренировочных поля. В 1998 году Ахметов заявил, что здесь будет современный центр.

В тот момент журналисты, вспоминает Юрий Такташев, директор базы, открыто посмеялись над амбициями президента клуба. Но за следующие десять лет Кирша разрослась до 49 га, на ней появилось девять полей и современный центр с новейшим медицинским и тренировочным оборудованием.

По словам Сергея Палкина, генерального директора Шахтера, штат сотрудников увеличился втрое - до 1 тыс. человек

Так же разрослась и общая структура клуба. Сегодня, по словам Сергея Палкина, генерального директора Шахтера, штат сотрудников увеличился втрое - до 1 тыс. человек. Сюда входят игроки, тренеры, массажисты и прочий обслуживающий футболистов персонал, работники стадиона Донбасс Арена и служащие компании, которая производит фирменную атрибутику.

Причем Ахметов и Ко не скупились - на многие ключевые позиции они пригласили ведущих специалистов из Европы. К примеру, директором департамента медицины стал испанец Пако Биоска, а директором детско-юношеской спортивной академии - голландец Партик фон Лиувен.

Ахметов и Ко не скупились - на многие ключевые позиции они пригласили ведущих специалистов из Европы.

Парафия, которой руководит специалист из Голландии, наиболее важна сегодня для Шахтера. Палкин говорит, что зрелищная игра бразильцев нравится и болельщикам, и президенту команды, но клуб взял курс на воспитание собственных игроков. Это, кроме всего прочего, значительно сократит расходы.

Пока же эта кузница кадров ежегодно потребляет $ 10 млн, стараясь воспитывать игроков основной команды и кандидатов на продажу.

Задача фон Лиувена, в обучении у которого около 200 мальчиков и юношей в возрасте от семи до 19 лет, - ежегодно поставлять клубу по одному игроку. Пока голландец с планом справляется: в основном составе Шахтера играют два воспитанника академии - Ярослав Ракицкий и Виталий Вицинец. А еще двое - Филипп Будковский и Владлен Юрченко - играют на правах аренды в мариупольском Ильичевце.

ФК имени Ахметова

На вопрос Корреспондента, что заставляет самого богатого украинца вкладывать ежегодно около $ 100 млн в неприбыльное предприятие, Палкин отвечает так: "Президент влюблен в футбол".

Другое объяснение страстям владельцев украинских футбольных команд и искать не стоит. Гендиректор, как и многие его коллеги, признает, что коммерция и местный футбол - понятия несовместимые.

В Европе основные доходы клубов - это продажа телевизионных прав и билетов, а также спонсоры. В Украине ни одна из этих схем нормально не функционирует.

К примеру, от продажи прав на телетрансляции Шахтер получает за сезон $ 30 тыс., в то время как клуб английской Премьер-лиги, даже находящийся внизу турнирной таблицы, получает в сотни раз больше. Другой пример: в Европе самый дешевый билет на матч стоит 25 евро, а в Украине попасть на стадион можно и за 15 грн. (1,5 евро).

Если за сезон 2008-2009 года клуб заработал около $ 34 млн, то в 2009-2010-м - уже $ 69 млн

Неудивительно, что доходы Шахтера даже приблизительно не покрывают расходы его владельца. Хотя сальдо понемногу уменьшается: если за сезон 2008-2009 года клуб заработал около $ 34 млн, то в 2009-2010-м - уже $ 69 млн. Основной источник доходов - продажа игроков. Но не только.

В частности, значительную долю в копилку клуба приносит стадион. За прошлый сезон на продаже билетов, абонементов и мест в vip-ложах, аренда которых стоит от $ 80 тыс. до $ 425 тыс. в год, Донбасс Арена, по данным Палкина, заработала почти $ 7,5 млн. Причем это с половинной загрузкой 51,5-тысячного сооружения при средней посещаемости матчей 28 тыс. болельщиков. Данный показатель менеджмент клуба с подачи Ахметова планирует поднять до 33 тыс.

Стадион зарабатывает не только на билетах, но и на услугах. На его территории работают полсотни фастфудов, конференц-залы, фан-кафе, рестораны и дискотеки. Там же расположился музей клуба, где установлено чудо новых технологий - единственный в Украине туманный экран, сформированный из пара специальной установкой, на котором демонстрируют фильмы о Шахтере.

"Президент понимает реалии и компенсирует необходимые суммы. Задач по выходу на самоокупаемость он не ставит", - добавляет Палкин.

Правда, пока даже речь не идет о том, чтобы Донбасс Арена окупила те $ 400 млн, которые владелец Шахтера вложил в ее строительство. Цель - чтобы стадион покрыл все свои операционные расходы.

Да и выводить сам клуб на самоокупаемость Ахметов не требует. Похоже, он готов играть в эту игру и на нынешних условиях.

По словам Палкина, футбол в Украине станет приносить прибыль только в том случае, если страна в своем экономическом развитии догонит Европу. Иначе маховик клубной коммерции не запустится. Но какой-либо угрозы для существования Шахтера в связи с этим гендиректор не видит. "Президент понимает реалии и компенсирует необходимые суммы. Задач по выходу на самоокупаемость он не ставит", - добавляет Палкин.

Пока же главная цель клуба - это финал Лиги чемпионов. Несмотря на то что по жребию в четвертьфинале Шахтеру будет противостоять грозная испанская Барселона, в Донецке царит оптимизм.

"Два года назад я сказал, что мы будет играть за кубок УЕФА и выиграем. Так и получилось, - говорит Разван Рац, румынский защитник Шахтера. - Сегодня я говорю, что у нас есть все условия, чтобы дойти до финала Лиги чемпионов".

***

Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 25 марта 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена

ТЕГИ: ШахтерДонецкДонбасс-Арена
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии