UA
 

Корреспондент: Гены решают все. Власти ЕС впервые разрешили врачам использовать генную терапию

16 августа 2012, 08:36
0
235
Корреспондент: Гены решают все. Власти ЕС впервые разрешили врачам использовать генную терапию
Фото: АР
Ученые убеждены, что генная терапия вскоре заработает в полную силу

В Европе произошла большая медицинская революция - власти ЕС впервые разрешили врачам использовать генную терапию, то есть сделать широкий шаг к победе над раком и СПИДом, - пишет Алексей Бондарев в № 31 журнала Корреспондент от 10 августа 2012 года

“Если бы писатели Роберт Шекли, Филип Дик или Роберт Хайнлайн дожили до 2012 года, они были бы счастливы увидеть, как воплощаются в жизнь их самые смелые мечты”, - говорит Мартин Кларк, американский медик и по совместительству большой любитель фантастики.

Причем Кларк имеет в виду не достижения в области гаджетостроения или освоения космоса, хотя и этими успехами человечество может гордиться. По словам доктора, появившаяся в июле новость о решении Европейской медицинской комиссии способна заставить любого скептика поверить в то, что поступь научно-технического прогресса необратима.

Власти Объединенной Европы, издавна славящиеся своим бюрократизмом,впервые в истории одобрили применение генной терапии для лечения наследственного заболевания.

Власти Объединенной Европы, издавна славящиеся своим бюрократизмом, впервые в истории одобрили применение генной терапии для лечения наследственного заболевания. Это событие Кларк называет эпохальным: оно свидетельствует о победе нового мышления в медицине над традиционным и о пересмотре отношения официальной медицины к классическим нормам морали, которые корнями уходят в религиозные устои.

По словам Кларка, нормы общепринятой морали по-прежнему сильны в США, что препятствует развитию медицины. Он с усмешкой вспоминает запрет на исследования эмбриональных стволовых клеток при президенте-республиканце Джордже Буше-младшем, из-за которого американская наука оказалась отброшена на годы назад по сравнению с европейской, а многие выдающиеся ученые из США искали работу за границей.

Люди консервативных взглядов считают, что даже под предлогом спасения человеческой жизни изменение генетического кода человека - это вмешательство в божий промысел, поясняет американский медик Дэвид Каррадайн. Решение европейских регуляторов говорит о том, что Средние века в медицине подходят к концу, говорит он, по крайней мере в Европе.

Люди консервативных взглядов считают, что даже под предлогом спасения человеческой жизни изменение генетического кода человека - это вмешательство в божий промысел

 Первые шаги в области генной терапии могут быть сделаны европейской медициной уже в ближайшие годы. Остается надеяться, что и в США власти образумятся, считает Каррадайн.

Пока речь идет о лечении лишь одного редкого генетического заболевания, однако в случае успеха уже до конца десятилетия методы генной терапии могут получить более широкое применение, предполагают эксперты. Это означает настоящую революцию в медицине, революцию такого масштаба, о котором могли только мечтать классики научной фантастики прошлого века, отмечает Кларк.

В основе генной терапии лежит идея о замещении дефектного участка ДНК человека новым генетическим материалом с нормальной структурой. Теоретически таким методом можно вылечить любое серьезное врожденное заболевание, считает Кларк, а значит, и спасти миллионы жизней.

Великая революция

В качестве поля для легальных испытаний генной терапии европейские медики выбрали синдром Бюргера-Грютца, то есть наследственный дефицит липопротеинлипазы, или, проще говоря, отсутствие способности усваивать жиры.

Такого рода заболевания просто Эверест для современной медицины, поясняет Кларк. Причина болезни - повреждение генной структуры, отвечающей за расщепление жиров в пищеварительном тракте. В результате жиры накапливаются в крови, что приводит к острому панкреатиту и другим серьезным недугам.

До последнего времени облегчить состояние пациентов с синдромом Бюргера-Грютца могли лишь при помощи строжайшей безжировой диеты. Впрочем, во многих случаях она неэффективна, отмечают врачи.

Суть метода заключается в использовании вируса, инфицирующего мышечную ткань и таким образом вводящего в организм копию неповрежденного гена. В итоге поврежденные участки ДНК замещаются нормальными. Теоретически после этого болезнь, вызванная повреждением участков ДНК, будет побеждена.

Препарат Glybera, который разрешила опробовать на таких пациентах комиссия, является воплощением метода генной терапии. Суть метода заключается в использовании вируса, инфицирующего мышечную ткань и таким образом вводящего в организм копию неповрежденного гена. В итоге поврежденные участки ДНК замещаются нормальными. Теоретически после этого болезнь, вызванная повреждением участков ДНК, будет побеждена.

“Пациенты с дефицитом липопротеинлипазы боятся есть нормальную еду, потому что это может привести к острому и крайне болезненному воспалению поджелудочной железы, которое часто заканчивается госпитализацией”, - поясняет Йорн Алдаг, глава фармацевтической компании UniQure, разработавшей препарат.

По словам Алдага, новый препарат представляет собой уникальный метод лечения, который не только снижает риск воспаления, но и оказывает долгосрочное благоприятное воздействие на состояние больного.

Тернистый путь

Скептики не спешат принимать слова Алдага на веру. В реальности генная терапия пока выглядит не столь радужно, как в теории. Испытания метода, проводившиеся прежде, как правило, были неудачными. Так, в 1999 году эксперимент в первый и последний раз разрешили в США. Тогда группа медиков под руководством биолога Джеймса Уилсона попыталась с помощью генной терапии вылечить от наследственного заболевания печени группу пациентов-добровольцев. Один из них, 18-летний Джесс Гелсингер, скончался через 98 часов после введения лекарства.

“Организм пациента среагировал на препарат непредсказуемо, - позже вспоминал Уилсон. - У подопытного быстро началось воспаление, один за другим отказывали органы”. Как оказалось, у Гелсингера была индивидуальная непереносимость белков, которые использовались для передачи вируса, призванного внести изменения в генетический код пациента.

Скептики не спешат принимать слова Алдага на веру. В реальности генная терапия пока выглядит не столь радужно, как в теории.

В результате Уилсону запретили проводить клинические испытания с участием людей, и эксперименты с генной терапией в США до сих пор не приветствуются.

Несколько лет спустя имидж генной терапии немного улучшила работа американской исследовательницы Джин Беннет, профессора Пенсильванского университета. В ходе своих экспериментов она смогла вернуть зрение на один глаз девятилетнему Кори Хаасу, родившемуся с наследственным дефектом зрения. Хаасу был сделан укол в глаз в непосредственной близости от сетчатки, а использованный препарат представлял собой набор искусственно созданных вирусов, способных проникать в клетки и внедрять в них свои гены. Улучшение стало заметно уже через две недели. Теперь Хаас видит одним глазом - тем, в который была сделана инъекция.

По словам Ольги Зеленой, соавтора работы и сотрудницы Филадельфийского детского госпиталя, за последующие два года наблюдений за Хаасом и другими пациентами, принявшими участие в опытах, никаких отрицательных последствий замечено не было.

“Беннет удалось добиться впечатляющих успехов, - говорит Уилсон. - Это наука с большой буквы”.

Сопоставимый с успехом Беннет вклад в дело генной терапии сделал и французский ученый Патрик Обур из Национального научно-медицинского института Франции. Обур смог вылечить двух семилетних пациентов от адренолейкодистрофии - врожденной болезни, при которой у ребенка постепенно разрушается головной мозг. Это происходит вследствие дефицита гемоцито бластов - стволовых клеток, необходимых для образования защитной оболочки нервных волокон.

Ученые брали пробы стволовых клеток у больных, заражали их терапевтическими вирусами, несущими исправленные участки генетического кода, и снова возвращали эти клетки в организм.

До сих пор победить эту болезнь удавалось лишь с помощью пересадки клеток от подходящего донора, а это весьма дорогостоящая и сложная процедура. Обур попробовал иной метод - генетическую модификацию собственных гемоцитобластов пациента. Ученые брали пробы стволовых клеток у больных, заражали их терапевтическими вирусами, несущими исправленные участки генетического кода, и снова возвращали эти клетки в организм.

За основу был принят модифицированный вирус иммунодефицита человека, который сохраняет способность заражать клетки, но, попав в организм, теряет способность размножаться. Вирус был введен двум малышам с острой формой заболевания. Через год после операции их состояние заметно улучшилось, а сканирование головного мозга подтвердило, что их нервная система приходит в порядок.

“В отличие от других детей, страдающих этим заболеванием, наши подопытные уже пошли в школу и живут нормальной жизнью”, - рассказывает ученый.

Обур убежден, что генная терапия вскоре заработает в полную силу. По мнению медика, она поможет бороться с такими болезнями, как гемофилия, болезнь Паркинсона и СПИД. Для того чтобы началось победное шествие, надо лишь получить разрешение от властей на масштабные эксперименты.

Проблески надежды

Победа над СПИДом, конечно, пока довольно туманная перспектива. Но, помимо экспериментов Беннет и Обура, а также европейской инициативы по борьбе с синдромом Бюргера-Грютца, ученые в разных странах при первой возможности готовы использовать генную терапию для решения актуальных вопросов современной медицины.

Специалисты из Корнеллского университета предлагают применять генную терапию для борьбы с курением. В организм пациента с помощью терапевтического вируса будет вводиться специальный ген, блокирующий поступление никотина в мозг. Курильщик перестанет получать удовольствие от никотина, а следовательно, высока вероятность, что он откажется от вредной привычки.

По словам профессора Рональда Кристэла, руководящего исследованием, после получения соответствующих разрешений на эксперименты на разработку универсального лекарства от курения уйдет не более пяти-семи лет. Кристэл даже считает, что власти должны сделать прививку от курения обязательной еще в детстве, чтобы исключить любые шансы на распространение пагубной привычки у будущих поколений.

Специалисты из Корнеллского университета предлагают применять генную терапию для борьбы с курением. В организм пациента с помощью терапевтического вируса будет вводиться специальный ген, блокирующий поступление никотина в мозг.

Генная терапия будет эффективна и для лечения рака. Например, ученые из Иллинойсского университета предлагают лечить рак кожи, а заодно и псориаз с помощью лосьона, изменяющего работу генов в поврежденных клетках.

Дерматологи Чед Миркин и Эми Пеллер разработали уникальную методику, заключающуюся в формировании сфер из белков и молекул РНК вокруг наночастицы золота. Такие сферы толщиной в 1.000 раз меньше человеческого волоса смогут проникать сквозь кожу и воздействовать на пораженные гены.

Первые эксперименты на мышах подтвердили эффективность метода. Миркин даже предполагает, что метод со временем позволит не только бороться с раком, но и совершит революцию в косметологии, поскольку будет означать победу над морщинами.

По словам Кларка, это лишь цветочки, а основные последствия успешных опытов в области генной терапии не могут себе представить даже самые оптимистичные ученые. “В теории, получив работающий метод доставки здоровых участков генетического кода в организм, мы сможем победить абсолютно любую наследственную болезнь, - говорит Кларк. - Это большая революция, чем изобретение пенициллина или антибиотиков”.

Методом проб и ошибок

Ключевые вехи развития генной терапии

1972 - биологи Стэнфордского университета Стэнли Коэн и Герберт Бойер открыли явление конъюгации, то есть выяснили, что молекула ДНК является своеобразным конструктором, который можно разбирать, а затем отдельные участки вставлять в другие ДНК

1976 - Бойер с бизнесменом Робертом Суонсоном основали биотехнологическую корпорацию Genetech. Привлекая ученых из разных стран, компания занялась выращиванием новых бактериальных культур с чужими генами, а также выведением "улучшенных" растений и животных. Исследователи среди прочего сыграли важную роль в синтезе человеческого инсулина

1990 - год рождения реальной генотерапии: американский генетик Уильям Фрэнк Андерсон из Национального института здоровья, впервые применив экспериментальный метод инъекции здорового гена, искусственно встроенного в вирус герпеса, вылечил четырехлетнюю Ашанти де Сильву от первичного иммунодефицита (врожденное заболевание, при котором вследствие генетической мутации ребенок рождается практически без иммунитета). Случай вызвал настоящий всплеск генетических испытаний, однако последовавшие далее попытки применить метод оказались безуспешными

1999 - 18-летний Джесси Гелзингер умер в госпитале Пенсильванского университета после попытки вылечить его методами генной терапии. Гелзингера убила собственная иммунная система, которая таким образом отреагировала на введение в печень генномодифицированного аденовируса (вирус использовали в качестве переносчика нужного гена). Трагедия стала причиной длительной заморозки большинства проектов, связанных с генной терапией в США и Европе

2006 - международная группа ученых, состоящая из американских и итальянских генетиков, отчиталась в обнадеживающих результатах применения генной терапии в лечении метастазирующей меланомы у двух пациентов

2007 - медики из Великобритании ввели 23-летнему британцу Роберту Джонсону вирус с геном, призванным вылечить от врожденного амавроза Лебера (наследственного заболевания сетчатки, вследствие которого больной, как правило, слепнет). Лечение прошло успешно, последующие попытки применить генную терапию в лечении болезни также показали положительные результаты

2011 - американец Тимоти Браун, с 2007 года проходивший лечение у немецкого медика Геро Гюттера, излечился от СПИДа. Пациенту делали пересадки стволовых клеток с особой мутацией гена CCR5. Носителями этого мутировавшего гена, делающего организм невосприимчивым к ВИЧ, являются примерно 0,3% населения планеты. Метод не был принят медицинским сообществом вплоть до 2011 года, так как процедура лечения предполагает полное удаление у пациента собственного костного мозга

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

***

Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 10 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: генетикамедицинажурнал Корреспондентболезни
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии