BBC Україна на русском,
14 мая 2013, 18:34
ВВС Украины задала вопрос главному хирургу-онкологу Минздрава Украины Ивану Смоланке, решаются ли украинские женщины делать операции по удалению молочных желез, узнав о высоком риске заболеть раком груди.
37-летняя голливудская актриса Анджелина Джоли решилась на хирургическое удаление обеих грудей после того, как врачи сказали ей, что она заболеет раком молочных желез с вероятностью 87%. Ранее от рака умерла мать актрисы, а у нее самой обнаружили ген BRCA1, который резко повышает риск онкозаболевания.
ВВС Украина спросила главного хирурга-онколога Минздрава Украины, профессора Ивана Смоланку, решаются ли украинские женщины делать подобные операции, узнав о высоком риске заболеть раком груди.
Иван Смоланка: Я думаю, немногие женщины готовы так поступить без наличия опухоли. Ведь у нее были обнаружены предпосылки того, что может быть рак молочной железы, и она сделала профилактическую мастэктомию. Как правило, это делается, если есть скомпрометированная наследственность. Если была больная мать или сестра, если у кого-то из них есть имеющийся положительный ген BRCA1 или BRCA2...
ВВС Украина: Именно так и было с Анджелиной Джоли.
Иван Смоланка: В таких случаях профилактическая мастэктомия оправдана.
ВВС Украина: Какой уровень риска должен быть для того, чтобы это решение было оправданным?
Иван Смоланка: Возможно, 80%.
ВВС Украина:
Сколько в Украине есть женщин, которые, узнав, что у них такой высокий риск заболеть раком груди, готовы на мастэктомию?
Иван Смоланка: Определение этого гена, который свидетельствует о высокой вероятности рака, - довольно недешевая процедура. Это надо идти в лабораторию, которая проверит, найдет его. Это и является предпосылкой для того, что возможен рак молочной железы, и в таких случаях предлагается операция.
Риск заболеть раком молочной железы возрастает после 40 лет. Думаю, у женщин после 45 лет, у которых есть этот ген, эта операция возможна.
Но я вам скажу откровенно: у нас (в Национальном институте рака - Ред.) богатый опыт, но мы таких операций не делали. Не обращались к нам женщины, которые требовали такого оперативного вмешательства.
ВВС Украина:
Как в Украине можно обнаружить генетическую предрасположенность к раку?
Иван Смоланка: Есть генетические лаборатории.
ВВС Украина:
Они есть в областных центрах или нужно ехать в Киев?
Иван Смоланка: Я вам точно такой информации не дам, но думаю, что в областных центрах этот анализ не делается.
ВВС Украина:
Какие существуют методы диагностики рака груди?
Иван Смоланка: Наиболее информативным методом считается маммографическое обследование, т.е. рентгенологическое обследование молочной железы. Его предлагают делать женщинам после 40 лет, когда как раз повышается риск онкозаболевания груди.
ВВС Украина:
Как часто?
Иван Смоланка: От 40 до 50 лет рекомендуется обследоваться раз в 2-3 года. После 50-летнего возраста - чаще, потому что как раз наступает пик заболеваемости. Женщинам до 40 лет рекомендуется проходить ультразвуковое обследование молочных желез.
ВВС Украина:
На какой стадии в Украине чаще обнаруживают рак груди?
Иван Смоланка: Если вы спрашиваете о запущенности болезни, то я вам скажу так: четверть пациенток у нас попадают к специалистам уже в запущенных формах, то есть это не первая и не вторая стадия.
ВВС Украина: То есть получается, что все-таки большинство женщин регулярно обследуются?
Иван Смоланка: Почти так. Они не так придирчиво обследуются, как на Западе. У нас проблема в том, что женщины, когда обнаруживают у себя какие-то образования, они, к сожалению, иногда не сразу идут к специалистам, а принимают какие-то нетрадиционные методы лечения: фитотерапия, биоэнергетики, что угодно. А уже потом идут к специалистам - это те, кто попадает с запущенными случаями.
Если бы они сразу при обнаружении какого-то уплотнения или непонятной для них ситуации с молочной железой обращались сразу к специалистам, то вероятность обнаружения рака на ранних стадиях, безусловно, увеличилась бы.
ВВС Украина: Что бы вы сказали женщинам, которые оттягивают хирургическое вмешательство, потому что боятся, что потеряв грудь, они потеряют свою женственность, а с ней и мужа, семью?
Иван Смоланка: Когда опухоль обнаруживается на ранних стадиях, возможность органосохраняющей операции значительно выше, чем если оттягивать оперативное вмешательство. Поэтому советую не заниматься глупостями и идти к специалистам.
Кроме того, если женщина попадает к специалисту и он правильно назначает лечение - возможно, химиотерапию, гормонотерапию и т.д., - есть возможность уменьшить опухоль и также сделать органосберегающую операцию, даже если опухоль достаточно больших размеров.
И не следует забывать, что есть операции реконструктивного восстановления груди, если есть потребность в полном удалении груди.
ВВС Украина: Очевидно, все же есть женщины, которые отказываются от хирургического вмешательства, даже если оно необходимо?
Иван Смоланка: Бывают такие случаи. Но потом, когда опухоль становится достаточно больших размеров и иногда вызывает какие-то осложнения, то они уже бегут (к хирургу - Ред.). Безусловно, тогда шансов для более удачного оперативного вмешательства значительно меньше.
ВВС Украина: Какова статистика заболеваний раком груди в Украине?
Иван Смоланка: Ежегодно впервые выявляются около 16 тысяч больных раком молочной железы, и около 8 тысяч ежегодно погибают. В мире ежегодно заболеваемость раком молочной железы возрастает на 1-2%.
Источник: ВВС Украина