Корреспондент.net,  14 февраля 2011, 17:04
Фото: АР
Ученые обнаружили в возбудителе гонореи человеческий ДНК

Американские ученые из чикагского Северо-Западного университета обнаружили в бактерии-возбудителе гонореи, одного из самых опасных венерических заболеваний, фрагменты человеческого ДНК.

Исследователи пришли  к выводу, что ДНК-человека оказался в бактерии в следствии длительного контакта с человеком. Ранее считалось, что межвидовой обмен генами происходит в основном среди бактерий и других одноклеточных организмов.

"Но перенос человеческой ДНК в бактерию - это очень большой прыжок. Эта бактерия должна была преодолеть некоторые препятствия, чтобы заполучить эту последовательность ДНК", - говорит ведущий автор исследования Марк Андерсон.

Присутствие человеческих генов в геноме возбудителя гонореи - бактерии Neisseria gonorrhoeae - было обнаружено при изучении ряда выделенных в Институте Брода разновидностей этого микроорганизма. Три из 14 изолятов содержали в своем геноме элементы, идентичные фрагментам человеческой ДНК - так называемым ретротранспозонам класса L1. Эти элементы имеют длину от нескольких сотен до 9 тысяч пар нуклеотидов и отличаются способностью самовоспроизводиться внутри генома.

Андерсон и его коллеги расшифровали этот фрагмент и подтвердили, что он идентичен человеческому. Они также показали, что около 11% проверенных типов гонококков содержат человеческие гены.

Кроме того, исследователи изучили геном близких родственников возбудителя гонореи - бактерии Neisseria meningitidis, которая вызывает менингит, но не нашли человеческих фрагментов.

Ученые отмечают, что их открытие позволит лучше понять механизмы эволюции бактерий, а также выяснить, что позволяет возбудителям гонореи настолько быстро адаптироваться и выживать в человеческом организме. В частности, эти бактерии могут быстро развивать устойчивость к антибиотикам. Гонорея является одной из немногих болезней, поражающих исключительно человека.