Фото: Reuters
Психологи считают, что каждый боец должен пройти хотя бы минимальный курс реабилитации
Бойцам помогают с восстановлением волонтеры, а государственной программы для них до сих пор нет.
Участники АТО проходят психологическую реабилитацию с помощью специалистов-волонтеров, которые сами приходят на помощь воевавшим. В то же время, государственная программа по избавлению бойцов от посттравматического синдрома до сих пор не разработана. Пока что она в стадии подготовки и нет окончательного решения, будет ли она точно, сообщили в пресс-службе Минздрава. Этот вопрос собираются рассмотреть на днях.
На данный момент в Украине помощь участникам АТО и их семьям оказывают в основном психологи-добровольцы и члены Украинской ассоциации специалистов по преодолению последствий психотравмирующих событий. Они работают в госпиталях, воинских частях и на Донбассе, а также встречают бойцов из окружения.Об этом Корреспондент.net рассказала член ассоциации и Харьковского центра психологических исследований Марина Кехтер.
Также психологическую помощь оказывают в волонтерском центре реабилитации раненных в Луцке, который спонсирует один из предпринимателей. Некоторые военнослужащие проходят курс в Житомирской областной психиатрической больнице.
Кроме того, Минобороны планирует открыть отделения по реабилитации бойцов на базе двух военных госпиталей в Ирпене (Киевская область) и Львове, сообщили волонтеры.
При этом воевавшие не будут обращаться за помощью сами, отметила специалист. Вместо этого они остаются дома и часто уходят в запой.
"После возвращения из зоны АТО бойцы чувствуют себя без автомата растерянными и беззащитными, они нуждаются в помощи, – рассказал Корреспондент.net врач волонтерского центра реабилитации раненных в Луцке Александр Харченко. – После реабилитации у них проясняется сознание, перестраивается психика и наблюдается подъем духа".
На данный момент в центре оказали помощь девяти воинам и ожидают приезд больше десятка бойцов из Киева и Харькова. Но пройти реабилитацию, хотя бы минимальную, должны все бойцы.
"Чем дольше и активнее человек воевал в зоне боевых действий, тем больше у него выражается посттравматическое стрессовое расстройство, – отметила Кехтер. – Если приступить к реабилитации вовремя и широкомасштабно, тем меньше вероятность возникновения психологических проблем и больше шансов избежать в дальнейшем возникновения расстройства. Его признаки могут проявляться спустя три месяца после получения боевой психологической травмы. К примеру, они уже есть у участников киевского Майдана и бойцов, которые воюют на Донбассе уже больше трех месяцев".
По словам эксперта, государство должно так же активно создавать для бойцов условия реабилитации, как оно отправляло их на Донбасс. Для психологической помощи им нужно предоставить хотя бы 21 день. В каждом регионе, где проводился призыв, должны быть амбулаторные центры реабилитации, отметила специалист. Также зачастую помощь нужна и членам семей военнослужащих.
Кроме того, будущих участников АТО психологи должны сопровождать в силовых структурах с самого начала обучения, а после военных действий реабилитацию можно проводить по примеру армий США и Израиля.
Сейчас в Харьковском госпитале около 400 коек для бойцов и всего один штатный психолог. Оказывать помощь пациентам ему пятый месяц помогает группа волонтеров-психологов из десяти человек вместе с психологической службой госпиталя.
"Государство делает вид, что нас нет, а пора бы нас уже увидеть и легализовать наш труд, ведь невозможно постоянно работать бесплатно, решая государственные проблемы, – сказала эксперт. – Кроме того, не хватает опытных психологов, которые прошли специальное обучение и могут работать в этой теме. Каждый из нас прошел обучение на тренингах по кризисной терапии. К примеру, я прослушала 55 часов у специалистов из Прибалтики и Германии и пятый месяц работаю в военном госпитале".
Специалисты готовы обучать практикующих психологов, так как за прошлые месяцы наработан уникальный опыт по реабилитации бойцов.
Как сообщал Корреспондент.net, участники АТО просили отправить их на психологическую реабилитацию еще в конце августа. Они опасаются, что после пережитого на Донбассе могут превратиться в бандитов.