UA
 

Червона рута. Как создавался хит золотого века украинской эстрады

Корреспондент.net,  18 марта 2016, 12:12
23
6277
Червона рута. Как создавался хит золотого века украинской эстрады
Первый украинский мюзикл сделал до того неизвестных певцов знаменитыми на весь СССР

Советско-украинский хит Червона рута и одноимённый мюзикл, снятый 45 лет назад, дал начало золотому веку украинской эстрады.

В 1970 году студент медицинского института в Черновцах, а параллельно скрипач и гитарист вокально-инструментального ансамбля (ВИА) Карпаты Владимир Ивасюк написал стихи и музыку песни, которую назвал Червона рута, пишет Алла Законова в №8 журнала Корреспондент от 4 марта 2016 года. 

На творчество его вдохновил сборник Коломийки, изданный в 1906 году выдающимся украинским этнографом и фольклористом Владимиром Гнатюком. В частности, коломийка о цветках руты, которые по легенде раз в 20 лет из неприметных желтоватых соцветий превращаются в ярко-красные цветы и становятся мощным приворотным зельем.

Впервые для широкой публики Рута прозвучала 13 сентября 1970 года в прямом эфире музыкальной телепрограммы Камертон хорошего настроения в исполнении автора и солистки Карпат Елены Кузнецовой. Буквально через неделю на сцене филармонии Черновцов на отчётном концерте композиторов Буковины песню исполнила Смеричка — самый популярный на тот момент ВИА Западной Украины, ставший на долгие годы главным исполнителем этого произведения.

В 1971 году всесоюзная фирма грамзаписи Мелодия выпустила первый релиз современной украинской музыки — мини-альбом Червона рута, на котором одноимённую песню исполнял ВИА Корабелы.

В декабре на первом в СССР телевизионном конкурсе Песня года-71 Рута стала лучшим хитом страны

Но поистине всесоюзное звучание песня получила после выхода на экраны в том же году первого украинского мюзикла Червона рута. В декабре на первом в СССР телевизионном конкурсе Песня года-71 Рута стала лучшим хитом страны.

На заключительном концерте в сопровождении оркестра Гостелерадио её исполнили солисты Смерички Василий Зинкевич, Назариий Яремчук и автор — Ивасюк. Они, а также певица София Ротару, сыгравшая в чёрно-белом мюзикле главную роль, на следующий день проснулись знаменитыми.

Червона рута остаётся одной из самых известных в мире украинских авторских песен, репертуарным стандартом отечественной эстрады и любимой народной застольной.

Укр-биг-бит

В 1966 году 23-летний выпускник мукачевского музучилища Левко Дуткивский (тогда больше известный как Лев Дутковский) создал в городке Вижница (недалеко от границы с Румынией) самодеятельный музыкальный коллектив — одну из первых в Советском Союзе биг-бит-групп. Любопытно, что инструменты ансамблю Смеричка подарила министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Произошло это после того, как Дуткивский послал письмо по адресу Москва, Кремль, Фурцевой.

«Екатерина Алексеевна, прошу помочь молодому коллективу из города Вижница, эстрадному оркестру, у которого нет гитар…» — написал он. Через неделю из отдела снабжения Министерства культуры СССР пришёл ответ: «Уважаемый Лев Дутковский, ваша просьба выполнена. С зарубежной выставки вам направляют гитары в город Черновцы».

Министр культуры СССР Екатерина Фурцева (в центре) подарила инструменты новосозданной Смерічці 

Благодаря кремлёвскому подарку на Смеричку обратили внимание местные власти: раз Москва поддержала, значит так надо. В конце 1960-х ансамбль пополнили молодые певцы Зинкевич и Яремчук, и началось звёздное восхождение ВИА. В 1970 году ансамбль получил Золотую медаль на Республиканском фестивале самодеятельного искусства и выпустил пластинку-миньон на Мелодии.

Затем был фильм Червона рута, Песня года и — всесоюзная слава. В 1972-м музыканты подтверждают статус звёзд ещё одной победой на телеконкурсе Алло, мы ищем таланты! и получают звание народного. С 1973 года Смеричка гастролирует с аншлагами по всем республикам СССР и за рубежом, побеждает в новых конкурсах и выпускает один за другим диски-гиганты.

Спустя два года у группы начинается чёрная полоса — властям её растущая популярность начинает казаться опасной

Однако спустя два года у группы начинается чёрная полоса — властям её растущая популярность начинает казаться опасной. В 1975-м вышел фильм эстонского телевидения под названием Выступает Смеричка под управлением Льва Дутковского, снятый на Буковине. Эстонцы продали телефильм в 16 стран мира.

Центральное телевидение демонстрировало его лишь раз, а в УCCР он был снят из телеэфира «за национализм». В родной филармонии Смерички на партсобрании началась травля ансамбля, за которой последовали изнурительный график гастролей, запреты выступлений и критика в прессе.

В результате группа фактически распалась. Первым не выдержал Зинкевич — ушёл работать в ансамбль Свитязь. За ним покинули филармонию Яремчук и Дутковский. Последний переквалифицировался в телевизионного звукорежиссёра.

В 1979 филармония по просьбе Яремчука делает попытку возродить группу: в коллектив снова зовут Дутковского, однако практически весь остальной состав набрали из новых артистов. Тем не менее Смеричка снова удивляет: группа чуть ли не первой в Союзе использует свето-лазерную сценографию и демонстрирует сложные и элегантные этнокостюмы модельера Аллы Дутковской, жены основателя группы.

И опять всесоюзная слава. Коллектив принимает участие в концертной программе Олимпиады-80, гастролирует в стране и за рубежом, а в 1980 году фирма Мелодия выпускает очередной диск-миньон. Ансамбль просуществовал до 1995-го — вплоть до смерти своего последнего руководителя Яремчука.

Ценные кадры

Летом 1971 года в живописной Яремче идут съёмки музыкального фильма. По сюжету в поезде Верховина (Москва — Львов) знакомятся и влюбляются друг в друга красавица Оксана (Ротару) из Закарпатья и молодой донецкий шахтёр Борис (Зинкевич). В Карпатах их пути расходятся, но Борис разыскивает Оксану, и вместе они выступают на концерте для отдыхающих в Яремче.

Сценарий написали режиссёр фильма Роман Олексив и Мирослав Скочиляс — редактор музыкальных программ львовского телевидения и первооткрыватель музыкальных талантов, среди которых вокальное трио сестёр Байко, композитор Игорь Билозир и певец Иван Попович.

Снимали на молодой украинской студии Укртелефильм, отметившей на тот момент пятилетие, для которой 45-минутный мюзикл Червона рута стал первой полноценной картиной. Изначально предполагалось, что это будет кино об ансамбле Смеричка, но в процессе съёмок и сценарий, и состав артистов значительно расширились.

Во-первых, за счёт приглашённой на роль главной героини Ротару — тогда малоизвестной преподавательницы сольфеджио из черновицкого музучилища. Правда, в её послужном списке уже была Золотая медаль и первая премия на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии.

До фильма Червона рута София Ротару была малоизвестной преподавательницей сольфеджио в Черновцах 

Кроме музыкантов Смерички, в фильме задействованы черновицкий ВИА Карпаты, женский вокальный ансамбль ивано-франковского пединститута Росинка и танцевальный ансамбль Эврика. При этом нескольких музыкантов Смерички к съёмкам не допустили: ребята носили бороды и не согласились их сбрить.

Саундтрек фильма тоже не ограничивался репертуаром Смерички. Среди бесспорных шлягеров мюзикла — песня Намалюй мені ніч Мирослава Скорика, внучатого племянника Соломии Крушельницкой, яркого представителя львовской композиторской школы, синтезирующей карпатский фольклор с джазом. Поэтому Намалюй мені ніч — это практически босанова.

Позже Скорик стал композитором шедевра мирового кино Тени забытых предков режиссёра Сергея Параджанова, а сегодня возглавляет Киевскую оперу. Он автор оперных, симфонических произведений и музыковедческих трактатов.

В мюзикле Червона рута впервые прозвучала и песня Сизокрилий птах, вошедшая в золотой фонд украинской эстрады. Её авторство часто ошибочно приписывают Ивасюку, но на самом деле это отечественный кавер итальянского шлягера тех лет L'immensità, на который поэт Роман Кудлик написал украинский текст.

Политическая ситуация в СССР была такова, что Руту не пропустили бы на телевидение без песен на русском. Поэтому в фильме звучит хит Эдуарда Колмановского Бежит река в исполнении певицы Раисы Кольцы и Карпат.

Но примой фильма, а затем и всей украинской эстрады стала Ротару, появившаяся в кадре в своем первом концертном костюме — стилизованном под народное платье, которое стало одновременно и дипломным проектом Дутковской. Супруга основателя Смерички одной из первых в Украине начала создавать концертные костюмы на аутентичной основе, став постоянным модельером ансамбля и Ротару. Этномодели Дудковской были стильными и не подвластными капризной моде. Множество актуальных сегодня в украинской фешен-индустрии техник, комбинаторику фактур, материалов и этноэлементов 40 лет назад первой стала использовать Дутковская.

Попытался бороться со временем и Олексив, в 1981-м сняв фильм-концерт Червона рута. Спустя десять лет, в котором Ротару, Зинкевич и Яремчук вспоминают о съёмках картины, сделавшей их знаменитыми. Им слегка за тридцать, они уже звёзды всесоюзного масштаба в зените славы. Ротару — народная артистка УССР и лауреат премии Ленинского комсомола. Совсем недавно с оглушительным успехом прошли её гастроли в Югославии, Румынии, ГДР и ФРГ.

Заслуженный артист республики Зинкевич — солист и руководитель одного из популярнейших эстрадных коллективов Украины — ВИА Свитязь. Яремчук — тоже заслуженный, ещё и лауреат ордена Дружбы народов.

На контрасте с чёрно-белыми кадрами Червоной руты 1971 года, где страстно влюблённые в музыку молодые люди просто живут на экране, фильм Спустя десять лет выглядит натужным. Герои произносят сентиментально-пафосный текст на русском, что особенно тяжело даётся Яремчуку. Между двумя фильмами Олексива — разница эпохальная. Каждая картина олицетворяет дух времени, и очевидно, что к началу 80-х время свободы творческого самовыражения уже прошло.

Прерванный дуэт

На рубеже 1960-1970-х, когда хрущёвская оттепель уже закончилась, а брежневский застой ещё не начался, в советском искусстве и в эстрадной музыке, в том числе, происходили глобальные трансформации. Главными нарушителями официозного спокойствия в культуре стали проникающие в СССР нелегально пластинки и магнитные ленты мировых поп- и рок-хитов тех лет.

Советская музыка стала «питаться» не только классикой и народной музыкой, но и западными мелодиями и ритмами. Если украинские композиторы 1950-60-х годов, такие как Платон Майборода, Александр Билаш, Игорь Шамо, Степан Сабадаш росли на культуре романса, народной и советской массовой песни и отчасти джаза, то новое поколение маэстро конца 1960-х — начала 1970-х уже знали Beatles и Rolling Stones.

Ивасюк, Игорь Поклад, Николай Мозговой, Карпаты, Смеричка и Кобза физически не могли музицировать, как предыдущее поколение. Не зря все песни Ивасюка созданы в размере 4/4 — самом распространённом в поп-музыке.

При этом большинство новых композиторов были ярыми поклонниками музыкального фольклора, благо к национальному украинскому наследию власти относились пока ещё благосклонно. В 1960-х годах выходили многочисленные переиздания отечественной классики, произведения ранее замалчиваемых авторов 1920-х и 1930-х годов, переводы мировой литературы на украинский.

Синтез национальной культуры с актуальными мировыми тенденциями создал в УССР поколение композиторов и музыкантов, которые олицетворяли дух времени

Синтез национальной культуры с актуальными мировыми тенденциями создал в УССР поколение композиторов и музыкантов, которые олицетворяли дух времени — свободу творчества, веру в перемены, погружённость в украинскую культуру и вместе с тем мастерское владение мировыми стандартами.

К тому же они были молоды, красивы, страстно увлечены своим делом, происходили из обычных, часто небогатых семей. Словом, стали лицом и голосом своего поколения. Их популярность была поистине народной.

Притом что Червону руту создавали множество талантливых людей, главными звёздами мюзикла стали Ротару и Ивасюк. Когда композитор и певица впервые встретились на съёмках в Яремче летом 1971 года, ему было 22 года, а ей — 24. Позже этот творческий союз определит развитие всей национальной эстрады, подняв её до уровня, на который, наверное, позже она никогда не поднималась.

«Его [Ивасюка] отношение к Софии Ротару было особенным — очень её любил и ценил. Собственно, для нёе писал, — вспоминал их коллега и товарищ Зинкевич. — И она пела голосом Володи Ивасюка. Я считаю, что этот творческий дуэт был уникальным явлением на нашей эстраде».

Несмотря на то что в фильме Ротару не исполнила ни одной песни Ивасюка, в течение девяти лет их сотрудничества он напишет для звезды больше двух десятков хитов. С Водограем Ротару станет триумфатором международного песенного конкурса Сопот-74 (Польша), а через три года там же победит с песней У судьбы своя весна. Тогда же выйдет знаменитая пластинка-гигант Песни Владимира Ивасюка исполняет София Ротару.

«Володя был моим композитором, — говорила Ротару. — Все песни, которые он писал, сразу же становились моими. Мне ничего не надо было придумывать, всё происходило само собой, словно эта мелодия жила во мне, была моей, и кто-то просто затронул струны моей души — и они зазвучали».

В 1979-м, в самом зените своей славы, в возрасте 30 лет Ивасюк погиб при невыясненных обстоятельствах. Тело певца было найдено повешенным в Брюховичском лесу под Львовом. Официальная версия смерти — самоубийство — позже подверглась сомнению. Независимые эксперты утверждали, что труп не имел характерных признаков самостоятельного повешения.

Обстоятельства смерти Владимира Ивасюка до сих пор окончательно не выяснены 

Поэтому выдвигались разные версии его гибели. Среди них и абсолютно полярные — устранение влиятельного украинского патриота руками КГБ и убийство радикалами-националистами за роман с русской оперной певицей.

В фильме Червона рута звучат пять песен Ивасюка, и сам он появляется в нескольких эпизодах. Эти кадры — уникальные. Ведь записей выступлений мастера сохранилось мало, притом что он считался самым популярным и востребованным молодым украинским композитором 1970-х. Его песни исполняли крупнейшие звёзды советской эстрады — Иосиф Кобзон, ансамбль Песняры и другие.

«Песни Ивасюка — это яркий след и многоцветный, самобытный узор в замечательной вышитой сорочке национальной песенной истории украинской музыки, — считает Лешек Мазепа, педагог Ивасюка во Львовской консерватории. — Они были своеобразными «детищами» своего времени, своей эпохи, хотя привлекательность и своеобразность их имеет вневременную стоимость».

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 4 марта 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: УкраинаисториямузыкапесняЧервона рутаВладимир Ивасюк
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии