Корреспондент.net,
22 декабря 2017, 10:36
На украинских олигархов нашлась управа, правда она в Великобритании.
Высокий Суд Англии выдал приказ о всемирном аресте активов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также шести компаний, которые предположительно им принадлежат.
Суд вынес такое решение в рамках рассмотрения иска государственного Приватбанка к его бывшим акционерам.
Коломойский пока не особо комментирует данный вопрос, заявив лишь, что арест активов временный, на период рассмотрения дела.
Но такое громкое разбирательство может серьезно ударить по украинской правящей элите.
Суть вопроса
Кабинет Министров национализировал Приватбанк год назад. По версии украинского Нацбанка более 97% корпоративного портфеля, который составлял 150 миллиардов гривен на 1 апреля 2015 года, были кредитами, связанных с акционерами компаний.
Бывшие собственники Приватбанка эту информацию не подтверждают и считают, что банк у них просто забрали. Тем не менее Коломойский и Боголюбов договорились с государством реструктуризировать кредиты связанным с ними компаниям, однако так и не сделали этого.
EPA
Так национализировали Приватбанк
Даже наоборот через украинские суды Коломойский и компания пытались вернуть замороженные в Приватбанке деньги. Так в украинских судах признали не связанными с Коломойским членов семьи Игоря и Григория Суркисов и даже заставили Приватбанк выплачивать тем же Суркисам средства, которые в процессе национализации были конвертированы в капитал банка.
Всего государство докапитализировало Приватбанк на 139 млрд гривен. Для того, чтобы вернуть хотя бы часть из этих средств и было принято решение идти в высокий суд Англии.
Проблемы для Коломойского
"Приказ об аресте активов был выдан на основании детальных доказательств, представленных суду, из которых следует, что господа Коломойский и Боголюбов путем проведения ряда незаконных операций вывели из банка почти 2 млрд. долл. США, в результате чего, средства переводились компаниям, которые им тайно принадлежали или находились под их контролем", — сообщает пресс-служба Приватбанка.
С помощью этого судебного разбирательства Приватбанк собирается вернуть более 2,5 млрд долларов, с учетом процентов.
Сторону государственного банка в суде представляет юридическая фирма Hogan Lovells. У нее уже есть опыт успешных дел против Коломйоского в Англии. Так именно она представляла интересы другого украинского олигарха Виктора Пинчука в суде против Коломойского. Итогом разбирательства стало мирное соглашение, по которому лидеры группы Приват выплатили Пинчуку около 1 млрд долларов.
Сейчас арест активов может создать неудобство для олигархов – заблокированные счета, невозможность совершать покупки, вкладывать инвестиции и так далее. С другой стороны, неизвестно на какие именно активы наложен арест, и какие именно из многочисленных бизнесов Коломойского записаны на него лично.
Ответ олигархов
Коломойский может развязать информационную войну против власти через свой канал “1+1”.
"Кроме чисто имущественных вопросов, Игорь Коломойский является владельцем не одного "чемодана с компроматом". Радоваться, по моему мнению, не стоит: неконтролируемое использование такого "багажа" может привести к такому взрыву, который способен разрушить государственный строй в принципе", - заявил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука.
" Коломойский в украинской политике 20 лет, он всех знает, как облупленный. Он может удивить и обнулить украинскую элиту. Слишком много у него компромата на все и про все. Если его прижмут, он будет выдавать всю информацию, которая будет очень неприятной. И это может спровоцировать различные изменения. Приблизит обвал всей этой политической надстройки, полную дискредитацию элит. И он пойдет не только на "1+1" с компроматом, но и в западную прессу", - считает политолог Вадим Карасев.
Причем здесь Луценко?
Интересно, что накануне ареста счетов Коломойского он встречался в Амстердаме с Генеральным прокурором Украины Юрием Луценко. Генпрокурор заявил, что встреча была случайной.
Однако, министр финансов Александр Данилюк обвиняет Генеральную прокуратуру в попытках препятствовать расследованию по Приватбанку.
"Здесь недопустимы кулуарные договоренности. Вместо этого Генпрокуратура делает следующее - затягивает расследование относительно бывших руководителей и владельцев Приватбанка", – заявил Данилюк.
"Государственным Приватбанком было инициировано 5 уголовных дел, которые расследуются ГПУ. В частности, доведение банка до неплатежеспособности, незаконное выведение средств из банка, ненадлежащее использование конфиденциальной информации и серверов банка. Однако ни одно дело не было передано в суды", – отметил министр.
Данилюк отметил, что расследование по всем делам затягивается и идет медленно, кроме того, ГПУ вместо того, чтобы вести расследование против бывшего руководства и владельцев банка, инициирует расследование относительно работников НБУ, Минфина и банка.
"В частности, Генпрокуратурой были возбуждены производства о незаконных действиях НБУ, Минфина, и эти следственные действия ведутся очень активно", – сообщил министр.
По его словам, также ГПУ ведет расследование против привлеченных банком советников, которые расследуют масштабные махинации в Приватбанке до национализации.
По мнению Данилюка, это недопустимо, ведь государство уже потратило на национализацию и докапитализацию Приватбанка 140 млрд гривен.
Глава Минфина заявил, что требует отставки генпрокурора.
"Случайная встреча Юрия Луценко с Игорем Коломойским именно накануне суда в Англии вызывает много вопросов. Кроме того, генпрокурор дискредитировал себя атакой на новые антикоррупционные органы и неспособностью довести важные дела до суда", – отметил Данилюк.
"Таким образом он дискредитирует перед украинским народом и международными партнерами президента и парламент, которые доверили ему такую важную функцию, и власть в целом. Поэтому он должен уйти в отставку. Я требую его отставки", – сказал министр.
В Генпрокуратуре Данилюку ответили, что воспринимают его выпад, как попытку избежать ответственности за неуплату налогов в размере 746 тысяч гривен.
Еще одному прилетело
Высокий суд Англии выдал приказ о замораживании активов группы "Энергетический стандарт" украино-российского бизнесмена Константина Григоришина.
Решение вынесено как обеспечительная мера в рамках арбитражного разбирательства с Вадимом Новинским и Владимиром Лукьяненко-младшим на более чем 300 млн долларов вокруг крупного машиностроительного предприятия ПАО "Сумское НПО".
Решение вынесено по требованию адвокатов Владимира Лукьяненко-младшего и компаний, связанных с Новинским, которые опасаются, что Григоришин может скрывать активы, чтобы избежать выплат по решению арбитража.
Еще 9 мая 2016 года Лондонский коммерческий арбитраж принял решение о выплате Энергетическим стандартом более 305,8 млн долларов Новинскому и Лукьяненко.
5 октября Высокий суд Англии отказал адвокатам Григоришина в апелляции на это решение.
В решении суда упоминаются, в частности, следующие украинские компании: Запорожтрансформатор, Турбоатом, ПАО "Сумское НПО", Укрречфлот, Запорожский кабельный завод, Сварог Эссет Менеджмент. Сам приказ об аресте является конфиденциальным, полного списка замороженных активов в открытом доступе нет.
Григоришину также принадлежат крупные пакеты акций в целом ряде украинских облэнерго.
В ходе судебного слушания, адвокаты Лукьяненко смогли доказать суду, что существует риск того, что Григоришин попытается "размыть" свои активы. В конечном счете это может привести к невыполнению решения арбитража на 305,8 млн долларов.
Решение о заморозке активов Григоришина не означает, что все украинские компании бизнесмена автоматически попадают под арест.
Иностранные, в том числе арбитражные решения, не имеют прямого действия в Украине. Более того, между Великобританией и Украиной не существует международного договора о взаимном признании судебных решений.
Сумское НПО является одним из крупнейших в Европе производителей газоперекачивающих агрегатов и комплектных компрессорных станций различного назначения; широкой номенклатуры насосов, компрессоров, центрифуг, оборудования для химической, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, атомных электростанций.