Контракт на транзит российского газа через территорию Украины подходит к концу, о новом контракте Москва и Киев пытаются договориться в Брюсселе при участии европейских чиновников.
Газовый контракт 2009 года между Украиной и Россией прямо повлиял на отечественную политику последних лет. Здесь можно вспомнить и уголовное дело против Юлии Тимошенко, и знаменитые Харьковские соглашения с продлением размещения Черноморского флота России в Крыму, что, как выяснится позже, лишь упростило аннексию Крыма. А в основе всего этого лежал именно контракт на газ. Контракт, который в этом году заканчивается.
Напрямую газ у России Украина не покупает уже несколько лет, но транзит российского газа в страны ЕС через территорию Украины сохраняется. Без этого транзита газотранспортная сеть Украины будет простаивать. А Россия не сможет поставлять газ европейским покупателем. Чтобы не зависеть от Украины РФ развивает альтернативные маршруты поставки газа – Северные потоки, Турецкий поток. Но полностью отказаться от транзита через территорию Украины пока не в состоянии.
Поэтому договориться Украина и Россия пытаются о новом контракте не транзит газа.
Как это происходит, выяснял Корреспондент.net.
Новые переговоры
В понедельник, 21 января, в Брюсселе пройдут трехсторонние переговоры по транзиту газа между Украиной, Россией и Европейским Союзом.
Это уже второй раунд политических переговоров относительно будущего транзита газа через Украину. Он состоится при участии вице-президента Еврокомиссии по энергетическому союзу Мароша Шефчовича.
Украину будут представлять министр иностранных дел Павел Климкин и председатель правления Нафтогаза Украины Андрей Коболев, Россию – министр энергетики Александр Новак и председателя правления Газпрома Алексей Миллер.
Участники встречи обсудят приемлемую нормативно-правовую базу, объемы, продолжительность и тарифы поставок.
Позиции сторон
Европейский Союз ожидает, что Украина и Россия возьмут на себя четкие обязательства достичь прогресса в ходе переговоров по новому контракту на транзит российского газа через Украину в ЕС с 2020 года.
"Нам необходимы твердые обязательства обеих сторон продвигаться в этих переговорах вперед, учитывая, что срок действия действующего транзитного контракта истекает в конце этого года", – отметил вице-президент Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович.
Главная задача для Украины – сохранить транзит.
При этом украинская сторона на переговорах будет настаивать на том, чтобы отношения между Украиной и Россией в этой сфере строились исключительно на европейских правилах, заявил исполнительный директор Нафтогаза Юрий Витренко.
"Наша позиция очень проста - Украина остается надежным транзитером газа, который способен обеспечить транзит газа с территории России в Европу через территорию Украины в полном соответствии с европейскими правилами. В этом наша позиция непоколебима. Мы не готовы идти на какие-то особые условия, которые были у нас раньше с Россией, фактически кабальные для Украины", - отметил Витренко.
Он подчеркнул - для того, чтобы был продлен транзит российского газа через территорию Украины, должны, по крайней мере, произойти два события. С одной стороны, должен быть заключен контракт между Газпромом, как оператором ГТС России, и украинским оператором ГТС, чтобы заинтересованные компании могли забронировать эти мощности, и через Украину газ шел транзитом. С другой стороны, должен быть контракт на бронирование этих мощностей компаниями, которые будут получать эти объемы газа.
"Лучший вариант для Украины, чтобы европейские компании бронировали эти мощности и покупали газ на границе Украина-Россия. Следовательно, это может быть как российский газ, так и газ из Средней Азии - Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, или любой другой, который прошел транзитом по территории России", - сказал представитель Нафтогаза.
По его словам, забронировать такие мощности может и Газпром, как компания-поставщик. Но, исходя из текущих подходов российской стороны к этим переговорам, шансы на такое развитие событий украинская сторона оценивает как невысокие.
"Мы не ожидаем конструктива от этого раунда переговоров, поскольку для того, чтобы конструктив был, необходимо, чтобы эксперты разработали соглашения, которые можно было бы подписывать, или на политическом уровне можно было бы согласовывать. Это серьезный вопрос - транзит газа, немало технических аспектов, невозможно в ходе политической встречи, где есть министры и Еврокомиссары, согласовать все эти технические аспекты", - отметил Витренко.
Представитель главы Газпрома Сергей Куприянов назвал встречу в Брюсселе не переговорами, а консультациями и не стал комментировать позицию компании в них.
Цены
О том, что Москва заинтересована в продлении транзита газа через территорию Украины, говорил и президент РФ Владимир Путин и глава Газпрома Алексей Миллер.
“С учетом растущего объема поставок газа в Европу мы загрузим не только оба Северных потока, не только Турецкий поток. Сохранятся и возможности транзита через Украину”, —во время визита в Сербию 17 январяотметил российский президент.
Главным требованием Москвы является урегулирование всех споров с Нафтогазом по контрактам от 2009 года. Стокгольмский арбитраж в феврале 2018 года обязал Газпром выплатить Нафтогазу за недопоставку газа в рамках транзитного договора 4,63 миллиарда долларов (с учетом долга украинской компании — около 2,6 миллиардов). Чтобы обеспечить взыскание средств с российской компании, Нафтогаз инициировал арест европейских активов Газпрома.
По данным российской прессы, основное требование Газпрома — ставка за транзит не выше, чем в среднем по Европе, не более 2,5–3 тысяч долларов за 1 тыс. куб. м.
Шансы на успех
Получается, что в сохранении транзита газа через территорию Украины заинтересованы все три стороны. Европе нужен газ, Украине деньги за транзит, России – поставлять газ в Европу, за что они, в свою очередь, получают деньги от европейцев.
Для Украины это дополнительные денежные поступления и гарантии безопасности, для России — возможность и дальше наращивать поставки газа в Европу, для Европы — возможность получать столько недорогого российского газа, сколько необходимо.
Директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко полагает, что в интересах Газпрома — сохранить возможность транзита через Украину в объеме 30–40 млрд куб. м, добившись кратного снижения транзитных платежей (примерно с 2,5 млрд до 1 млрд долларов в год).
Договориться, по мнению эксперта, будет сложно: для Киева будет неприемлемо отказаться от выигрыша в Стокгольме 2,6 миллиардов долларов, особенно с учетом того, что в марте в стране должны пройти президентские выборы. Российская сторона, судя по всему, будет готова вести серьезный диалог только после них. По мнению Маринченко, январские переговоры могут стать промежуточными, а окончательных договоренностей в виде годового контракта можно ожидать ближе к концу 2019 года.
Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также не ждет быстрого согласования условий нового контракта.
“Украинская сторона в условиях предвыборной гонки ограничена антироссийской повесткой. Скорее всего, нынешние переговоры будут использоваться для того, чтобы обвинить Россию в нежелании сохранять транзит, и как очередные просьбы к Европе защитить страну от альтернативных экспортных газопроводов из России”, — сказал он РБК.
По словам директора спецпроектов научно-технического центра Психея Геннадия Рябцева, украинской стороне для начала следует определиться, собираемся ли мы обеспечивать транзит российского газа, или не собираемся. "Если мы признаем, что нам необходимы деньги, которые нам будет платить страна-агрессор, тогда мы должны найти посредника, который бы вместо нас договаривался. С точки зрения чистой экономики, выгоднее долгосрочный контракт с четкими параметрами - какие объемы, на протяжении какого периода, какие санкции за невыполнение соглашения и т.д.", - заявил эксперт.
Однако, по мнению Рябцева Россия будет вести речь исключительно о краткосрочных договоренностях – годичных или даже полугодичных. Такая тактика связана с ожидаемыми сроками начала работы Северного потока-2, а впоследствии, возможно, и второй нитки Турецкого потока, по которой РФ хочет поставлять газ в Южную Европу - также в обход Украины. А также с ожиданием изменения политической ситуации в Украине.