Фото: Getty Images
Чего ждать зимой на фронте?
Пока ни Украина, ни Россия не могут накопить достаточно сил, чтобы создать на фронте ударный кулак, многократно превосходящий силы противника.
Все чаще можно увидеть сообщения о том, что ситуация на фронте в Украине зашла в тупик. Украинские войска не прекращают атаки российских укреплений на Токмакском направлении и пытаются расширить тактические плацдармы на левом берегу Днепра. К югу и северо-западу от Бахмута продолжаются ожесточённые встречные бои с переменным успехом. Российская армия продолжает массированное наступление на Авдеевку, завершает перегруппировку сил на Купянском направлении и не оставляет планов двигаться на Лиман.
Линия фронта меняется незначительно. О переходе боевых действий в новую фазу — позиционную войну на истощение — говорит и главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал Валерий Залужный. В статье, опубликованной в журнале Economist, он указывает, что сложившаяся ситуация играет на руку России, позволяя ей восстанавливать свой военный потенциал и дальше нести угрозу Украине.
Чего ждать на фронте зимой?
Переход к обороне
Американское издание The Wall Street Journal пишет, что для Украины 2024 год будет тяжелым годом в обороне и ее позиция на поле боя может измениться этой зимой, но и Россия вряд ли одержит большие победы несмотря на все преимущества.
"Растерянность Запада и растущее привлечение Россией своих человеческих и промышленных ресурсов к войне указывают на то, что для Украины этот год будет тяжелым годом в обороне. Но ограниченность российской армии в наступательных действиях – что было продемонстрировано в изнурительной борьбе за Авдеевку – свидетельствует о том, что она скорее одержит небольшие победы, чем достигнет прорыва. Путин еще очень далек от завоевания украинских регионов, на которые претендует Россия, не говоря уже о достижении своей главной цели – покорения Украины, существование которой как независимого национального государства он назвал исторической аномалией", - говорится в материале издания.
WSJ пишет, что "военная цель Зеленского – полное восстановление международных границ Украины – рассматривается Западом как нереалистичная".
Издание также пишет, что "некоторые европейские чиновники даже опасаются, что позиция Украины на поле боя может измениться этой зимой".
Указывается, что украинской армии не хватает пехоты после того, как она понесла тяжелые потери в летнем контрнаступлении и во время кровавой обороны города Бахмут прошлой зимой.
"Из-за недееспособной системы призыва, пронизанной коррупцией, многие из тех, кто приходит на замену, – это мужчины за 40 лет, которых часто отправляют в окопы со слишком слабой подготовкой", – пишет издание.
"Нехватка боеприпасов также означает, что Украина вряд ли сможет провести еще одно крупное наступление в течение некоторого времени. Создание украинскими войсками плацдарма на восточном берегу Днепра в Херсонской области является редким светлым пятном, хотя и небольшим по масштабам. Но российская армия также пытается достичь каких-либо заметных прорывов, несмотря на свое численное превосходство в войсках и технике. Ее пехота и техника часто более старые и худшего качества, чем те силы, с которыми она начинала вторжение.
Обеим сторонам трудно продвигаться по открытой, сильно заминированной местности под небом, которое гудит от беспилотников, которые могут атаковать войска и технику или вести прицельный артиллерийский огонь", - отмечает WSJ.
Как утверждает издание, "военный тупик" якобы укрепляет мнение в Германии, что прекращение огня и переговоры с Москвой были бы в интересах Украины.
Без прорывов
Позиционный характер войны отнюдь не означает, что стороны не будут пытаться наступать. Направления предстоящих операций обозначены: ВСУ активизировались на левом берегу Днепра и продолжают атаки на юге Запорожской области, российская армия продолжает штурмовые атаки с целью окружения Авдеевки, нацелилась на Купянск и, возможно, Лиман.
Вероятно, эти операции будут носить ограниченный характер. В преддверии новой зимней кампании обе стороны постараются занять более выгодные позиции и сохранить инициативу там, где она есть, и перехватить там, где её нет.
Обеим сторонам реалистично ставить в первую очередь оборонительные задачи. При этом ждать каких-то крупных, стратегических наступлений, так чтобы — раз — и взять областной центр, по мнению экспертов, не приходится.