Наибольшее количество будущих православных батюшек рождается в селе Залесцы Тернопольской области - 230 священнослужителей родом отсюда сегодня служат Богу по всему миру, - пишет Екатерина Иванова в №33 журнала Корреспондент от 26 августа 2011 года.
Каждый год на
Ильин день, 2 августа, небольшое тернопольское село Залесцы превращается в
украинский Ватикан: количество святых отцов на квадратный километр бьет все
рекорды.
За последние
полвека из этой западноукраинской глубинки вышли более 200 священников, которые
служат в храмах Украинской православной церкви (Московского патриархата), а
также в Русской православной церкви, и по традиции, сложившейся годами, в
праздник пророка Ильи родившиеся в Залесцах батюшки съезжаются на свою малую
родину.
"В
любую хату зайдем, не ошибемся [там будет
священник], - проводит для Корреспондента
экскурсию по селу Галина Шляхтюк, директор местного дома культуры. У нее самой
в семье есть служители церкви - брат мужа и его сын.
В Залесцах живут семьи, в которых сложились целые династии церковнослужителей -сыновья, братья, зятья
В
Залесцах живут семьи, в которых сложились целые династии церковнослужителей -
сыновья, братья, зятья. К примеру, в семье Гечко семеро священников, в семье
Гутович - шестеро.
"Сначала
пошел [рукоположился] один [сын], потом другой. А если сын пошел в
священники, а в семье есть еще и дочка, то, соответственно, он нашел ей своего
друга, и дочка стала женой священника", - объясняет феномен Мария Копач,
председатель местного сельсовета.
В
Залесцах считают, что свою пастырскую специализацию село получило из-за близости
к одной из крупнейших святынь православия - Свято-Успенской Почаевской лавре, расположенной
в 10 км, а также благодаря истой вере местных жителей. Православные храмы здесь
не закрывались ни при одной власти.
В Залесцах считают, что свою пастырскую специализацию село получило из-за близости к одной из крупнейших святынь православия - Свято-Успенской Почаевской лавре
"У нас же [в Залесцах] и
Австро-Венгрия была, и Польша, и Советский Союз, и фашистская оккупация. А вера
оставалась", - рассказывает Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского
кафедрального собора Москвы, ранее служивший секретарем у Патриарха Алексия II.
Сегодня Стаднюк - один из самых высокопоставленных залесчан, а его земляки и
коллеги в свое время побывали на ответственных постах в зарубежных епархиях РПЦ
- в США, Европе и даже Африке.
Отцы семейственные
"Это мои Витя и
Юра, - показывает фотографии сыновей в семейном альбоме 65-летняя Галина Бойко,
местная учительница. И тут же поправляет себя: - Отец Виталий и отец Георгий".
Оба
сына Бойко, несмотря на то что сама она выросла в нерелигиозной семье, стали священниками.
У старшего приход в селе Лемешевка Киевской области, у младшего - в станице
Ивановка Краснодарского края (РФ).
Сама
Бойко родом из Черкасской области, а из Залесцев ее супруг Иван. Когда переехала
в дом мужа, вспоминает она, поразилась местным обычаям. Свекор ежедневно в семь
утра начинал молиться, как священник в церкви, - громко и нараспев.
"Я
говорю [мужу]: "Ваня, что ж это
такое? Ребенок же спит", - вспоминает Бойко разговор с супругом. - А он отвечает:
"Я вырос так, и наши дети вырастут так".
Дед сделал им из тюля "рясы", а из консервных банок -"кадила", насыпал туда уголь, чтобы дым шел,
И
действительно, их сыновья вместо войнушек и пряток с детства играли в
священников. Дед сделал им из тюля "рясы", а из консервных банок - "кадила",
насыпал туда уголь, чтобы дым шел, вспоминает Бойко. Мальчишки бегали по двору
и, еще толком не умея выговаривать слова, пели: "Господи, помилуй!".
Когда
старшему исполнилось семь, а младшему пять, стали посещать вместе с дедом службы
в Почаеве. "Ходили всегда пешком через лес, 8 км, - рассказывает Бойко. - Тихонько,
знаете же, какие времена были".
Проходил
все детство босиком в знаменитый монастырь еще один залесчанин - владыка
Сергий, архиепископ Тернопольский и Кременецкий. "В лавре мне все казалось
таким величественным, таким небесным, а на монахов я даже боялся посмотреть,
они были для меня как ангелы, как небожители", - вспоминает владыка.
Отец Степан Гривас был простым шофером в колхозе, а потом женился на девушке из семьи священников, отучился в Тобольской духовной семинарии и сам стал священником
Тогда
мальчик и не подозревал, что спустя 20 лет сам станет таким "ангелом", в 1985-м
приняв монашеский постриг. "Никак не мог подумать, что буду в Почаеве [монахом].
Никак!" - восклицает священник.
Путь
отца Сергия в слуги Христовы не был прямым и легким. Поначалу парень мечтал о
профессии врача. В 1970 году окончил Новоселецкое медучилище в Черновицкой
области и стал работать фельдшером, а параллельно служил иподиаконом в
кафедральном соборе Черновцов. Затем прошел армию, но от призвания не открестился
и карьеру священника продолжил в Смоленске. "Все устроила Божья Матерь", - резюмирует
владыка Сергий.
Похоже,
в Залесцах мужчины профессию не выбирают - она сама находит их. "Отец Степан
Гривас был простым шофером в колхозе, а потом женился на девушке из семьи
священников, отучился в Тобольской духовной семинарии и сам стал священником", -
приводит типичный пример Копач.
25-летний
Александр Сопига вот уже несколько лет является иереем Крестовоздвиженского
храма в селе Поводнево Тверской области. До этого он служил в армии, в
президентском полку, затем, как и многие жители западноукраинской глубинки, подрабатывал
в России и Польше на стройках.
Старший
сын Бойко тоже сначала не видел себя у алтаря. Окончил с золотой медалью школу,
потом техникум радиоэлектроники во Львове и Тернопольский политехнический
институт. Успел даже некоторое время поработать по специальности на комбайностроительном
заводе, но затем все же вернулся на путь предков - пошел учиться в семинарию.
А
Анатолий Бабак, сын соседки Бойко, после неудачных попыток поступить в ПТУ
устроился разнорабочим в Троице-Сергиеву лавру в России и там через какое-то
время рукоположился. Позже по стопам юноши пошел его младший брат.
Звать
по батюшке
Залесцы славятся
в округе особой религиозностью. Шляхтюк, сама родом из соседнего села Кобылля,
что в 40 км, рассказывает, что там люди живут иначе. "Ну, ходили мы в церковь
на Пасху, а уж исповедовалась я первый раз в 20 лет, когда замуж вышла и в Залесцы
приехала, - рассказывает директор дома культуры. - А вот моя невестка тут
ребенка к причастию носит буквально с рождения, каждое воскресенье".
Стаднюк
объясняет местные особенности мощным влиянием Почаевской лавры. "Благодать у
этой обители такая", - говорит бывший залесчанин.
Да
и местонахождение села как будто способствует отречению от всего мирского:
вокруг сплошное бездорожье - автобус из райцентра сюда ходит трижды в день, а в
сильные снегопады только на санях и можно выбраться. Мобильная связь работает с
перебоями, и для тинейджеров одно из главных развлечений - сходить на вечерню.
Да и местонахождение села как будто способствует отречению от всего мирского:вокруг сплошное бездорожье - автобус из райцентра сюда ходит трижды в день, а в сильные снегопады только на санях и можно выбраться
К
тому же мирской работы для молодежи здесь мало, поэтому юноши выбирают
пастырский путь, а девушки - учебу в регентском училище, где можно встретить
мужа-священника. "В батюшки пошел - и точно знаешь, что будет хлеб, какой бы
там приход ни был", - говорит Шляхтюк.
На
своем пути некоторые уроженцы этих мест делают завидную карьеру. 85-летний настоятель
московского Богоявленского собора Стаднюк прислуживать в церкви начал подростком, а в 17
поступил на пастырские курсы в Почаевскую лавру. Один из самых уважаемых
священников российской столицы, будучи совсем юным батюшкой, преодолевал по 60
км пешком или в лучшем случае на лошадях, добираясь до мест службы в удаленные
села: батюшек во второй половине 1940-х не хватало.
"Я
был молодым, и расстояния меня не пугали", - вспоминает теперь Стаднюк.
Судьба
забрасывала Стаднюка еще дальше - в египетской Александрии он служил
настоятелем Александро-Невского храма, в Нью-Йорке - секретарем патриаршего экзарха
Северной и Южной Америки архиепископа Ионафана.
И в Архангельске, и в Мурманске, и в Москве, Воронеже, Витебске - где только нет наших
Однако
основная масса залесчан-священников осели в России. "И в Архангельске, и в
Мурманске, и в Москве, Воронеже, Витебске - где только нет наших", - с
гордостью замечает вышеупомянутый Гривас, протоиерей из Тулы.
Служитель
алтаря из Тверской области Сопига рассказывает, что в трех соседних селах тоже
служат священники из Залесцев, и отмечает, что российская глубинка мало чем
отличается от украинской. Вот только общаться с прихожанами ему непросто. "Я
русский язык плохо знаю", - признается батюшка.
Тем
временем на его родине растет новое поколение духовных пастырей. В сельской
Свято-Покровской церкви - 12 пономарей школьного возраста. В 2010 году в
духовную семинарию поступили сразу 13 человек. В ответ на вопрос, много ли это,
настоятель местного храма отец Андрей улыбается: "Очень много. Из одной
области, бывает, столько не наберется".
***
Этот материал опубликован в №33 журнала Корреспондент от 26 августа 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.