UA
 

Корреспондент: Бегом во власть

30 ноября 2010, 16:16
0
19
Корреспондент: Бегом во власть
Фото: Reuters
О том, что их людей банально покупают, представители оппозиции говорили неоднократно

Парламентская миграция приобрела массовые масштабы: депутаты все чаще покидают ряды оппозиции, чтобы сберечь свой бизнес, получить хорошие госпортфели или дипломаты с банковскими купюрами

В кабинете нардепа Владислава Каськива - парадоксальная картина. С соседних стен друг на друга смотрят обрамленные в портретные рамки антагонисты - лидер украинских националистов Степан Бандера и Президент Виктор Янукович, который неоднократно угрожал отобрать у лидера УПА звание Героя Украины.

Впрочем, на фоне противоречивой политической судьбы самого Каськива необъяснимое соседство кажется логичным. Полевой командир оранжевого Майдана теперь работает на главного врага революции - Януковича, реализуя его национальные проекты.

О том, что толкнуло его перейти в стан недавнего врага, всецело поглощенный новой работой Каськив предпочитает не говорить. "На моей политической карьере пока можно ставить крест", - констатирует он.

Тех, кто с приходом новой власти сменил прежние идеи и политический окрас, в украинском парламенте в избытке.

Тех, кто с приходом новой власти сменил прежние идеи и политический окрас, в украинском парламенте в избытке. Например, оппозиционный БЮТ уже исключил из фракции 31 депутата, голосовавшего в унисон с властью. А от некогда пропрезидентского блока Наша Украина - Народная самооборона (НУНС) и вовсе остались руины: большинство парламентариев фракции разбежались по недавно возникшим группам и поддерживают провластное большинство по всем принципиальным вопросам.

И лимит союзников власти не исчерпан. За решение продлить полномочия парламента до октября 2012 года, которое лидеры оппозиции призывали не поддерживать, 19 ноября проголосовали 305 депутатов, в том числе 10 нынешних бютовцев и 41 нунсовец. "За тех, кто изменил партийным принципам, мы держаться не будем", - намекает на скорое исключение из фракции десяти провинившихся однопартийцев Андрей Шкиль, замглавы фракции БЮТ.

Впрочем, серьезных оснований переживать о своей дальнейшей судьбе у потенциальных изгоев нет. История доказывает, что парламентариев, покинувших тонущий оппозиционный корабль, власть щедро обласкала высокими должностями, трудоустроив даже членов их семей.

Бизнес или БЮТ

Сотрудничать с пропрезидентским большинством - это уже почти правило для оппозиционных депутатов. И десятка прагматичных нардепов-предпринимателей из БЮТ, голосовавших за продление полномочий парламента, яркий тому пример. В их число входит основатель Таврийских игр Николай Баграев, почетный президент ассоциации УкрАВТО Тариэл Васадзе, основатель компании Nemiroff Степан Глусь и совладелец компании Агромакс (торговая марка Гаврилівські курчата) Евгений Сигал.

Решать судьбу этих людей фракция БЮТ будет 29 ноября. По словам анонимного источника из блока, скорее всего, нарушителей партдисциплины исключат.

Решать судьбу этих людей фракция БЮТ будет 29 ноября. По словам анонимного источника из блока, скорее всего, нарушителей партдисциплины исключат. Под вопросом якобы лишь будущее "автомобильного" Васадзе.

Сами члены проштрафившейся "десятки" говорить о мотивах, побудивших их поддержать власть, и своем будущем отказываются. Только Сигал, которому смог дозвониться Корреспондент, прежде чем бросить трубку, сказал: "Я не помню, чтобы я голосовал".

Однако то, что хорошо бизнесменам, плохо Леди Ю. Уход "великолепной десятки" оставит фракцию без главных спонсоров.

Плохую память депутатов политолог Владимир Фесенко объясняет тем, что крупные предприниматели, которые все еще остаются в рядах БЮТ, не хотят позорно бежать из рядов оппозиции. Но и продолжать оппонировать власти, рискуя перспективами своего бизнеса, не могут. "Исключение для них - лучший исход: так получится, что не они, а их ушли", - считает эксперт.

Однако то, что хорошо бизнесменам, плохо Леди Ю. Уход "великолепной десятки" оставит фракцию без главных спонсоров. В запасе у БЮТ - один лишь Константин Жеваго, миллиардер и нардеп, политическая ориентация которого теперь уже непонятна. "Мы нейтральны, как Швейцария", - лаконично заявили Корреспонденту в пресс-службе этого бютовца.

Впрочем, для нынешнего БЮТ даже такая позиция - победа. Сергей Соболев, глава оппозиционного правительства, надеется, что Жеваго послужит положительным примером для тех депутатов, которые задумываются о смене политсилы ради бизнес-выгоды.

"БЮТ нужно срочно думать, чем удержать депутатов. Если их просто выгонять, скоро никого не останется" - уверен Фесенко. В качестве рецепта он предлагает Тимошенко обратиться к опыту ПР образца 2007 года. Тогда, как признавался политологу знакомый регионал, партия была на грани развала. От массового бегства бело-голубых спасли переговоры с властью о создании широкой коалиции. "Тимошенко тоже стоит дать своим депутатам надежду на возвращение во власть. Нужно сложить оружие и искать компромисс", - считает эксперт.

Если оружие не будет сложено, фракция БЮТ продолжит таять, а в Раде станет еще больше людей, поменявших политический лагерь. К подобным переменам, как показывает опыт, политиков подталкивает не только желание сохранить бизнес, но и возможности карьерного роста, а также обычная корысть.

Каждому по заслугам

"За "это" мне с полгода назад предлагали $ 1 млн и $ 20 тыс. ежемесячного содержания", - честно говорит Корреспонденту Олесь Доний, нардеп-нунсовец. Под "этим" он подразумевает присоединение к парламентской коалиции Стабильность и реформы. Кто именно делал щедрое предложение, депутат не уточняет, ссылаясь на то, что предлагавший был лишь посредником.

Зато Доний добавляет, что расценки на предательство сильно упали. В 2007 году за то, чтобы он не вступал в оранжевую коалицию и не голосовал за назначение Тимошенко премьером, парламентарию предлагали аж $ 10 млн.

О том, что их людей банально покупают, представители оппозиции говорили неоднократно. Доказать же факты прямого подкупа людей с мандатами никто не смог: сами перебежчики, как и представители провластных сил подобные финансовые операции упорно отрицают.

Однако выгоду некоторых из тех, кто оставил оппозицию, можно проследить, оценив их дальнейшую карьеру.

Так, Андрей Портнов, в прошлом главный юрист БЮТ, после ухода от Тимошенко стал заместителем главы Администрации Президента (АП) и руководителем Главного управления по вопросам судебной реформы и судоустройства.

Защиту интересов политсилы Тимошенко променяли на работу по реформированию судебной системы экс-бютовцы Валерий Писаренко и Святослав Олийнык. Пост руководителя одного из нацпроектов, курируемых Каськивым, получил нардеп Олег Малич, бывший соратник Леди Ю. А назначение Натальи Заболотной на должность руководителя музея Мистецький арсенал совпало с вхождением в провластное большинство ее супруга, экс-бютовца Игоря Савченко.

Анатолий Гриценко, нардеп и экс-глава оборонного ведомства, рассказал Корреспонденту о вопиющем случае. Мол, назначение Александра Черпицкого на пост замминистра обороны, которое состоялось 24 марта этого года, напрямую связано с тем, что его брат, экс-бютовец Олег Черпицкий, за две недели до этого примкнул к парламентскому большинству. Другого объяснения того, как на ответственный пост попал ранее судимый за рэкет человек, у Гриценко нет.

"Министр обороны уже инициировал вопрос об увольнении Черпицкого, и скоро этот инцидент будет исчерпан", - заверяет Гриценко.

Впрочем, сами "мигранты" удачное трудоустройство со сменой политической ориентации не связывают. Каськив и Малич занимались подготовкой нацпроектов еще при предыдущей власти, поэтому свои назначения считают вполне логичными. Савченко о связи между переходом своей второй половины на высокую должность и его уходом из БЮТ не хочет даже слышать. "Я даже был против этого. В Арсенале столько работы! Жена практически не бывает дома", - негодует бывший оппозиционер. Он говорит, что супруга и раньше занимала неплохую должность руководителя Национального центра Украинский дом.

Вакантные мандаты

Впрочем, не все нардепы-мигранты стремятся попасть на госдолжности. Сейчас в Раде существуют группы внефракционных депутатов, бывших оппозиционеров, которые с охотой принимают в свои ряды ставших ничьими парламентариев. "Гуртом і батька легше бити", - похоже, именно эту пословицу взяли на вооружения такие политики. Позиция "в стороне от власти" позволяет им надеяться на относительную свободу и торги с Партией регионов.

Таких групп под круглым куполом ВР сейчас три: За возрождение производственного потенциала (ВПП) - экс-бютовца Савченко, Реформы ради будущего Игоря Рыбакова, первого нардепа от БЮТ, который покинул коалицию во главе с Тимошенко еще в 2008 году, и Право выбора, созданное бывшим самооборонцем Давидом Жванией. Все эти парламентские новообразования ведут настоящую охоту за людьми с мандатами.

К примеру, в стройные ряды сторонников Жвании неожиданно для себя недавно угодил депутат-нунсовец Владимир Арьев. "Я видел свое лицо у них на сайте, но я никуда из фракции [НУНС] не уходил и не вступал", - комментирует он появление своего фото на сайте Права выбора в качестве представителя группы. Досадное недоразумение в прошлом известный журналист объясняет недопониманием с коллегой: мол, он действительно вел переговоры со Жванией, но не о переходе, а лишь о перспективах воссоединения НУНС. Однако вышло недоразумение, и Жвания записал его в Право выбора, членами которого является целое созвездие экс-нунсовцев: Оксана Билозир, бывший киевский мэр Александр Омельченко, парламентский старожил Иван Плющ и другие.

Похожая ситуация и с экс-бютовцем Маличем. На вопрос о том, к какой парламентской группе он себя причисляет, депутат ответил коротко: "Сейчас рассматриваю разные предложения, одному быть сложно". Между тем лидер ВПП Савченко заверил Корреспондент в том, что Малич - член его группы.

Напряженную борьбу за мечущиеся депутатские души политолог Фесенко объясняет просто. "В разгар оппозиционного кризиса идет борьба за сферы влияния. Тот, кто соберет больше, сможет торговаться с властью оптом, а не в розницу, как раньше", - говорит он.

Пример удачного окончания подобных торгов - недавние назначение Виктора Балоги, неформального лидера партии Единый центр (ЕЦ), на пост главы МЧС. По мнению Фесенко, министерское кресло бывший глава Секретариата Президента получил в том числе за то, что депутаты его партии, в свое время покинувшие Нашу Украину, примкнут к большинству.

Такой возможности не отрицают и сами центристы. "Мы будем сотрудничать с властью, - осторожно комментирует позицию своей партии Игорь Попов, один из лидеров ЕЦ. И тут же добавляет: - Там, где это будет совпадать с нашими интересами".

Но пойти по стопам предприимчивого экс-главы Секретариата Президента лидерам остальных новоявленных депутатских групп вряд ли удастся. Прежде всего, из-за отсутствия четкой идеологии и подмоченной репутации депутатов-перебежчиков.

Финалом их политкарьеры станут парламентские выборы 2012 года. "Оппозиция вышвырнет предателей из своих предвыборных списков, а регионалы не включат в свои. Им [регионалам] самим бы мандатов хватило", - говорит Фесенко.

Этот прогноз Корреспонденту косвенно подтвердил Михаил Чечетов, первый заместитель главы фракции ПР. На вопрос о том, получат ли перебежчики проходные места в бело-голубых списках на выборах-2012, он ответил неохотно и уклончиво: "Давайте не будем думать о выборах. Поработаем, а потом посмотрим, кого куда включать".

Эта статья опубликована в №45 журнала Корреспондент от 26 ноября 2010 года.

Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.

СПЕЦТЕМА: Местные выборы в Украине
ТЕГИ: Оппозициябизнеспарламентмиграциянародный депутат
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии