Фото: Reuters
Эксперты не могут понять логики действий Генпрокуратуры
Украинские эксперты считают, что противоречивость действий Гепрокуратуры в деле Гонгадзе вызывает вопросы.
Институт Горшенина провел экспертный опрос украинских юристов относительно перспектив раскрытия дела Гонгадзе и, в частности, относительно правомерности обвинений, выдвинутых ГПУ против экс-президента Украины Леонида Кучмы, пишет издание LB.UA.
Так, народный депутат Украины, адвокат Сергей Власенко считает, что главная проблема обвинительной части – приобщение к делу в качестве доказательства пленок Мельниченко, правдивость которых так и не была доказана экспертизой.
"Постановление о возбуждении уголовного дела, оно может иметь хоть какую-либо перспективу только в одном случае – если плёнки Мельниченко будут абсолютно безоговорочно приняты в качестве доказательства следствием. Во-первых, хотелось бы напомнить, что прошло уже больше десяти лет с момента опубликования этих плёнок. Хочется отметить, что всё это время непонятно где находились оригиналы, непонятно, что с ними происходило. Непонятно, что происходило с оригиналом прибора, на который записывалось или якобы записывалось это всё", говорит Сергей Власенко.
С ним согласен и народный депутат Украины, юрист Святослав Олейник, который также считает приобщением к делу пленок Мельниченко серьёзной юридической проблемой:
"Я сам говорил о том, что если уже Генпрокуратура признала эти плёнки доказательством, то тогда это, соответственно, касается и всех остальных фигурантов, нужно и по ним принимать решение, потому что не только Гонгадзе, там же масса людей в тех плёнках задействованы".
При этом эксперты сказали, что появление документов из ГПУ в СМИ, в частности, обвинительной части против экс-президента Украины Леонида Кучмы, это выглядит, по их мнению, как спланированная информационная провокация.
Так, Святослав Олейник отметил: "Вне всяких сомнений, появление в СМИ следственных документов является прямым следствием того, что их специально, умышленно отдали из Генеральной прокуратуры. Это как раз говорит о том, что Генеральная прокуратура свою деятельность в рамках этого дела ведёт в информационном пространстве, а не в юридической плоскости".
Заслуженный юрист Украины, член Венецианской комиссии Марина Ставнийчук осудила использование подобных информационных акций при ведении уголовного расследования.
"Это уже, к сожалению, стало нормой, что в СМИ по разным делам появляются целые кипы процессуальных документов, то, что, в принципе, является тайной следствия. И я считаю, что это просто из ряда вон выходящая работа. В том числе, и правоохранительных органов", - сказала Ставнийчук.
Напомним, 31 марта Генеральная прокуратура Украины утвердила обвинительный приговор в уголовном деле по обвинению бывшего начальника наружного наблюдения МВД Алексея Пукача, по обвинению в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, который пропал 16 сентябра 2000 года.
В ноябре 2000 года лидер Соцпартии Александр Мороз обнародовал в парламенте аудиозаписи, которые, по его словам, подтверждали причастность бывшего тогда президентом Леонида Кучмы к исчезновению Гонгадзе. Эти записи якобы сделал офицер управления Государственной охраны Украины майор Николай Мельниченко.
Следствие установило, что Пукач совершил убийство журналиста по указанию покойного Юрия Кравченко, который тогда занимал пост министра внутренних дел Украины.
За день до первого вызова в прокуратуру на допрос, Юрий Кравченко 4 марта 2005 года был найден мертвым в своем доме под Киевом с двумя огнестрельными ранениями в голову. В этом же году Генпрокуратура признала гибель экс-министра самоубийством и закрыла уголовное дело.