Зампредседателя немецкого Бундестага Вольфганг Тирзе объяснил DW, почему считает политический бойкот украинской части Евро-2012 правильным и рассказал о своих сомнениях в честности выборов в парламент без Юлии Тимошенко.
68-летний бывший правозащитник из ГДР Вольфганг Тирзе (Wolfgang Thierse) с 2005 года занимает должность заместителя председателя Бундестага. До этого член Социал-демократической партии Германии (СДПГ) семь лет был главой немецкого парламента. В интервью DW политик рассказал о том, почему он, как и большинство его коллег-депутатов, не поехали на Евро-2012 в Украину, а также поделился своим мнением относительно предстоящих в этой стране осенью парламентских выборов.
DW: Накануне чемпионата континента по футболу в Европе, особенно в Германии, шла широкая дискуссия о политическом бойкоте турнира из-за ситуации вокруг осужденной за превышение служебных полномочий экс-премьера Юлии Тимошенко. Многие ведущие европейские политики не поехали на матчи, которые состоялись в Украине. Евро-2012 завершился, но ситуация с Тимошенко не изменилась. Был ли де-факто политический бойкот ошибкой?
Вольфганг Тирзе: Я не думаю, что он был ошибкой. Речь не шла о том, что, заняв политическую позицию, можно добиться гарантированного успеха. Важно было показать, что мы не дадим вовлечь себя в работу пропагандистской машины, что мы не готовы подыгрывать режиму. Я по-прежнему считаю, что отказ участвовать в этом был правильным, даже, несмотря на то, что, к сожалению, Тимошенко до сих пор за решеткой.
- Почему лично вы не поехали в Украину?
- Именно по этой причине. Я обычный человек и очень люблю футбол, но у известных политиков есть опасность стать "свадебным генералом". Этого не следует делать.
- Но вы ведь могли поступить так, как ваши коллеги из фракции "зеленых" в Европарламенте - Ребекка Хармс (Rebecca Harms) и Вернер Шульц (Werner Schulz). Они пришли на матч Нидерланды - Германия в Харькове и развернули на трибуне стадиона плакат с призывом освободить политзаключенных.
- Да, они это сделали, но я не помню, чтобы это показали по телевизору. У них были благородные намерения, но исполнение оказалось не таким успешным, как этого можно было бы желать.
- Глава вашей партии, СДПГ, Зигмар Габриель (Sigmar Gabriel), в начале мая призывал не ехать на матчи Евро-2012 в Украину, поскольку "политики могут стать статистами режима". Премьер-министр Италии Марио Монти присутствовал на финальном матче Италия - Испания в Киеве. Можно ли его назвать "статистом Януковича"?
- Я не стану судить о премьер-министре другой страны. Я бы на его месте не поехал.
- Протесты в защиту Тимошенко и других членов ее бывшего правительства в Украине немногочисленны. Почему немецкие политики должны поддерживать осужденных украинских оппозиционеров, если сами украинцы, очевидно, не интересуются их судьбой?
- Европейский Союз - не только экономическая организация, но и сообщество стран с общими ценностями. Правовое государство, демократия и справедливость - это часть нашего европейского самосознания. Если Украина хочет считаться европейским государством и хочет стать членом ЕС, эти критерии должны применяться и к ней. Европейцы и немецкие политики обязаны об этом напоминать, независимо от того, какие настроения в самой Украине.
- Вопрос к вам как к зампредседателя Бундестага. Если возмущение немецких политиков ситуацией вокруг Тимошенко и других оппозиционеров было таким большим, почему парламент ФРГ не принял по этому вопросу резолюцию, как это сделали коллеги из парламента ЕС?
- Это вопрос целесообразности и актуальности. Я надеюсь, что еще предоставится возможность, и бундестаг выразит свою позицию по этому вопросу.
- То есть вы не исключаете принятия резолюции по Тимошенко в бундестаге?
- Это зависит от развития ситуации. Европейские политики по-прежнему призывают руководство Украины соблюдать нормы правового государства и вести себя по-человечески справедливо по отношению к женщине-политику, которую можно считать политическим противником, но нельзя стремиться уничтожить.
- В конце июля в Украине официально стартует парламентская избирательная кампания. Очевидно, что Тимошенко и другие осужденные оппозиционеры не примут в ней участия. Будут ли выборы в таком случае честными или их можно назвать нечестными уже сейчас?
- До тех пор, пока политические оппоненты остаются вне избирательного процесса, честность этих выборов под вопросом. Конечно, украинское руководство будет утверждать, что его конкуренты, которых оно боится как черт ладана, - это преступники. Но это неприемлемая форма политической борьбы, и ее нужно критиковать. Поэтому остается в силе призыв к украинскому президенту сделать выборы честными и справедливыми. Любые сомнения в этом вредят имиджу Украины и вредят сближению Киева с Европейским Союзом.
- Президент Украины Виктор Янукович выступает после Евро-2012 как победитель, принимая похвалы за хорошую организацию турнира. Но "вопрос Тимошенко" остается открытым. Насколько Янукович изолирован в Европе?
- Похвалу я слышал только от главы УЕФА Мишеля Платини. Спорт - это одно, политическая ситуация и давление на оппозицию - другое. Европейские политики об этом не забыли. Януковича не воспринимают в Европе как победителя. Это он у себя дома может об этом рассказывать.
- Но можно ли говорить об изоляции Украины в Европе?
- Можно в любом случае говорить об изоляции руководства страны.
- Что еще может сделать Евросоюз, чтобы усилить давление на правительство Украины?
- Поскольку Украина заинтересована в углублении экономического сотрудничества с ЕС, возможно, над этим аспектом стоит сильнее задуматься. Если Украина хочет вступить в Евросоюз, к ней должны применяться те же стандарты, что и к другим странам-членам. Об этом нужно четко, а не в полголоса говорить украинскому руководству.
- Поддержите ли вы идею введения санкций против руководства Украины, как это было сделано Евросоюзом в отношении Беларуси?
- Это требует детального изучения. Нужно проверить, кого коснутся санкции - политического руководства или обычных людей. Это сложный вопрос, который требует детального рассмотрения.
Источник: Русская служба DW