Министр иностранных дел Швеции в интервью DW рассказал о том, почему, по его мнению, Украина все дальше отходит и от России, и от Евросоюза, и верит ли он обещаниям Януковича.
Экономическая ситуация на Украине крайне сложна, а власти не торопятся выполнять свои обещания, касающиеся проведения реформ. При этом Киев портит отношения не только с Брюсселем, но и с Москвой. Сроки подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС назвать пока сложно. Об этом в интервью DW рассказал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт перед визитом комиссара по вопросам расширения и политике добрососедства ЕС Штефана Фюле 7 февраля на Украину.
DW: Что вы думаете о последних обвинениях, выдвинутых против бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко? Я имею в виду обвинение в убийстве.
Карл Бильдт: Похоже, что мы видим определенный образец поведения по отношению к ней. Первое обвинение, которое было выдвинуто против нее, очевидно, было надуманным. Полагаю, что нынешнее обвинение политически мотивированно, но посмотрим, что последует дальше.
- Как Евросоюз, по вашему мнению, должен вести себя с Украиной в нынешней ситуации?
- У ЕС есть несколько возможностей. Во-первых, мы должны отреагировать на сложившуюся ситуацию, что, как мне кажется, мы сделали очень четко. Во-вторых, нужно поддерживать контакты. Я знаю от комиссара по вопросам расширения и политике добрососедства ЕС Штефана Фюле, что у ЕС и Украины есть несколько совместных проектов. Сам Фюле в скором времени отправится на Украину. Ранее в Брюсселе был новый министр иностранных дел Украины (Леонид Кожара - Ред.).
Кроме того, на Украине работает наблюдательная миссия Европейского парламента, в которую входят бывший президент Европарламента Пэт Кокс и экс-президент Польши Александр Квасьневский. Вопрос заключается в том, можем ли мы как-то повлиять на позицию Киева? Пока мы не достигли особых успехов в этом, но мы продолжаем делать попытки.
- Президент Украины Виктор Янукович сказал, что хотел бы подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Вы верите ему?
- Да, конечно, я верю в то, что он желает подписания этого документа. Но готов ли он выполнить все необходимые условия? Одним из них является уважение принципа верховенства права. Но если этот принцип не соблюдается в одной сфере, то легко может возникнуть подозрение, что он не будет соблюдаться и в других. Так что есть связь между избирательным правосудием на Украине и продвижением на пути к подписанию соглашения между Брюсселем и Киевом.
- Считаете ли вы возможным подписание этого документа в Вильнюсе в ноябре этого года на саммите стран-участниц программы ЕС "Восточное партнерство"?
- Я не могу этого сказать. Со стороны ЕС мы выставили ряд определенных условий Киеву, причем сделав это недвусмысленно. Теперь нам остается ждать. Я приветствовал бы подписание этого документа. Но я еще больше приветствовал бы выполнение Украиной всех требований.
-Находится ли украинское руководство в настоящий момент в изоляции в Европе?
- Контакты между ЕС и Украиной сократились значительно. Хорошо это или плохо, об этом можно спорить, но это факт. Думаю, что это - часть ответа на ваш вопрос.
- Из украинской оппозиции раздаются голоса с требованием ввести санкции со стороны Евросоюза в отношении президента Украины, генерального прокурора, ряда судей. Как вы относитесь к такой идее?
- Я не уверен в том, что это хорошая идея. Мы ввели ряд санкций в отношении соседней Беларуси, но мы не обсуждали аналогичные меры в отношении правительства в Киеве.
- Получается, что к Беларуси другое отношение, чем к Украине?
- Нет. Ситуацию на Украине нельзя назвать хорошей, но она существенно лучше, чем в Беларуси. На Украине в октябре прошли парламентские выборы, которые нельзя охарактеризовать как полностью открытые и справедливые, но в них была определенная свобода выбора и конкуренции идей. Сравните это с ситуацией в Беларуси, где нет никакой свободы, и существует большое число политических заключенных.
- Согласны ли вы с тем, что расчет Януковича мог быть таким: я посажу своих политических оппонентов в тюрьму, но европейцы все равно будут разговаривать со мной, потому что они хотят вести с Украиной дела?
- Знаете, Евросоюз много с кем разговаривает - во всем мире. Я даже не уверен, что такой расчет существовал. Многие говорят: Янукович движется на Запад. Другие говорят: Янукович движется на Восток. Я думаю, что, прежде всего, он движется вниз. Он испортил отношения и с Россией, и с Европейским Союзом. Было ли это частью его расчета или допущенной им ошибкой? Скорее, последнее.
- Но пока создается ощущение, что реакции Европы Янукович не боится…
- Я точно знаю, чего он боится - экономического кризиса, который уже наступил в стране. И положение ухудшается, что создаст дополнительные трудности для сохранения им власти. В долгосрочной перспективе он, конечно, мог бы улучшить свое положение тем, что выстраивал бы хорошие отношения с Брюсселем. Но понимает ли Янукович это до конца, я не знаю.
Источник: Русская служба DW