UA
 

Корреспондент: Львовский модерн. Интервью с мэром Львова Андреем Садовым

5 марта 2013, 09:27
0
477
Интервью с Андреем Садовым
Фото: Корреспондент
Часть беседы Корреспондента с мэром Андреем Садовым проходила в обычном львовском кафе

Мэр Львова Андрей Садовый в интервью Александру Голубову в № 8 журнала Корреспондент от 1 марта 2013 года - о роли гражданского общества в решении коммунальных проблем, своих оппонентах из Свободы, коррупционных скандалах и равенстве львовян

В Украине на всех зданиях, олицетворяющих власть, лежит печать тайника: они прикрыты охраной и турникетами, наполнены канцелярской мебелью и крайне сдержанными сотрудниками, гордо несущими звание госслужащего по тихим коридорам. На этом фоне львовская Ратуша, вмещающая в себя все городское руководство, похожа на гостиницу в пик сезона: двери этого величественного здания в центре города всегда открыты, охраны нет, а по коридорам бродят туристы, стремящиеся попасть на крышу, чтобы осмотреть сверху столицу Галичины.

Демократизм этого здания как нельзя более подходит Андрею Садовому, мэру Львова с 2006 года и по совместительству очень открытому человеку. У него нет охраны, он регулярно ходит по городу пешком, посещая его многочисленные церкви и кофейни.

У него нет охраны, он регулярно ходит по городу пешком, посещая его многочисленные церкви и кофейни

Беседа с Корреспондентом, начавшаяся в личном кабинете Садового, тоже закончилась в одной из местных кофеен за чашкой кофе. Между двумя этими точками был долгий разговор о том, что львовский городской голова причисляет к своим успехам, чем он недоволен сам и чем недовольны горожане. Кроме того, Садовый рассказал о том, как он уживается со строптивой молодежью из праворадикальной партии Свобода, получившей большинство мест в горсовете, как сосуществует с партией власти и о собственном политическом проекте.

Беседа с Садовым прошла в рамках спецпроекта Корреспондента - интервью с мэрами крупнейших украинских городов, во многом определяющих жизнь не только регионов, но и страны в целом.

- Накануне Евро-2012 вы говорили, что чемпионат принесет Львову большие прибыли. Спустя полгода уже можно сказать, оправдался ли прогноз?

- Первая большая выгода, которую мы получили, - новый аэропорт им. Короля Данилы. С ним пришли и большие перспективы развития. Постоянно увеличивается количество рейсов, и я уверен, что через год или два Львов будет сообщен со многими городами мира, потому что наша взлетно-посадочная полоса способна принять межконтинентальные рейсы.

Мы получили новый стадион, но кроме футбольной инфраструктуры там есть пять конференц-залов, что очень важно для города, потому что он развивается и в сфере делового туризма в том числе.

Ремонт дорог, новые рабочие места - за последние несколько лет только в сфере туризма было создано более 10 тыс. новых рабочих мест. Это много, учитывая тот факт, что речь идет о кризисном времени. Но самое главное - львовяне ощутили гордость оттого, что они способны на высоком уровне провести одно из важнейших спортивных событий года в мире.

- Хотя это вопрос не совсем к мэру, есть много жалоб относительно того, что новый аэропорт слишком роскошный для пассажиропотока, который он сейчас обслуживает.

- Для миллионного города Львова? Если появятся рейсы - а они должны появиться, - если будет подписано соглашение Открытое небо, если будет создано качественное сообщение с другими городами Украины, аэропорт будет заполнен. Я уверен, что это произойдет. Туризм здесь имеет очень положительную динамику: люди хотят ехать во Львов.

- Во время строительства стадиона прокуратура обвинила городской совет в перерасходе средств и соучастии в присвоении 15 млн грн. Недавно суд признал один из договоров, заключенных горсоветом в рамках подготовки к Евро-2012, недействительным и заставил подрядчика вернуть в казну 725 тыс. грн. Как бы вы прокомментировали эти факты?

- Мы выделили земельный участок. Из-за того что несколько раз менялся генеральный подрядчик и государство в максимально сжатые сроки реализовывало этот проект, я не исключаю, что не все было идеально. Но о каких-то серьезных нарушениях у меня нет информации.

Когда строятся объекты, всегда есть замечания правоохранительных органов. Тем более когда строятся большие объекты, связанные с немалыми средствами. И, само собой, необходимо детально все проверять.

- Как вы думаете, львовяне довольны своим мэром?

- По-разному…

- А чем они тогда недовольны?

- Я сам недоволен многими вещами. И то, что еще не сделано, я стараюсь все же доделать. Когда я начал работать в 2006 году, у нас не было круглосуточного водоснабжения, у нас была ужасная ситуация с освещением города, у нас были ужасные дороги и целый ряд других проблем.

Слава богу, благодаря общественности мы эти вопросы урегулировали. И мы дальше работаем в этом направлении. Сегодня у нас есть проблема с превышающими нормы выбросами некоторых предприятий, и они должны привести в порядок свои очистительные сооружения, чтобы не было определенных проблем с системой канализации в городе. Возможно, нужно продолжать дальше ремонты дорог.

Нет ни одного города в мире, в котором решены все проблемы. Как только решаются одни проблемы, появляются новые. Поэтому кому-то я нравлюсь, кто-то имеет ко мне замечания. Это нормальный процесс.

- Как часто львовских чиновников обвиняют в коррупции?

- Очень часто мы сами находим нарушения и передаем материалы в правоохранительные органы. К примеру, проведя системные изменения в управлении образования города, мы обнаружили нарушения в одном из районов, когда централизовали образование.

- У вас сложные отношения с городским советом, где доминирует Всеукраинское объединение Свобода. В чем причина конфликтов?

- Это [конфликты] означает, что я живой человек. Это непростой вопрос, потому что с депутатами от Свободы у меня очень непростые отношения.

Они молодые парни, многие из них не имели до этого [прихода в горсовет] управленческого опыта. Поэтому они учатся, идет процесс становления. Я думаю, что в сотрудничестве со мной они получили интересный опыт. К примеру, те депутаты, которые сегодня оказались в Верховной Раде, прошли довольно серьезную подготовку в горсовете.

- Вы много говорите о местном самоуправлении, о том, что полномочия местных органов власти постоянно сужаются. Есть ли у вас мотивация оставаться на должности, значение которой с каждым днем уменьшается?

– Если ты родился во Львове, то работать городским головой - это наивысшая честь, которая может быть.

И я хочу верить, что этот процесс давления на местное самоуправление прекратится. Если неделю не будет работать министерство или областная администрация, ощутят ли это граждане? Не думаю. Если перестанут работать городские службы, все это ощутят через час.

У нас львиная доля налогов, которые собираются на территории Львова, - чуть меньше 90 % бюджета - идут в государственный бюджет. И потом, необходимо искать возможности с помощью субвенций или другим путем эти средства вернуть.

Вот мне говорят: вы построили стадион, а может, не стоило его строить? Так у нас никогда не было бы этого стадиона. Или вы думаете, что кто-то просто так дал бы деньги, чтобы потратить на другие вещи? Этого никогда бы не было.


Корреспондент
Интерьер рабочего кабинета Андрея Садового прост, но насыщен местным историческим колоритом


- Вам когда-нибудь предлагали вступить в Партию регионов?

- Я думаю, было бы не очень уместно это делать, потому что все знают мою четкую позицию. Такого предложения, честно говоря, и не было: вряд ли кому-то могло прийти в голову подобное.

Мне в чем-то очень просто. С одной стороны, власть в Киеве имеет Партия регионов, с другой, во львовском городском совете - ВО Свобода. Поэтому я нахожусь в определенном равновесии. (Смеется.) Это уникальный жизненный опыт, если честно.

- За кого же вы тогда голосуете?

- У нас в семье голоса распределились. Кто-то голосовал за УДАР, кто-то голосовал за другие политические силы. Я не люблю крайностей и предпочитаю иметь отношение к силам, которые хотят действовать, работать. Не молоть языком, а делать хорошие дела.

- Есть ли какая-либо проблема во Львове, которую вы считаете самой главной для города? И как собираетесь ее решать?

- Много чего во Львове еще нужно сделать и исправить. Но все это возможно сделать, когда общественность сильна. Очень активным и развитым общественным организациям Львова может позавидовать любой город страны. Но мне важно, чтобы этого единства во Львове было еще больше. Тогда мы сможем преодолеть любые трудности и решить любые проблемы.

- Существуют ли факторы, мешающие развитию Львова как туристического города?

- Простой пример: из Львова долететь в Донецк выходит дороже, чем из Львова долететь в Нью-Йорк. Это нонсенс. О какой единой стране можно говорить, если нет регулярного авиационного сообщения? Это необходимо как можно скорее исправить - Украину нужно сплачивать, она должна быть единой.

Я вспоминаю, как в прошлом году мы принимали делегацию из Луганска. Они приехали такие, знаете, несколько встревоженные, потому что у них были страхи - прежде они не бывали во Львове. После трех дней пребывания в городе я услышал от них очень добрые слова: “Больших агитаторов Львова, чем мы, вы в жизни никогда не найдете!”.

Это нельзя сделать ни через телевидение, ни через газеты или журналы. Это атмосфера, и этого сегодня не хватает украинцам - чтобы мы общались друг с другом. Тогда множество проблем исчезнут сами по себе. Да, многие политические партии утратят свой капитал. Потому что они на этом живут, разъединяя людей.

- Что вы считаете своим главным достижением на посту мэра, чем гордитесь?

- Моим самым большим достижением является то, что у меня есть пятеро сыновей. (Улыбается.)

Если брать прошлый год, то я очень горжусь тем, что мы открыли двери церкви Петра и Павла. Этот храм был закрыт 65 лет. Это костел иезуитов. Там находилось книгохранилище Академии наук. Там было 2,5 млн томов. Мы нашли другое помещение, переместили все книги туда, и этот храм открылся для города. Это моя великая гордость. Это делала вся городская община, мы все вместе это делали. И такие вещи очень важны и очень ценны.

- Есть ли в городе наиболее проблемный район?

- Думаю, что нет. В принципе все районы развиваются более или менее равномерно. У нас нет районов, как это бывает во многих городах мира, в которых живут бедные. Или район, где живут богатые. В одном доме могут жить и миллионер, и очень бедный человек. Для кого-то в этом есть свой минус, для кого-то - свой плюс. Знаете, Львов - это город, где нет олигархов, где люди равны. И мы этим гордимся.

- Собираетесь вновь баллотироваться на пост мэра?

- Если будет доверие граждан, то да.

Пять вопросов мэру

Сколько лет вы живете в городе, которым управляете, и как в первый раз здесь оказались?

Здесь родился, влюбился, тут родились пятеро моих детей.

Какой из иностранных городов, где вы побывали, вас больше всего поразил и почему?

Мне нравятся большие города, где ощущается масштаб. Например, впечатляет Шанхай. Уже даже Нью-Йорк впечатляет не так сильно, как это делает Шанхай из-за всего того, что там было построено за последний период. То есть мне нравятся города, в которых есть динамика, которые двигаются вперед. Но я думаю, что нет города, который можно было бы поставить в пример. У каждого нужно брать что-то полезное.

Общедоступное место в городе, где вас можно чаще всего встретить без охраны? Чем вы там занимаетесь и в какие дни бываете?

Вообще такое понятие, как охрана городского головы, - это нонсенс. Если ты никого не обидел, то зачем от кого-то себя охранять? У нас единственная мэрия в стране, вход в которую свободный. Любой житель города может в нее свободно зайти, в том числе и в мою приемную. Просто службы должны качественно работать. Если они работают, то бояться нечего. Я часто хожу по Львову пешком. Если расстояния небольшие, то передвигаюсь только пешком. В воскресенье, как правило, после церкви мы с женой идем на кофе. Чаще всего это кофейня Світ Кави. Каждое воскресенье я хожу в разные церкви. Это чрезвычайно интересно. Львов - город многоконфессиональный, и мне важно быть с городской общиной.

Где живут и где учились ваши дети - в каком городе, какой стране?

У меня пятеро сыновей. Трое старших (Ивану десять лет, Тадею - восемь, Михаилу - шесть) ходят в школу во Львове. Иосиф ходит в садик, правда, он там проводит лишь половину дня, - ему четыре года. А Антоний - ему только годик, он маленький, поэтому его место пока у маминой груди.

Какой памятник (человеку, событию) вы поставили бы в городе?

Митрополиту Андрею Шептицкому. За время существования нашего города в его истории были два великана: король Данила [Галицкий] и митрополит Андрей. Это гиганты духа. Особенно митрополит Андрей: его влияние на город было очень большим, потому что те инновации, которые он ввел во Львове и Галичине в начале прошлого века, на самом деле стали очень важным примером для украинцев. Он активно поддерживал общественные движения, это на самом деле было выстраиванием мощного гражданского общества 100 лет назад во Львове.

Пять граней одного города (Львов)

  1. Население в 1991 году и сейчас: 1991-й - 827,8 тыс. чел., 2012-й - 759 тыс. чел.
  2. Размер городского бюджета в 2012 году: 1,5 млрд грн. (без трансфертов госбюджета), 2,2 млрд грн. (с трансфертами)
  3. Размер внешних инвестиций в экономику города в 2012 году: $ 1 млрд (на 1 октября 2012 года)
  4. Три главных налогоплательщика города (местный бюджет): университет Львовская политехника - 30,5 млн грн.; ЧАО Концерн Галнафтогаз - 19,9 млн грн.; Львовский нацуниверситет им. Ивана Франко - 18,9 млн грн.
  5. Партия, получившая на последних выборах больше всего голосов: Всеукраинское объединение Свобода - 38,9%  

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 1 марта 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Львовжурнал КорреспондентинтервьюАндрей Садовой
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии