Корреспондент.net,
21 сентября 2015, 12:43
Идея МОН ввести 12-летку призвана облегчить жизнь школьникам, но она выйдет боком выпускникам.
Когда в 2009 году я оканчивала школу, все мои родственники и старшие знакомые сочувствовали, пишет Юлиана Скибицкая, корреспондент рубрики Жизнь журнала Корреспондент, в №37 издания от 18 сентября 2015 года. Тогда впервые было окончательно решено сделать тесты по украинскому языку и истории обязательными. А из-за кризиса в моем вузе сократили бюджет, и журналистике бесплатных мест просто не досталось — тоже впервые за пять лет существования этого факультета.
Потом я поняла, что ещё легко отделалась: у меня было всего два обязательных теста, которых школьники что в 2009-м, что в 2015-м продолжают бояться, как огня. А за пять лет обучения я заплатила по сегодняшнему курсу чуть больше $ 1.000 — сказочная сумма при нынешних ценах на образование.
Министерство образования в нашей стране — одно из самых многострадальных. Владеть умами так же важно, как и деньгами, поэтому власти всегда уделяли МОН особое внимание. Сергей Квит — полная противоположность Дмитрию Табачнику. Он сворачивает инициативы возвращения к советскому типу обучения и на всех парах движется в Европу согласно закреплённому общегосударственному вектору. Отсюда и сокращение числа вузов, и введение европейского образовательно-квалификационного уровня, и 12-летняя школа. Та самая, которая до 2010 года вызывала море возмущения у учителей и родителей.
Когда впервые ввели 12-летку, ещё в далеком 2002-м, в нашей школе не было выпускного — выпускать было просто некого. 11-классники такое неожиданное продление детства восприняли более чем прохладно, да и учителя были не в восторге. Многие шутили, что на выпускной школьники будут приходить с детскими колясками. На одном, кстати, так и случилось.
Я уже не помню, как мотивировали переход на 12-летнюю школу тогда, но для нынешнего решения причин две — растянуть программу и ослабить нагрузку на детей, а также дать им дополнительный год подумать, куда они хотят поступать. В МОН считают, что в 17-18 лет (такой сейчас возраст выпускников) человек ещё не может сделать осознанный выбор профессии. И это притом, что поступление в вузы ужесточилось — теперь нужно выбирать приоритетность специальности, на которой хочешь учиться.
После введения 12-летки выпускники покинут школу в 19. В этом время большинство моих однокурсников уже где-то работали, познавая трудности и прелести взрослой жизни. Оттягивая для школьников момент принятия выбора, МОН оказывает им медвежью услугу. Детство всё равно не продлишь, а окончив вуз в 24-25 лет, искать работу намного сложнее. Ведь подгоняя образование под европейский формат, не всегда учитывают наши, совсем не европейские реалии.
В Минобразования согласны, что, переходя на 12-летнюю систему обучения, старшую школу нужно сделать полностью профильной. Тогда идея действительно будет иметь смысл — 10-12 классы станут таким себе аналогом колледжа или техникума. Но пока неясно, как это будет реализовываться.
Как удачно заметила моя преподавательница по журналистике, с нынешней программой не поможет даже 15-летка. Это натуральный позор, когда школьники не знают, когда была подписана ассоциация с ЕС, а ведь это даже не XVII век, а XXI. Когда в тестах делают элементарные ошибки на уровне -тся, -ться. Когда задачи на логику вызывают ступор. Прошлое поколение выпускников таким не было. Хоть и училось оно 10 лет, а не 11 и не 12.
Преподаватели в вузах жалуются: первокурсники становятся всё хуже и хуже. Добавить ещё один год обучения без глубоких изменений в самой программе — это не реформа, а всего лишь видимость. Видимость того, что раньше было плохо, а сейчас будет лучше. Проблемы нужно решать системно.
Пока в обществе профессия учителя остаётся непрестижной, а его зарплата — минимальной, никакие новые подходы в аттестации учительского состава, как хотят в МОН, не дадут нужного результата
Пока в обществе профессия учителя остаётся непрестижной, а его зарплата — минимальной, никакие новые подходы в аттестации учительского состава, как хотят в МОН, не дадут нужного результата. Сейчас в учительство в основном идут те, кому по разным причинам закрыта дорога в вуз. Эпоха преданных своему делу учителей безвозвратно уходит, и нет никаких предпосылок к её возвращению.
Пока школьники в старших классах занимаются только подготовкой к ВНО, «забивая» на другие предметы, они будут продолжать показывать низкий общий уровень знаний. Пока учёба будет скучной, без прикладной базы, школьников не будут интересовать уроки. Ведь намного увлекательнее изучать биологию, химию и другие науки не на пальцах, а наглядно. На всё это требуется колоссальное количество денег. Которых, как известно, нет.
В МОН уверяют, что реформа даст результат и мы сможем выйти на действительно качественный уровень. Но, учитывая прошлый опыт, становится страшно, что нас может ожидать дальше.
***
Этот материал опубликован в №37 журнала Корреспондент от 18 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.