Русская служба Би-би-си,
11 января 2012, 11:03
Как большинство людей, американские республиканцы хотят жениться по любви. Однако, похоже, идет к тому, что им придется сделать это по расчету.
То есть выдвинуть в президенты нелюбимого Митта Ромни, поcкольку принято считать, что у него самые большие шансы победить ненавистного Барака Обаму, пишет для Русской службы Би-би-си журналист Владимир Козловский.
В политике неделя - это целая вечность, а до выборов еще десятки недель, так что теоретически Ромни еще может вылететь из седла. Но это маловероятно, и республиканцы, скорее всего, понуро поплетутся с ним под венец.
Сочетаться с нелюбимыми нелегко. Республиканцы лихорадочно искали любви и восемь месяцев подряд заводили краткосрочные романы.
Сперва - с членом палаты представителей Мишель Бахман, потом - с техасским губернатором Риком Перри, королем пиццы Германом Кейном, бывшим спикером нижней палаты конгресса Ньютом Гингричем, бывшим сенатором от Пенсильвании Риком Санторумом, который в прошлый вторник чуть не побил Ромни в Айове, а в последние дни было начали подмигивать бывшему губернатору Юты Джону Хантсмэну, хотя он был послом Обамы в Пекине.
Молодежь надолго увлеклась конгрессменом Роном Полом, но его шансы на выдвижение равны нулю, поскольку большинство американцев пока не созрело до его либертариантства и изоляционизма.
Пол, как ожидают, будет идти до конца, то есть до предвыборного съезда партии, к которому он наберет достаточно голосов, чтобы с ним считались.
Во сне республиканцы видели других невест - от бывшего губернатора Аляски Сары Пейлин до нью-джерсийского губернатора Криса Кристи. Они мимолетно увлеклись даже застройщиком Дональдом Трампом.
Но все эти предметы по разным причинам сочли за благо воздержаться от выдвижения в президенты, а ветреный Трамп вообще вышел под конец из Республиканской партии.
Как рыба об лед
Я подозреваю, что если бы кто-то из них все же выдвинулся, то республиканцы быстро разочаровались бы и в нем, как они разуверились в тех же Бахман или Перри, хотя оба они хорошо смотрятся на телеэкране и идеологически конгениальны консервативному костяку партии.
А вот о Ромни республиканцы положительно не грезили, и недаром он завоевал в Айове те же 25% поданных голосов, что и четыре года назад, когда он в первый раз балотировался в президенты, но проиграл сенатору Джону Маккейну.
Больше ему не дал за минувший год ни один республиканский опрос, и Ромни продолжал биться об эти несчастные 25%, как рыба об лед.
В этом смысле он возлагал большие надежды на Нью-Гэмпшир, где у него дача, и где опросы обещали ему сокрушительную победу.
И он, наконец, пробил там лед, после чего почти все пророчат ему победу, то есть выдвижение в президенты.
На первый взгляд, Ромни - идеальный кандидат республиканцев, которых принято ассоциировать с богатством и знатью, хотя в последние годы богачи чаще дают деньги Демократической партии.
Он происходит из знатного, или, как говорят в США, "патрицианского", рода. Его отец был губернатором Мичигана и министром жилищного строительства в Вашингтоне.
Митт Ромни, который познакомился со своей женой еще в начальной школе и имеет с ней пятерых взрослых сыновей, в молодости был мормонским миссионером во Франции, а в студенческие годы подрабатывал охранником на заводе "Крайслера".
Он всерьез разбогател в 1990-х, возглавляя инвестиционную компанию Bain Capital, и всерьез прославился в связи с зимней Олимпиадой 2000 года в Солт-Лейк-Сити, которую он, будучи ее президентом, по общему мнению, спас от банкротства.
С другой стороны, в то время, как Республиканская партия сильно поправела, Ромни является ее самым либеральным кандидатом в президенты.
Не оратор
Как отмечали комментаторы, республиканцы в массе своей недолюбливают Ромни, не доверяют ему и его не хотят.
Многие считают его перекати-полем и крутят древние записи, где Ромни значительно более либерально высказывается об абортах, или об однополых браках, или о государственной медицине, чем сейчас, когда он вынужден тягаться со сворой консервативных соперников и поэтому резко поправел сам.
Хотя Ромни не косноязычен, как последний Буш, и, в отличие от него, правильно произносит слово "ядерный" ("нуклиар", а не "нукуляр"), он скучный оратор и, как предсказывают, будет бледно выглядеть на диспутах по сравнению с Обамой, который является признанным златоустом, хотя почти всегда пользуется телесуфлером.
Злые языки отметили, что во время триумфальной речи Ромни после голосования в Айове даже четверо из его сыновей, стоявшие за ним на трибуне, выглядели так, что они вот-вот заснут, и только что не зевали.
Ромни не умеет жечь глаголом сердца и уже, похоже, никогда не научится.
Недаром республиканцы по очереди женихались со всеми его соперниками.
Но "А" упало, "Б" пропало, и все идет к тому, что на трубе останется один 64-летний Ромни, который выглядит на голубом экране лучше всех.
Отчасти дело в том, что у республиканцев, которые, будучи консерваторами, уважают иерархию и чтят седины, есть обыкновение выдвигать кандидатов по старшинству и по прежним заслугам.
Так, они выдвинули в 1996 году вполне безнадежного сенатора Роберта Доула, который проиграл Клинтону и потом рекламировал по телевизору виагру. Так они выдвинули в прошлый раз сенатора Джона Маккейна, который проиграл Обаме.
Не исключено, что республиканская верхушка, которая, в отличие от рядовых членов партии, благоволит Ромни, отчасти руководствовалась сейчас такими же соображениями. Дескать, он не идеален, но заслужил.
Атаки слева
Опросы к тому же показывают, что Ромни лучше других способен выбить Обаму из Белого дома, и республиканцы, скорее всего, пойдут под венец именно с Миттом, хотя будут до конца оглядываться на дверь.
Но не все, поскольку последний опрос Гэллапа наводит на мысль, что среди республиканцев уже начинает торжествовать принцип "стерпится – слюбится".
Опрос показал, что Ромни является единственным кандидатом, которого считают "приемлемым" республиканцы всех направлений, от консервативных до умеренных и либеральных. Так считают 59% и тех, и других.
Для сравнения: Гингрич кажется приемлемым 51% консерваторов, но лишь 36% умеренных и либералов.
Демократы, судя по всему, уверены, что у республиканцев победит именно Ромни, и уже некоторые время кроют его на все лады.
По Си-эн-эн выступала на минувшей неделе руководитель демократов Дебби Вассерман-Шульц, которая одновременно обозвала Ромни перевертышем и экстремистом, хотя кто-то решит, что это взаимоисключающие качества.
У части его соперников-республиканцев в последние дни появилась привычка атаковать Ромни слева. Гингрич, например, обрушился на него за то, что его контора Bain Capital иногда закрывала купленные ею компании и увольняла их работников.
Опросы показывают, что безработица стоит на первом месте среди проблем, волнующих сейчас избирателей, и эти нападки могут сильно повредить Ромни. Но пока не повредили.