Русская служба Би-би-си,
27 февраля 2012, 14:39
Таджикистан и Иран подписали меморандум о создании в стране промышленного городка, предполагающего строительство малых предприятий по переработке алюминия и хлопка. Инициатором нового проекта выступили российские предприниматели.
В Душанбе заявляют, что проект открыт для всех, в том числе и для западных инвесторов.
Подписание двухстороннего таджикско-иранского соглашения совпало по времени с заявлением Таджикистана о готовности импортировать иранскую нефть.
Наблюдатели полагают, что активное сотрудничество Тегерана и Душанбе может вызвать недовольство в странах Запада и ряде государств Центральной Азии, однако в самом Таджикистане сближение с Ираном приветствуется.
В Душанбе неоднократно заявляли о поддержке мирной атомной программы Ирана и предлагали США свои посреднические услуги в переговорах между Западом и Тегераном.
В свою очередь, иранские власти не скрывают, что хотели бы усилить свое экономическое и политическое влияние в регионе.
Ослабить зависимость от России
Проект по созданию в Таджикистане промышленного городка может стать крупным вложением иранского бизнеса в таджикскую экономику.
Иранцы рассчитывают в течение трех лет построить в стране несколько предприятий по переработке хлопка-сырца, алюминия и сельхозпродукции.
"Таджикистан экспортирует алюминий и хлопок в качестве сырья, а импортирует в виде готовой продукции, которая обходится очень дорого нашему потребителю", – говорит Зайниддин Муминов из министерства экономического развития и торговли Таджикистана.
То же самое, по словам Муминова, происходит с сельхозпродукцией. Чиновник отмечает, что экономика страны находится в уязвимом положении из-за возможных торговых ограничений, которые, например, уже вводила Россия, или из-за нерешенных транспортных вопросов с Узбекистаном, в результате чего гибнет урожай. "Нам нужна промышленная инфраструктура для переработки сырья", – считает Муминов.
Иранские предприниматели после завершения строительства промышленного городка хотят наладить экспорт готовой продукции в Афганистан, Пакистан и Индию.
"До исламской революции Иран практически ничего не производил, сейчас у нас налажено собственное производство практически всех видов продукции, от иголок до сборки автомобилей, – сказал один из иранских предпринимателей, не пожелавший называть своего имени. – Что касается санкций, то они объединили вместе сторонников и оппонентов нынешней власти".
Официально давать комментарии Би-би-си представители иранской делегации отказались, сославшись на то, что им запрещено общение с западными СМИ.
Иранская нефть заменит российскую?
Между тем официальный Душанбе заявил о готовности импортировать иранскую нефть. Ранее посол Таджикистана в Иране Давлатали Хатамов говорил о необходимости строительства нефтепровода между двумя странами.
"Большая часть нефтепродуктов импортируется из России, но мы готовы начать поставки из Ирана", – передало иранское агентство "Мехр" слова таджикского дипломата.
Для Таджикистана появление альтернативного экспортера нефтепродуктов будет означать ослабление зависимости от России, где Душанбе закупает 90% топлива. Однако переход на иранскую нефть может оказаться не столь простым.
Политолог Вафо Ниятбеков считает строительство трубопровода из Ирана в Таджикистан рискованным и дорогим мероприятием.
"Прокладка трубопровода через Афганистан очень затратный и рискованный проект, как и строительство железной дороги. Это может занять десятки лет", – говорит Ниятбеков.
К тому же, по его словам, ни одна из сторон просто не в состоянии осилить такой проект.
Генеральный директор Центра изучения современного Ирана в Москве Раджаб Сафаров также скептически отнесся к инициативе закупки Душанбе иранской нефти. Эксперт отмечает, что, во-первых, в Таджикистане нет необходимых нефтеперерабатывающих мощностей, а во-вторых, две страны не имеют прямого железнодорожного сообщения.
Кроме того, полагает Сафаров, любое сотрудничество Тегерана и Душанбе будет негативно воспринято на Западе, а также в ряде государств Центральной Азии.
"Ко всем инициативам Ирана по активизации его присутствия в регионе Центральной Азии отнесутся насторожено, – считает глава Центра изучения современного Ирана. – Запад использует любую возможность давления на власти в этих государствах, чтобы минимизировать уровень сотрудничества, от простого неодобрения до экономических санкций".
Кроме того, по словам Сафарова, в самой Центральной Азии есть страны, которым реализация подобных проектов невыгодна, в частности, - это Узбекистан.
Наблюдатели не исключают, что Таджикистан может пытаться договориться о доставке иранской нефти на перерабатывающие предприятия в России, Туркмении и Казахстане, а полученные нефтепродукты завозить обратно, что намного рентабельнее импорта топлива из этих стран.