UA
 

Несостоявшаяся война в Газе: до следующего раза - аналитика

Русская служба Би-би-си,  14 марта 2012, 12:18
0
12

Ни Израиль, ни ХАМАС не заинтересованы в очередной широкомасштабной войне в Газе. Однако она вполне может стать реальностью в ближайшем будущем,пишет Ксения Светлова для русской службы Би-би-си, Израиль.

Поздно вечером 9 марта, когда израильские телеканалы вышли в прямой эфир с сообщением о том, что в Газе был убит Зухейр Кайзи, лидер Комитетов народного сопротивления, многие израильтяне, жители юга страны, поспешили проверить, готовы ли их бомбоубежища.

Точечная , который стоял за дерзкой вылазкой со стороны Синая летом 2011 года (в ходе нее погибло восемь израильских граждан), не могла не спровоцировать ответную реакцию из Газы в виде ракет "Кассам", "Градов" и минометных снарядов.

По данным Армии обороны Израиля, организация, во главе которой стоял Кайзи, собиралась повторить летний опыт и провести в районе египетско-израильской границы еще одно нападение. Зухейр Кайзи был убит в ходе налета с воздуха, однако на юг Израиля обрушился шквал ракет, как и следовало ожидать.

В последний раз похожий сценарий проигрывался всего четыре месяца назад. В тот раз в конце октября 2011 года был убит один из лидеров "Исламского джихада" по имени Абу-Хадер. Юг Израиля получил свою дозу ракет, однако в течении полутора суток египетским посредникам удалось добиться заключения перемирия.

На этот раз виток насилия продолжался почти пять дней, на протяжении которых активистам "Исламского джихада" и Комитетов сопротивления удалось выпустить свыше 120 ракет по израильским городам, а израильские ВВС нанесли десятки ударов по Газе, в ходе которых погибло 18 человек, среди которых было 17 боевиков и один подросток, школьник старших классов.

Примечательно, что ни сейчас, ни в предыдущий раз в "обмене любезностями" не участвовали члены силовых структур самого ХАМАСа, самой мощной и влиятельной организации в Газе, которая пришла к власти в ходе военного переворота в 2007 году.

Стоит предположить, что если бы к групповым усилиям "Исламского джихада" и Комитетов народного сопротивления присоединился бы и ХАМАС, то количество ракет, которые разорвались на территории Израиля, исчислялось бы сотнями. Однако после операции "Литой свинец" (зима 2008-2009 года) в ХАМАСе четко осознали, что помимо гибели людей и разрушения инфраструктуры, "Литой свинец № 2" может стоить этой организации власти над сектором.

Кроме того, на этот раз ХАМАС не может рассчитывать на помощь своих иранских покровителей, которые пополнили опустевшую казну и арсенал ХАМАСа после войны в Газе. Драматические в отношения между палестинскими исламистами, Сирией и Исламской Республикой.

ХАМАСу пришлось выбирать между суннитским миром, который всецело поддерживает восстание в Сирии, и Ираном, и выбор был сделан не в пользу последнего. Таким образом, ХАМАС в некотором смысле лишился своей независимости.

Взамен на прибежище в Каире/Дохе и финансирование (саудовское или катарское), ХАМАСу приходится выравнивать свою политическую линию в соответствии с указаниями, поступающими из этих столиц. Вполне понятно, что в нынешней ситуации ни Египту, ни Саудовской Аравии или Катару не выгодны перетурбации на палестинском фронте, и эта линия отлично прослеживалась в последнем выступлении Халеда Машааля, главы Политбюро ХАМАСа.

На этот раз Машааль не разразился пламенной речью, исполненной обвинений в адрес "сионистского врага", а просто посоветовал своим сторонникам "воздержаться от эскалации насилия в Газе".

Однако полностью избежать эскалации ситуации все же не удалось, невзирая на советы Машааля. Ибо ХАМАС не является единственной вооруженной силой в Газе, где действуют десятки сравнительно небольших радикальных организаций и движений, которые сегодня видят в ХАМАСе не лидера исламского сопротивления, а чуть ли не израильского полицейского.

Неспособность лидеров ХАМАСа оказать давление на руководителей других исламистских организаций и потребовать от них прекращение обстрела израильской территории весьма напоминает похожую ситуацию, в которой не раз бывал Ясер Арафат, а затем и нынешний лидер Палестинской автономии – Махмуд Аббас.

Непростая ситуация, в которой оказался ХАМАС, очевидна и для его соперников, в частности для "Исламского джихада", который продолжает получать финансирование и инструкции из Тегерана. "Мы будем воевать одни, если это потребуется", - заявил Халед аль-Батш, один из лидеров "Исламского джихада", намекая на то, что более не считает своих бывших товарищей по оружию высшим авторитетом и законной властью.

Как не парадоксально, но сегодня Израиль, ФАТХ и ХАМАС придерживаются одной и той же позиции: никто из них не заинтересован в разжигании еще одной войны в Газе, которая может привести к тяжелейшим последствиям – многочисленным человеческим жертвам, повторной оккупации Газы, беспорядками на Западном берегу, ликвидации Палестинской автономии и т д .

На противоположной стороне де-факто находится Иран, который по-прежнему определяет, в каком направлении палестинские ракеты полетят из Газы, и какие боевики выйдут на тропу войны близ израильской границы.

Нынешнее столкновение было более жестоким и продолжительным, чем предыдущее, и, судя по всему, продолжение следует. Несмотря на незаинтересованность участников конфликта в очередной широкомасштабной войне в Газе, она вполне может стать реальностью в ближайшем будущем.

А пока стороны занимают выжидательные позиции и следят за тем, как будет выполнено соглашение о перемирии. До следующего раза.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии