Русская служба Би-би-си,
18 июля 2012, 10:04
После революции женщины Египта подвергаются насилию. Их также вытесняют и из политики. В недавно распущенном парламенте, избранном после революции, было меньше депутатов-женщин, чем во времена Мубарака, пишет Пол Данахар для Всемирной службы Би-би-си
Нисрин была молодой, храброй девушкой, полной надежд на будущее в новом Египте, который она помогала создавать.
6 февраля 2011 года она, как и тысячи других женщин, провела ночь на площади Тахрир в центре Каира с тем, чтобы не отдать площадь в руки сторонников правительства Мубарка, пытавшихся ее захватить.
Нисрин говорит, что в этот день она поверила, что жизнь женщин Египта изменилась. На площади она чувствовала себя в безопасности. По ее словам, "к ней никто не приставал".
Она была готова остаться на площади "день, неделю, месяц, год" лишь бы сбросить правящий режим. Ей не пришлось ждать долго – президент Мубарак вскоре ушел в отставку.
Его режим и без того разваливался. Но ее надежды, и надежды многих других женщин, что их жизнь изменится, были жестоко разрушены.
В последующие недели и месяцы множество женщин в Египте стали жертвами жестокого насилия. Они подвергались избиениям и надругательствам со стороны сил безопасности.
Тесты на девственность
После задержания их заставляли проходить унизительные тесты на девственность. А на той самой площади Тахрир, где Нисрин чувствовала себя в такой безопасности, сейчас группы мужчин нападают на женщин. Их раздевают догола, они подвергаются сексуальным надругательствам, после чего их просто бросают в канавы.
На прошлой неделе представительница Amnesty International Хасиба Хадж Сахрауи заявила: "Во время прошлогодних демонстраций площадь Тахрир была местом, где женщины стояли плечом к плечу с мужчинами, требуя свободы. Сейчас эта площадь стало местом сексуальных надругательств над женщинами".
После революции женщины изгоняются не только с площадей и улиц. Их также вытесняют и из политики.
В недавно распущенном парламенте, избранном после революции, было меньше депутатов-женщин, чем во времена Мубарака.
Мона Эльтахауи – известный журналист и блоггер. Незадолго до прошлогодних парламентских выборов она была арестована во время демонстрации в защиту демократии, после чего она подверглась сексуальным надругательствам, и у нее были сломаны обе руки.
Но она говорит, что все еще уверена, что в результате революции рано или поздно жизнь женщин улучшится.
"Если вы посмотрите на египетский парламент и заметите, что 70% депутатов – "братья-мусульмане" или салафисты, то можно сказать, что в политику пришли люди, которые не верят в равноправие женщин", - говорит она. - Но этот результат выборов лишь напомнил нам, что мы должны бороться за свои права".
Феминизм жен диктаторов
"При так называемых светских режимах каждая жена президента занимала феминистские позиции, и это лишь повредило феминизму, так он стал ассоциироваться с женами диктаторов. Сейчас мы берем феминизм в свои руки, доносим его до улиц, и к диктаторским женам он больше не имеет никакого отношения", - добавляет Эльтахауи.
Тем не менее, существует опасность того, что те немногие свободы, которые были дарованы женщинам при диктатуре, могут быть потеряны.
Однако Лиса Андерсон, президент Американского университета в Каире, говорит, что ухудшающееся положение женщин скорее отражает тот факт, что революция произошла в автократическом государстве, а не характер людей, пришедших к власти.
"Авторитарные режимы всегда "идут на пользу" женщинам, потому что их нанимают на работу в государственный сектор. Посмотрите, что произошло в Восточной Европе, где после 1989 года безработица среди женщин резко возросла, и резко понизилось число женщин-депутатов парламентов. Рынок менее дружественно относится к женщинам по сравнению с государственным сектором. Так что чем слабее государственный сектор, чем сильнее частный сектор, тем хуже для женщин в среднесрочной перспективе", - говорит Лиса Андерсон.
Наибольшие опасения в том, что касается прав женщин, вызывает растущая популярность движения "Братья-мусульмане".
Лентой новостей "Братьев-мусульман" на английском языке заведует Сандос Асем. Она приняла участие в революции с самого первого дня. И она уверена, что опасаться нечего: "Не исламисты управляли Египтом последние 60 лет, не они коррумпировали страну. Это сделали светские правители. Ислам дает женщинам власть. Я согласна, что некоторые исламисты придерживаются очень крайне консервативных взглядах по вопросу о женщинах, и мы думаем, что это неверно".
Кто виноват?
Многие обвиняют в нападениях на женщин на площади Тахрир не политиков, а само египетское общество.
Полиция исчезла с улиц Каира сразу же после революции, и порядок все еще не восстановлен.
Для многих в Египте 18 революционных дней на площади Тахрир стали как бы мифическими. И мало кто хочет запятнать светлую память о событиях тех дней признанием того, что творится на площади сейчас.
Не менее вероятно, что на женщин нападают не только сторонники бывшего режима, но и их собственные бывшие соратники. Диктатура не нравится даже ворам и насильникам.
Египтяне должны осознать, что крохотное меньшинство из тех, кто вышел тогда на площадь Тахрир, разделяло их цели, но не их убеждения.
Источник: Русская служба Би-би-си