UA
 

Груз 200: из России в Таджикистан

Русская служба Би-би-си,  24 января 2013, 10:35
0
132
В России в 2012 году погибли более тысячи мигрантов из Таджикистана
Фото: АР
МВД Таджикистана: Все случаи насильственной смерти мигрантов расследуются

Согласно сообщению МВД Таджикистана, в прошлом году в страну были доставлены останки свыше одной тысячи таджиков, умерших по различным причинам во время пребывания в России. Большинство из них - трудовые мигранты, покинувшие родину в поисках заработка.

По данным общероссийского движения "Таджикские трудовые мигранты", более 80% из этого числа умирают в России от болезней, около 2% становятся жертвами убийств на почве национальной неприязни, а еще 6% погибают в результате конфликтов между таджикскими гражданами.

"Среди 1055 погибших таджикских граждан, доставленных на родину в прошлом году, 93 - женщины. По каждому случаю насильственной смерти наших соотечественников мы проводим расследование. Также просим российские власти ставить нас в известность о проводимых следственных мероприятиях", - заявил глава МВД Таджикистана Рамазан Рахимов.

Неутешительная статистика не останавливает таджиков, готовых ради заработка надолго уехать в другую страну.

Олим Саймуддинов свое возвращение домой представлял совсем не таким, каким оно получилось в реальности. Он приехал в Таджикистан, сопровождая "груз 200" - гроб с телом 20-летнего родственника Мирзогани Ходжиева. Молодой мужчина был убит. О результатах расследования его семье пока не сообщили.

"Самое страшное для меня было - увидеть глаза матери. Что ей сказать, как объяснить, почему не уберег младшего брата?" – спрашивает мигрант Шоди Рахматов.

"Он хотел жить. Он был полон жизни. Мечтал заработать деньги, чтобы вернуться на родину и построить собственный дом, жениться, воспитывать детей. Но получилось иначе. И выхода из этой ситуации я не вижу. Через месяц вернусь назад в Москву на заработки. Мы все едем, чтобы заработать денег, потому что на родине у нас такой возможности нет", - говорит Шоди.

Оплата "груза 200"

Таджикистан несколько лет назад принял решение о бесплатной доставке "груза 200". Кроме того, посольство страны в Москве заключило соглашение с российской фирмой ритуальных услуг "Эдем-сервис", которая согласилась уменьшить плату за оказание ритуальных услуг и подготовку тел погибших к отправке домой. Однако большая часть расходов ложится на семьи умерших.

По словам Алика Хушкадамова, который сопровождал "груз 200" из российского Кемерова, практика сбора денег для похорон умерших гастарбайтеров стала обычным делом.

"Деньги собирают родственники, друзья, коллеги погибшего, обходя рынки, вокзалы, мечети, то есть места, где компактно работают наши земляки. Подготовка к отправке и все ритуальные услуги обходятся нам в 35-45 тыс. российских рублей. Учитывая, что "груз 200" сопровождают обычно родные и близкие, семье умершего это может обойтись в среднем до трех тысяч долларов. Это огромные деньги для мигрантов", - рассказывает трудовой мигрант Алик Хушкадамов.

Многие выходцы из Таджикистана жалуются, что при вывозе тела приходится преодолевать множество бюрократических преград, собирать десятки справок. При этом таджикское посольство в Москве не оказывает никакой помощи, говорят они.

В Россию едут семьями

Поток гастарбайтеров из Таджикистана растет с каждым днем, подавляющее большинство стремится попасть на территорию России. Авиабилеты в российском направлении распроданы на несколько месяцев вперед в любое время года.

Этот людской поток не останавливают ни сообщения в прессе о ситуации с правами мигрантов в России, ни языковые трудности, ни плохие социальные условия. Трудовые мигранты понимают, что от их заработка зависят напрямую семьи, оставшиеся на родине.

"Раньше я не видела такого количества женщин и детей, вылетающих в Москву. Выезжают целыми семьями. Едет молодежь", - говорит Гавхар Джураева, глава правозащитного центра "Миграция и закон" при фонде "Таджикистан".

Она отмечает, что нападения скинхедов на мигрантов в прошлом году стали отмечаться гораздо реже. Правозащитница полагает, что это связано с жесткой политикой российских властей в отношении националистически настроенных сил.

По разным данным, в России трудится почти полтора миллиона таджикских граждан, в основном молодые люди, которые не смогли найти работу с достойной оплатой на родине.

Неофициальные данные

"В России все чаще стали происходить конфликты между таджиками. Члены организованных преступных группировок из числа таджикских граждан требуют деньги со своих же соотечественников, обманывают земляков, оказывают посреднические услуги, за что берут немалые средства у мигрантов. По нашим данным, ежегодно в России умирают более 2000 человек", - подчеркнул Каромат Шарипов, председатель общероссийского движения "Таджикские трудовые мигранты".

По его мнению, официальная статистика смертей таджикских граждан не отражает реального положения дел. В официальные покзатели не включаются те, кто пропал без вести, либо был похоронен в России. Таких стихийных массовых кладбищ, где захоронены таджики, по всей России десятки, говорит лидер движения.

"В прошлом году была колоссальная смертность среди женщин. Это вполне объяснимо. Я знаю немало случаев, когда таджички устраиваются на работу в пункты общественного питания и проводят на рабочем месте круглые сутки. Женщина сутками простаивает у плиты, у мойки. Там же ест и спит. И так многие месяцы. Естественно, что здоровье и нервы не выдерживают таких нагрузок, стрессов, разлуки с детьми", - рассказывает Каромат Шарипов.

Большинство трудовых мигрантов - выходцы из сельских регионов республики. Многие из них плохо знают русский язык, и это становится серьезной проблемой.

Другой проблемой, влияющей на социальное положение мигрантов в России, Гавхар Джураева, глава центра "Миграция и закон" при фонде "Таджикистан", считает отсутствие договоренности между странами о выплате зарплаты трудовому мигранту независимо от его статуса – легального или нелегального.

"Массовое "кидалово" таджикских мигрантов в России российским бизнесом продолжается. При этом механизма сдерживания этого вала невыплаты на законном основании нет. Приезд в Россию таджиков имеет только одну мотивацию – заработать деньги. И в этом ключевом вопросе у нас правовой провал", - поясняет Гавхар Джураева.

Где поддержка государства?

В бюджете Таджикистана несколько лет назад появилась новая статья расходов - на нужды гастарбайтеров, хотя деньги пока небольшие.

Таджикская правозащитница Ойнихол Бобоназарова уверена, что никакой помощью боль потери не возместить, а вот срочные меры по защите мигрантов просто необходимы. Несмотря на российско-таджикские двусторонние договоренности, права таджикских гастарбайтеров, по мнению правозащитных организаций, не соблюдаются.

"Самое страшное, что наша власть молчит, когда гибнут ее граждане. Умирают от болезней, потому что живут в плохих условиях, нет хорошего питания, нет возможности обращаться к врачам, не соблюдается техника безопасности. За эти смерти никто не отвечает. А ведь эти ребята выполняют работу властей. Они, чтобы не воровать и не убивать, едут в Россию зарабатывать, потому что на родине нет рабочих мест и достойной человека зарплаты. Власть должна мигрантов защищать", - говорит Ойнихол Бобоназарова.

По словам Абдулло Давлатова, председателя Союза таджиков России, трудовые мигранты постоянно испытывают психологические и физические стрессы.

"Живя в нечеловеческих условиях, плохо питаясь, болея, они на себя тратят минимум, стараясь сэкономленные деньги отправить домой. Отсутствие российского гражданства и медицинской страховки не позволяет им лечиться в клиниках. Принимая во внимание эти проблемы, российская сторона согласилась в экстренных случаях помогать тяжелобольным", - уточнил Абдулло Давлатов.

Таджикистан пока не готов к возвращению или массовой депортации мигрантов из России. По словам специалистов, многие депортированнные жители страны, не имея возможности заработать на родине, идут на нарушения закона, чтобы вновь попасть в Россию.

Источник: Русская служба Би-би-си
ТЕГИ: РоссияТрудовая миграциясмертьТаджикистан
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии