Лишь недавно исследователи установили, что в десятке европейских концлагерей нацисты заставляли женщин-заключенных заниматься проституцией в специальных борделях, - пишет Владимир Гинда в рубрике Архив в № 31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года.
Мучения
и смерть или проституция - перед таким выбором нацисты ставили европеек и славянок,
оказавшихся в концлагерях. Из тех нескольких сотен девушек, что выбрали второй вариант,
администрация укомплектовала бордели в десяти лагерях - не только в тех, где
узники использовались как рабочая сила, но и в других, нацеленных на массовое
уничтожение.
В советской и
современной европейской историографии эта тема фактически не существовала, лишь
пара американских ученых - Венди Гертъенсен и Джессика Хьюз - поднимали
некоторые аспекты проблемы в своих научных работах.
В начале XXI века немецкий культуролог Роберт Зоммер начал скрупулезно восстанавливать информацию о сексуальных конвейерах
В начале XXI
века немецкий культуролог Роберт Зоммер начал скрупулезно восстанавливать информацию
о сексуальных конвейерах, действовавших в ужасающих условиях немецких
концлагерей и фабрик смерти.
Итогом девяти
лет исследований стала изданная Зоммером в 2009 году книга Бордель в
концентрационном лагере,
которая шокировала европейских читателей. На основе этой работы в Берлине организовали
выставку Секс-работа
в концлагерях.
Постельная мотивация
“Узаконенный
секс” появился в фашистских концентрационных лагерях в 1942 году. Дома
терпимости эсэсовцы организовали в десяти учреждениях, среди которых были в
основном так называемые трудовые лагеря, - в австрийском Маутхаузене и его
филиале Гузене, немецких Флоссенбурге, Бухенвальде, Нойенгамме, Заксенхаузене и
Дора-Миттельбау. Кроме того, институт подневольных проституток ввели еще и в трех
лагерях смерти, предназначенных для уничтожения заключенных: в польском Аушвице-Освенциме и его “спутнике" Моновице, а также в немецком Дахау.
Идея создания
лагерных борделей принадлежала рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру. Данные
исследователей говорят, что он был впечатлен системой стимулов, применявшейся в
советских исправительно-трудовых лагерях с целью повышения производительности
труда заключенных.
Imperial War Museum
Один из его бараков Равенсбрюка, крупнейшего женского концлагеря нацистской Германии
Гиммлер решил перенять опыт, попутно от себя присовокупив к списку “стимулов”
то, чего не было в советской системе, - “поощрительную” проституцию. Шеф СС был
уверен, что право на посещение борделя наряду с получением прочих бонусов -
сигарет, наличных или лагерных ваучеров, улучшенного рациона - может заставить
узников работать больше и лучше.
На деле право
посещения таких заведений было преимущественно у лагерных охранников из числа
заключенных. И этому есть логичное объяснение: большинство мужчин-узников были
измождены, так что ни о каком сексуальном влечении и не думали.
Хьюз
указывает, что доля мужчин из числа заключенных, которые пользовались услугами
борделей, была крайне мала. В Бухенвальде, по ее данным, где в сентябре 1943
года содержались около 12,5 тыс. человек, за три месяца публичный барак
посетили 0,77% узников. Схожая ситуация была и в Дахау, где по состоянию на
сентябрь 1944-го услугами проституток воспользовались 0,75% от тех 22 тыс.
заключенных, которые там находились.
Тяжелая доля
Одновременно
в борделях работали до двух сотен секс-рабынь. Больше всего женщин, два
десятка, содержались в притоне в Освенциме.
Работницами
борделей становились исключительно женщины-заключенные, как правило, привлекательные,
в возрасте от 17 до 35 лет. Около 60-70% из них были немками по происхождению,
из числа тех, кого власти Рейха называли “антиобщественными элементами”.
Некоторые до попадания в концлагеря занимались проституцией, поэтому
соглашались на схожую работу, но уже за колючей проволокой, без проблем и даже
передавали свои навыки неискушенным коллегам.
Примерно
треть секс-рабынь эсэсовцы набрали из узниц других национальностей - полек,
украинок или белорусок. Еврейки не допускались к такой работе, а
заключенные-евреи не имели права посещать публичные дома.
Эти работницы
носили специальные знаки отличия - черные треугольники, нашитые на рукава их
роб.
Примерно треть секс-рабынь эсэсовцы набрали из узниц других национальностей - полек, украинок или белорусок
Часть девушек
добровольно соглашались на “работу”. Так, одна бывшая сотрудница медсанчасти Равенсбрюка
- крупнейшего женского концентрационного лагеря Третьего рейха, где содержались
до 130 тыс. человек, - вспоминала: некоторые женщины добровольно шли в
публичный дом, потому что им обещали освобождение после шести месяцев работы.
Испанка Лола
Касадель, участница движения Сопротивления, в 1944 году попавшая в этот же лагерь,
рассказывала, как староста их барака объявила: “Кто хочет работать в борделе,
зайдите ко мне. И учтите: если добровольцев не окажется, нам придется
прибегнуть к силе”.
Угроза не
была пустой: как вспоминала Шейна Эпштейн, еврейка из каунасского гетто, в
лагере обитательницы женских бараков жили в постоянном страхе перед охраной,
которая регулярно насиловала узниц. Налеты совершались ночью: пьяные мужчины ходили
с фонариками вдоль нар, выбирая самую красивую жертву.
"Их радости
не было предела, когда они обнаруживали, что девушка была девственницей. Тогда
они громко смеялись и звали своих коллег”, - говорила Эпштейн.
Потеряв
честь, а то и волю к борьбе, некоторые девушки шли в бордели, понимая, что это
их последняя надежда на выживание.
“Самое
важное, что нам удалось вырваться из [лагерей]
Берген-Бельзен и Равенсбрюка, - говорила о своей “постельной карьере” Лизелотта
Б., бывшая заключенная лагеря Дора-Миттельбау. - Главное было как-то выжить”.
С арийской дотошностью
После
первоначального отбора работниц привозили в спецбараки в тех концлагерях, где
их планировали использовать. Чтобы привести изможденных узниц в болееменее
пристойный вид, их помещали в лазарет. Там медработники в форме СС делали им уколы
кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, ели и даже загорали под
кварцевыми лампами.
Во всем этом
не было сочувствия, а только расчет: тела готовили к тяжелому труду. Как только
цикл реабилитации заканчивался, девушки становились частью секс-конвейера.
Работа была ежедневной, отдых - только если не было света или воды, если
объявлялась воздушная тревога или во время трансляции по радио речей
германского лидера Адольфа Гитлера.
Конвейер
работал как часы и строго по расписанию. Например, в Бухенвальде проститутки вставали
в 7:00 и до 19:00 занимались собой: завтракали, делали зарядку, проходили
ежедневные медосмотры, стирали и убирали, обедали. По лагерным меркам еды было
так много, что проститутки даже меняли продукты на одежду и другие вещи. Все
заканчивалось ужином, а с семи вечера начиналась двухчасовая работа. Не
выходить на нее лагерные проститутки могли, только если у них были “эти дни”
или они заболевали.
AP
Женщины и дети в одном из бараков лагеря Берген-Бельзен, освобожденные британцами
Сама
процедура предоставления интимных услуг, начиная от отбора мужчин, была
максимально детализирована. Получить женщину могли в основном так называемые
лагерные функционеры - интернированные, занимавшиеся
внутренней охраной и надзиратели из числа заключенных.
Причем
поначалу двери борделей открывались исключительно перед немцами или
представителями народов, проживавших на территории Рейха, а также перед
испанцами и чехами. Позже круг посетителей расширили - из него исключили лишь
евреев, советских военнопленных и рядовых интернированных. Например, журналы
посещения публичного дома в Маутхаузене, которые педантично вели представители
администрации, показывают, что 60% клиентов составляли уголовники.
Мужчины,
желавшие предаться плотским утехам, сначала должны были взять разрешение у
руководства лагеря. После они покупали входной билет за две рейхсмарки - это
чуть меньше, чем стоимость 20 сигарет, продававшихся в столовой. Из этой суммы
четверть доставалась самой женщине, причем лишь в том случае, если она была
немкой.
В лагерном борделе клиенты, прежде всего,
оказывались в зале ожидания, где сверяли их данные. Затем они проходили
медобследование и получали профилактические инъекции. Далее посетителю
указывали номер комнаты, куда он должен идти. Там и происходило соитие. Разрешена
была только “поза миссионера”. Разговоры не приветствовались.
Вот как
описывает работу борделя в Бухенвальде одна из содержавшихся там “наложниц” -
Магдалена Вальтер: “У нас была одна ванная с туалетом, куда женщины шли, чтобы
помыться перед приходом следующего посетителя. Сразу же после мытья появлялся
клиент. Все работало как конвейер; мужчинам не разрешалось находиться в комнате
больше 15 минут”.
За вечер
проститутка, согласно сохранившимся документам, принимала 6-15 человек.
Тело в дело
Узаконенная проституция
была выгодна властям. Так, только в Бухенвальде за первые шесть месяцев работы
бордель заработал 14-19 тыс. рейхсмарок. Деньги шли на счет управления
экономической политики Германии.
Немцы
использовали женщин не только как объект сексуальных утех, но и как научный
материал. Обитательницы борделей тщательно следили за гигиеной, ведь любая
венерическая болезнь могла стоить им жизни: заразившихся проституток в лагерях
не лечили, а ставили над ними эксперименты.
Imperial War Museum
Освобожденные узницы лагеря Берген-Бельзен
Ученые Рейха
делали это, выполняя волю Гитлера: тот еще до войны назвал сифилис одной из
самых опасных болезней в Европе, способной привести к катастрофе. Фюрер считал,
что спасутся только те народы, которые найдут способ быстро излечивать недуг.
Ради получения чудо-лекарства эсэсовцы и превращали зараженных женщин в живые
лаборатории. Впрочем, живыми они оставались недолго - интенсивные эксперименты
быстро приводили узниц к мучительной смерти.
Исследователи
обнаружили ряд случаев, когда даже здоровых проституток отдавали на растерзание
садистов-медиков.
В лагерях не
жалели и беременных. Кое-где их сразу умерщвляли, кое-где делали им
искусственное прерывание и через пять недель вновь отправляли “в строй”. Причем
аборты производились на разных сроках и разными способами - и это тоже
становилось частью исследований. Некоторым узницам разрешали рожать, но лишь
затем, чтобы после экспериментальным путем определить, сколько может прожить
младенец без питания.
Презренные
узницы
По словам
бывшего узника Бухенвальда голландца Альберта ван Дейка, лагерных проституток
другие заключенные презирали, не обращая внимания на то обстоятельство, что
выйти “на панель” их заставили жестокие условия содержания и попытка спасти
свою жизнь. Да и сама работа обитательниц борделей была сродни ежедневному
многократному изнасилованию.
Некоторые из
женщин, даже оказавшись в борделе, пытались отстоять свою честь. Например,
Вальтер попала в Бухенвальд девственницей и, оказавшись в роли проститутки,
пыталась защититься от первого клиента ножницами. Попытка не удалась, и, согласно
записям учета, в тот же день бывшая девственница удовлетворила шестерых мужчин.
Вальтер вытерпела это потому, что знала: в противном случае ее ждет газовая
камера, крематорий или барак для жестоких экспериментов.
Не у всех
хватало сил пережить насилие. Часть обитательниц лагерных борделей, по данным
исследователей, свели счеты с жизнью, некоторые потеряли рассудок. Кое-кто
выжил, но на всю жизнь остался пленником психологических проблем. Физическое
освобождение не избавило их от груза прошлого, и после войны лагерные
проститутки вынуждены были скрывать свою историю. Поэтому и задокументированных
свидетельств о жизни в этих домах терпимости ученые собрали немного.
“Одно дело
говорить “я работала плотником” или “я строила дороги” и совсем другое - “меня
вынудили работать проституткой”, - отмечает Инза Эшебах, руководитель мемориала
бывшего лагеря Равенсбрюк.
***
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.